Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:26, реферат
Контроль — неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляю¬щий системой, получает необходимую информацию о ее действи¬тельном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия. Анализ результатов контроля позволяет вскрыть ранее неизвестные возможности и резервы системы, эффективность использования ею управленческих решений.
1. Финансовый контроль и его развитие в Республике Беларусь
2. Финансы сферы материального производства – исходное звено финансовой системы
Список использованных источников
29.03.2011
Оглавление
1. Финансовый контроль и его развитие в Республике Беларусь
| 3 |
2. Финансы сферы материального производства – исходное звено финансовой системы
|
20 |
Список использованных источников | 28 |
|
|
|
|
|
|
1. Финансовый контроль и его развитие в Республике Беларусь
Контроль — неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляющий системой, получает необходимую информацию о ее действительном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия. Анализ результатов контроля позволяет вскрыть ранее неизвестные возможности и резервы системы, эффективность использования ею управленческих решений. Получая такую информацию, субъект управления имеет все предпосылки для правильной оценки движения управляемой системы к поставленным целям и принятия необходимых корректирующих действий.
Финансовая система общества в целом и отдельные ее звенья — типичные сложные системы, управление которыми немыслимо без эффективного контроля. Управление финансовыми процессами, тесно связанными с производственными (экономическими) отношениями, оказывает непосредственное влияние на общественное производство, а значит, и на общественную жизнь. Это управление важно для всех составляющих финансовой системы — от финансов отдельных хозяйствующих субъектов до государственных финансов. Поэтому финансовый контроль, т.е. контроль за функционированием различных звеньев финансовой системы, объективно обусловлен потребностями общественной жизни.
Понятие «финансовый контроль» впервые было упомянуто в «Трактате о счетах и записях» (1494 г.) Луки Пачоли (1445-1517 гг.), который писал: «Доброе дело сделали, когда для наблюдения за ними (неисправными маклерами и бухгалтерами) назначили лицо, которому поручили расследовать, хорошо или дурно ведутся книги в этих учреждениях». Но в жизни финансовый контроль применялся значительно раньше, поскольку объективная необходимость в нем возникла одновременно с зарождением финансов, т.е. практически с возникновением разделения труда, товарообмена и денежных отношений [16, с.15].
Долгое время под финансовым контролем понимали деятельность, связанную с проверкой учетных записей и наблюдением за полнотой поступления государственных доходов. Однако постепенно это понятие стало трактоваться более широко.
В настоящее время в научной и учебной литературе имеется достаточное количество определений финансового контроля, согласно которым:
финансовый контроль — это управленческая деятельность специальных контролирующих органов, выражающихся в контроле за правильной мобилизацией, распределением и использованием денежных средств государства, за законностью и целесообразностью всех действий и мероприятий, осуществляемых в процессе финансовой деятельности [1, с.55];
финансовый контроль — это контроль компетентных государственных органов за законностью, правильностью и экономической целесообразностью деятельности участников финансовых отношений по планомерному образованию, распределению и использованию государственных денежных средств [13, с.85];
финансовый контроль — комплекс действий соответствующих органов и служб по проверке хозяйственной и финансовой деятельности предприятий и организаций в целях объективной оценки экономической эффективности деятельности, установления законности, достоверности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций, выявления внутрихозяйственных резервов роста эффективности производства [15, с.68];
финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации [5, с.14].
Таким образом, современное толкование понятия «финансовый контроль» отличают многоплановость его целей и многогранность задач. Финансовый контроль — это не только проверка правильности ведения финансовой документации, соблюдения финансово-хозяйственного законодательства, выявление нарушений финансовой дисциплины. Это прежде всего важнейшая функция управления финансовыми, а через них — и экономическими процессами, имеющая специальную целевую направленность, определенное содержание и специфические способы осуществления [16, с.15].
Целью финансового контроля является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии, с тем чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.
Современная теория финансов рассматривает финансовый контроль как форму реализации контрольной функции финансов, определяя его как совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов как в фондовой, так и в нефондовой формах. Финансовые отношения тесно связаны с производственными, что позволяет финансовому контролю отслеживать происходящие экономические процессы, пропорции распределения денежных ресурсов, полноту и своевременность их поступления в распоряжение хозяйствующих субъектов, экономность и эффективность использования.
Контрольная функция финансов в единстве с другой функцией — распределительной позволяет путем отслеживания движения финансовых ресурсов контролировать процессы распределения стоимости произведенного общественного продукта и соответственно управлять этими процессами.
Сигналы контрольной функции финансов имеют форму количественных параметров соответствующих финансовых показателей. Поэтому исключительно важны достоверность финансовой информации, ее соответствие реальному положению дел в каждом звене финансовой системы. Обеспечение достоверности информации — основная обязанность финансового контроля.
Таким образом, с точки зрения теории финансов финансовый контроль — это одна из функций системы управления финансовыми отношениями, основной задачей которой является отслеживание правильности функционирования этих отношений на уровне конкретного управляемого объекта с целью определения обоснованности и эффективности управленческих решений и степени их реализации, выявления отклонений, о которых целесообразно информировать органы, способные повлиять на улучшение ситуации [16, с.16].
Финансовый контроль имеет несколько уровней [24, с.79].
Первый уровень находит отражение в определении соответствия финансовой политики государства основным экономическим законам. Этот уровень реализуется прежде всего в научных исследованиях, что в связи с многогранностью финансовых отношений под силу солидным научным учреждениям. Их выводы, как правило, озвучиваются политическими лидерами. Ко второму уровню можно отнести контроль, осуществляемый органами представительной власти над финансовой деятельностью центрального и региональных правительств. В данном случае проверяется выполнение заданных в законодательных актах параметров в области бюджета, налогов, инвестиций, денежной массы и т.п.
На первом и втором уровнях в финансовом контроле преобладающими являются аналитические возможности финансового контроля. Экономический анализ предшествует принятию решений, устанавливающих такие стоимостные показатели, как добавленная стоимость, прибыль, цена и т.д., а это, как правило, базовые показатели для обсчета ВВП, национального дохода и других макроэкономических показателей.
Третий уровень финансового контроля выражается в проверке выполнения субъектами финансовых отношений их прав и обязанностей в части пополнения доходов бюджета и рационального расходования денежных средств и материальных ценностей.
Следовательно, перед финансовым контролем стоят следующие задачи:
содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;
обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;
содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам;
содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.
Система органов финансового контроля страны во многом зависит от государственного устройства и функций государственных и негосударственных органов управления.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.
В Республике Беларусь на высшем уровне управления государственный финансовый контроль осуществляют прежде всего органы государственной власти и управления: Президент, парламент, правительство страны. В Российской Федерации действует такой же порядок. Президенты обеих стран в соответствии с Конституцией осуществляют контроль при подписании законов, декретов, указов по финансовым вопросам, при назначении и освобождении министров финансов и других членов правительства.
При Палате представителей и Совете Республики Национального собрания в Беларуси создаются специальные структуры — комитеты, подкомитеты, комиссии по вопросам финансов, бюджета, налогам и другим аспектам финансовой политики. Они контролируют соблюдение финансового законодательства, вносят коррективы в представляемые правительством проекты государственного бюджета, законов по налогообложению и других законов финансового характера. Парламент утверждают отчеты правительств об исполнении бюджета за соответствующие отчетные годы и законы по финансовым вопросам (налогам, социальному страхованию, страхованию имущества юридических и физических лиц, личному страхованию, развитию рынка ценных бумаг, развитию банковского дела и т.п.).
Высшие органы государственной власти в области управления финансами наделены следующими функциями [17, с.30]:
определение финансовой политики;
разработка, рассмотрение и утверждение основополагающих форм финансовых отношений в виде законов, декретов;
осуществление общегосударственного контроля за соблюдением финансового законодательства и т.п.
На региональном уровне финансовый контроль осуществляется как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.
Местные органы государственной власти в области управления финансами наделены функциями в пределах своей компетенции. В частности, они разрабатывают, рассматривают и утверждают формы финансовых отношений, имеющих только региональное значение. Причем формы финансовых отношений не могут вступать в противоречие с общегосударственным финансовым законодательством.
Информация о работе Финансовый контроль и его развитие в Республике Беларусь