Финансовый контроль и его развитие в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:26, реферат

Описание работы

Контроль — неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляю¬щий системой, получает необходимую информацию о ее действи¬тельном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия. Анализ результатов контроля позволяет вскрыть ранее неизвестные возможности и резервы системы, эффективность использования ею управленческих решений.

Содержание

1. Финансовый контроль и его развитие в Республике Беларусь
2. Финансы сферы материального производства – исходное звено финансовой системы
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Финансовый контроль. Финансы сферы материального производства Вариант 26. 2011..doc

— 158.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29.03.2011

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

1. Финансовый контроль и его развитие в Республике Беларусь

 

3

2. Финансы сферы материального производства – исходное звено финансовой системы

 

 

20

Список использованных источников

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Финансовый контроль и его развитие в Республике Беларусь

 

Контроль — неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляю­щий системой, получает необходимую информацию о ее действи­тельном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия. Анализ результатов контроля позволяет вскрыть ранее неизвестные возможности и резервы системы, эффективность использования ею управленческих решений. Получая такую информацию, субъект управления имеет все предпосылки для правильной оценки движения управляемой системы к поставленным целям и принятия необходимых корректирующих действий.

Финансовая система общества в целом и отдельные ее звенья — типичные сложные системы, управление которыми немыслимо без эффективного контроля. Управление финансовыми процесса­ми, тесно связанными с производственными (экономическими) отношениями, оказывает непосредственное влияние на общест­венное производство, а значит, и на общественную жизнь. Это управление важно для всех составляющих финансовой системы — от финансов отдельных хозяйствующих субъектов до государст­венных финансов. Поэтому финансовый контроль, т.е. контроль за функционированием различных звеньев финансовой системы, объективно обусловлен потребностями общественной жизни.

Понятие «финансовый контроль» впервые было упомянуто в «Трактате о счетах и записях» (1494 г.) Луки Пачоли (1445-1517 гг.), который писал: «Доброе дело сделали, когда для наблюдения за ними (неисправными маклерами и бухгалте­рами) назначили лицо, которому поручили расследовать, хорошо или дурно ведутся книги в этих учреждениях». Но в жизни финансовый контроль применялся значительно раньше, посколь­ку объективная необходимость в нем возникла одновременно с зарождением финансов, т.е. практически с возникновением разделения труда, товарообмена и денежных отношений [16, с.15].

Долгое время под финансовым контролем понимали деятель­ность, связанную с проверкой учетных записей и наблюдением за полнотой поступления государственных доходов. Однако постепенно это понятие стало трактоваться более широко.

В настоящее время в научной и учебной литературе имеется достаточное количество определений финансового  контроля, согласно которым:

финансовый контроль — это управленческая деятельность специальных контролирующих органов, выражающихся в контроле за правильной мобилизацией, распределением и использованием денежных средств государства, за закон­ностью и целесообразностью всех действий и мероприятий, осуществляемых в процессе финансовой деятельности [1, с.55];

финансовый контроль — это контроль компетентных государственных органов за законностью, правильностью и экономической целесообразностью деятельности участ­ников финансовых отношений по планомерному образованию, распределению и использованию государственных денежных средств [13, с.85];

финансовый контроль — комплекс действий соот­ветствующих органов и служб по проверке хозяйствен­ной и финансовой деятельности предприятий и органи­заций в целях объективной оценки экономической эф­фективности деятельности, установления законности, достоверности и целесообразности хозяйственных и фи­нансовых операций, выявления внутрихозяйственных резервов роста эффективности производства [15, с.68];

финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации [5, с.14].

Таким образом, современное толкование понятия «финансовый контроль» отличают многоплановость его целей и многогранность задач. Финансовый контроль — это не только про­верка правильности ведения финансовой документации, соблю­дения финансово-хозяйственного законодательства, выявление нарушений финансовой дисциплины. Это прежде всего важней­шая функция управления финансовыми, а через них — и эконо­мическими процессами, имеющая специальную целевую направленность, определенное содержание и специфические способы осуществления [16, с.15].

Целью финансового контроля является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии, с тем чтобы иметь возмож­ность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предот­вращению или сокращению таких нарушений в будущем.

Современная теория финансов рассматривает финансовый контроль как форму реализации контрольной функции финансов, определяя его как совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов как в фондовой, так и в нефондовой формах. Финансовые отношения тесно связаны с производственными, что позволяет финансовому контролю отслеживать происходящие экономические процессы, пропорции распределения денежных ресурсов, полноту и своевременность их поступления в распоряже­ние хозяйствующих субъектов, экономность и эффективность использования.

Контрольная функция финансов в единстве с другой функ­цией — распределительной позволяет путем отслеживания движе­ния финансовых ресурсов контролировать процессы распределения стоимости произведенного общественного продукта и соответст­венно управлять этими процессами.

Сигналы контрольной функции финансов имеют форму коли­чественных параметров соответствующих финансовых показа­телей. Поэтому исключительно важны достоверность финансовой информации, ее соответствие реальному положению дел в каждом звене финансовой системы. Обеспечение достоверности информации — основная обязанность финансового контроля.

Таким образом, с точки зрения теории финансов финансовый контроль — это одна из функций системы управления финансовыми отношениями, основной задачей которой является отслеживание правильности функционирования этих отношений на уровне кон­кретного управляемого объекта с целью определения обоснованности и эффективности управленческих решений и степени их реализации, выявления отклонений, о которых целесообразно информировать органы, способные повлиять на улучшение ситуации [16, с.16].

Финансовый контроль имеет несколько уровней [24, с.79].

Первый уровень находит отражение в определении соответствия финансовой политики государства основным экономическим законам. Этот уро­вень реализуется прежде всего в научных исследованиях, что в связи с многогранностью финансовых отношений под силу солидным научным учреждениям. Их выводы, как правило, озву­чиваются политическими лидерами. Ко второму уровню можно отнести контроль, осуществляемый органами представительной власти над финансовой деятельностью центрального и региональ­ных правительств. В данном случае проверяется выполнение заданных в законодательных актах параметров в области бюджета, налогов, инвестиций, денежной массы и т.п.

На первом и втором уровнях в финансовом контроле преобла­дающими являются аналитические возможности финансового контроля. Экономический анализ предшествует принятию реше­ний, устанавливающих такие стоимостные показатели, как добав­ленная стоимость, прибыль, цена и т.д., а это, как правило, базо­вые показатели для обсчета ВВП, национального дохода и дру­гих макроэкономических показателей.

Третий уровень финансового контроля выражается в провер­ке выполнения субъектами финансовых отношений их прав и обязанностей в части пополнения доходов бюджета и рациональ­ного расходования денежных средств и материальных ценностей.

Следовательно, перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

      содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;

      обеспечение   своевременности  и  полноты  выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

      выявление    внутрипроизводственных    резервов    роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

      содействие  рациональному  расходованию  материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

      обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам;

      содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

Система органов финансового контроля страны во многом зависит от государственного устройства и функций государ­ственных и негосударственных органов управления.

В зависимо­сти от субъектов, осуществляющих финансовый конт­роль, различают общегосударственный, ведомствен­ный и независимый (аудиторский) финансовый конт­роль.

В Республике Беларусь на высшем уровне управления госу­дарственный финансовый контроль осуществляют прежде всего органы государственной влас­ти и управления: Президент, парламент, правительство стра­ны. В Российской Федерации действует такой же порядок. Пре­зиденты обеих стран в соответствии с Конституцией осуще­ствляют контроль при подписании законов, декретов, указов по финансовым вопросам, при назначении и освобождении минис­тров финансов и других членов правительства.

При Палате представителей и Совете Республики Нацио­нального собрания в Беларуси создаются специальные структу­ры — комитеты, подкомитеты, комиссии по вопросам финан­сов, бюджета, налогам и другим аспектам финансовой полити­ки. Они контролируют соблюдение финансового законодательс­тва, вносят коррективы в представляемые правительством проекты государственного бюджета, законов по налогообложению и других законов финансового характера. Парламент утверждают отчеты правительств об исполнении бюджета за соответ­ствующие отчетные годы и законы по финансовым вопросам (налогам, социальному страхованию, страхованию имущества юридических и физических лиц, личному страхованию, разви­тию рынка ценных бумаг, развитию банковского дела и т.п.).

Высшие органы государственной власти в области управле­ния финансами наделены следующими функциями [17, с.30]:

      определение финансовой политики;

      разработка, рассмотрение и утверждение основополага­ющих форм финансовых отношений в виде законов, декретов;

      осуществление общегосударственного контроля за соблю­дением финансового законодательства и т.п.

На региональном уровне финансовый контроль осу­ществляется как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.

Местные органы государственной власти в области управ­ления финансами наделены функциями в пределах своей ком­петенции. В частности, они разрабатывают, рассматривают и утверждают формы финансовых отношений, имеющих только региональное значение. Причем формы финансовых отноше­ний не могут вступать в противоречие с общегосударственным финансовым законодательством.

Информация о работе Финансовый контроль и его развитие в Республике Беларусь