Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:26, реферат
Контроль — неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляю¬щий системой, получает необходимую информацию о ее действи¬тельном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия. Анализ результатов контроля позволяет вскрыть ранее неизвестные возможности и резервы системы, эффективность использования ею управленческих решений.
1. Финансовый контроль и его развитие в Республике Беларусь
2. Финансы сферы материального производства – исходное звено финансовой системы
Список использованных источников
Местные органы государственной власти контролируют соблюдение установленных форм финансовых отношений общегосударственного значения, вносят предложения высшим органам власти для совершенствования этих форм, осуществляют общий контроль за выполнением и изучением форм финансовых отношений, установленных ими для своего региона и т.д.
В Беларуси важным органом финансового контроля со стороны представительной власти является Комитет государственного контроля.
Комитет государственного контроля является государственным органом, осуществляющим государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь [4].
Систему органов Комитета государственного контроля образуют Комитет государственного контроля (центральный аппарат), его территориальные органы, территориальные органы финансовых расследований Комитета государственного контроля.
В структуру Комитета государственного контроля входят Департамент финансовых расследований, Департамент финансового мониторинга с правами юридических лиц и иные структурные подразделения.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органов» от 1 июля 2010 г. № 142–З основными задачами Комитета государственного контроля и его территориальных органов являются [10]:
защита интересов государства от противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь;
проверка выполнения поручений Президента Республики Беларусь, контроль за выполнением которых в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь возложен на Комитет государственного контроля;
осуществление государственного контроля за эффективным и рациональным использованием организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств и государственной собственности;
осуществление государственного контроля за исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь;
проведение комплексных мероприятий по выявлению системных нарушений законодательства и отрицательных тенденций в экономике и социальной сфере;
выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности, развития реального сектора экономики;
предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в экономической сфере;
принятие эффективных мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности;
ведение в установленном порядке административного процесса;
выполнение иных задач в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь.
Основные формы контроля, используемые органами Комитета государственного контроля, — тематические проверки и ревизии.
Важная роль в осуществлении финансового контроля принадлежит также Министерству финансов, Министерству по налогам и сборам, Национальному банку и Государственному таможенному комитету Республики Беларусь.
Эти органы выполняют следующие функции управления финансами [17, с.32]:
проведение в жизнь финансовой политики органов власти;
разработка и издание после утверждения форм финансовых отношений инструкций по их применению;
изучение эффективности функционирующих форм финансовых отношений и внесение предложений органам власти по их совершенствованию.
Республике Беларусь активно развивается ведомственный контроль.
Ведомственный контроль – составная часть государственного контроля, осуществляемая республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами в целях обеспечения соблюдения подчиненными или входящими в их состав организациями государственной формы собственности, а также с долей государственной собственности требований законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, сохранности, целевого и эффективного использования государственного имущества, своевременного выявления, пресечения и предотвращения экономических правонарушений, выявления неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности организаций.
В целях повышения эффективности ведомственного контроля 22 июня 2010 года утвержден Указ №325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь», которым утвержден перечень ведомственных контролирующих органов [14].
Указ Президента Республики Беларусь 22 июня 2010 года №325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь», упорядочивает систему органов и организаций, уполномоченных на проведение ведомственного контроля, устанавливает требования к функционированию системы такого контроля.
Утвержден перечень государственных органов и иных организаций, имеющих право на осуществление ведомственного контроля. Контролирующие органы обязаны не только проводить проверки, но и осуществлять наблюдение, анализ, оценку, установление установлению причинно-следственных связей и прогнозирование факторов, влияющих на результаты деятельности подведомственных организаций. Таким образом, будет проводиться работа по предупреждению нарушения законодательства и финансовой дисциплины на предприятиях.
Основными задачами контролирующих органов являются [9]:
обеспечение контроля за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой подведомственными организациями;
своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства;
принятие мер по обеспечению сохранности, целевого и эффективного использования имущества подведомственных организаций;
выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности деятельности подведомственных организаций.
Указ Президента Республики Беларусь 22 июня 2010 года №325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь», направлен на дальнейшее совершенствование законодательства, регулирующего осуществление ведомственного контроля в Беларуси, в целях повышения эффективности и значимости такого контроля.
Развитие рыночных отношений в нашей стране вызвало появление новых видов профессий, к числу которых относятся аудиторы. Потребность в достоверной информации о бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта хозяйствования и его финансовом положении важна не только собственнику и руководству субъекта хозяйствования для принятия управленческих и стратегических решений, но и третьим лицам: инвесторам, кредиторам, банкам, потенциальным партнерам по бизнесу и др. Такую информацию призван подтверждать независимый аудит.
Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 8 ноября 1994 г. № 3373-XII (в редакции Закона Республики Беларусь от 08.07.2008 № 369-З) под аудиторской деятельностью (аудитом) понимается «...предпринимательская деятельность по независимой проверке (аудиту) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, хозяйственных групп, банковских групп, банковских холдингов, простых товариществ (участников договора о совместной деятельности), индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица), а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству Республики Беларусь» [12].
Правилом аудиторской деятельности «Цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26 октября 2000 г. № 114 (в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 24.09.2007 № 140), установлено, что основными целями аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности являются [25]:
– установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта во всех существенных отношениях, т.е. полноты, достоверности и точности отражения в отчетности показателей активов и пассивов, собственных и заемных средств, состояния расчетов и финансовых результатов за определенный период, проверки соответствия принятой в организации учетной политики законодательству Республики Беларусь;
– установление соответствия совершенных субъектом финансовых и хозяйственных операций нормативным правовым актам Республики Беларусь;
– получение аудиторских доказательств, позволяющих аудитору выразить суждение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Указанные цели присущи внешнему и обязательному аудиту, а также аудиту финансовой отчетности.
Таким образом, виды финансового контроля обусловлены органами, осуществляющими указанный контроль. Государство осуществляет общее руководство финансовым контролем, путем его правовой регламентации. Финансовый контроль является важным инструментом государственного воздействия не только на экономику, но и на другие сферы.
На упорядочение контрольной деятельности направлен Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» [11].
Контрольные органы Республики Беларусь на протяжении последних лет постоянно проводят планомерную работу по сокращению и упорядочению проверок.
Контрольная работа контрольных органов республики ориентирована на исключение многочисленных проверок. Координируется совместная деятельность контролирующих и правоохранительных органов [3].
Результаты проводимых проверок Комитетом государственного контроля за 2008-2010 годы представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты проводимых проверок
Комитетом государственного контроля за 2008-2010 годы
Наименование | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Количество проверок, тыс. ед.. | 10,2 | 6,7 | 6,5 |
Доначислено в бюджет, млрд. руб. | 178,3 | 232,7 | 460,0 |
Привлечено к административной ответственности, тыс.чел. | 9,4 | 8,7 | 8,5 |
Освободжено от занимаемой должности, чел. | 316 | 363 | 322 |
Источник: Собственная разработка на основании данных [2], [3], [6]
В 2010 году Комитет государственного контроля провел 6,5 тыс. проверочных мероприятий (на 3% меньше, чем в 2009 году и на 36% меньше, чем в 2008). По результатам проверок взыскано и восстановлено в бюджет и обращено в доход государства денежных средств на 460 млрд. рублей (почти в два раза больше, чем в 2009 году).
По результатам проверочных мероприятий в 2010 году к административной ответственности привлечено 8,5 тыс. правонарушителей, от должностей освобождено 322 работника. В 2009 году по результатам проверок к административной ответственности привлечено около 8,7 тыс. правонарушителей, от занимаемых должностей освобождено 363 работников.
Департаментом финансового мониторинга КГК (финансовая разведка) в правоохранительные органы, министерства и комитеты республики, а также подразделения финансовой разведки иностранных государств направлено 4410 материалов (больше на 26,9%). По материалам, направленным финансовой разведкой в правоохранительные и контролирующие органы республики, возбуждено 524 уголовных дела (больше в 2,3 раза), применено административных штрафов и предъявлено к уплате налогов на сумму 41,9 млрд. руб. Взыскано в бюджет и обращено в доход государства 23,6 млрд. руб. (больше на 46,3%).
Финансовой милицией Комитета госконтроля (ДФР КГК) проведено 3840 проверочных мероприятий (меньше на 3,3%), возбуждено 1283 уголовных дела, в суды направлено 522 уголовных дела. К административной ответственности привлечено 1807 человек. В доход государства поступило денежных средств и товарно–материальных ценностей на сумму 133,5 млрд. руб. (больше на 3,3%), в том числе денежных средств — 80,8 млрд. руб. (больше на 5,4%). Арестовано товарно–материальных ценностей и денежных средств на сумму 27 млрд. руб., из них фактически поступило 12,4 млрд. руб.
Эффективным средством отслеживания социально–экономической ситуации в регионах является проведение «прямых линий» и личных приемов граждан работниками Комитета.
Результаты работы Комитетам государственного контроля с населением контроля за 2008-2010 годы представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты работы Комитета государственного контроля
с населением за 2008-2010 годы
Наименование | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Проведение «прямых линий» с населением | 596 | 825 | 1027 |
Принято граждан, тыс. чел. | 10,5 | 10,8 | 12,5 |
Рассмотрено письменных обращений, тыс. шт. | 11,8 | 12,2 | 15,5 |
Информация о работе Финансовый контроль и его развитие в Республике Беларусь