Финансовый контроль и его развитие в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:26, реферат

Описание работы

Контроль — неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляю¬щий системой, получает необходимую информацию о ее действи¬тельном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия. Анализ результатов контроля позволяет вскрыть ранее неизвестные возможности и резервы системы, эффективность использования ею управленческих решений.

Содержание

1. Финансовый контроль и его развитие в Республике Беларусь
2. Финансы сферы материального производства – исходное звено финансовой системы
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Финансовый контроль. Финансы сферы материального производства Вариант 26. 2011..doc

— 158.50 Кб (Скачать)

Местные органы государственной власти контролируют со­блюдение установленных форм финансовых отношений общегосударственного значения, вносят предложения высшим органам власти для совершенствования этих форм, осуществляют общий контроль за выполнением и изучением форм финансо­вых отношений, установленных ими для своего региона и т.д.

В Беларуси важным органом финансового контроля со сто­роны представительной власти является Комитет государствен­ного контроля.

Комитет государственного контроля является государственным органом, осуществляющим государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь [4].

Систему органов Комитета государственного контроля образуют Комитет государственного контроля (центральный аппарат), его территориальные органы, территориальные органы финансовых расследований Комитета государственного контроля.

В структуру Комитета государственного контроля входят Департамент финансовых расследований, Департамент финансового мониторинга с правами юридических лиц и иные структурные подразделения.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органов»  от 1 июля 2010 г. № 142–З основными задачами Комитета государственного контроля и его территориальных органов являются [10]:

      защита интересов государства от противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь;

      проверка выполнения поручений Президента Республики Беларусь, контроль за выполнением которых в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь возложен на Комитет государственного контроля;

      осуществление государственного контроля за эффективным и рациональным использованием организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств и государственной собственности;

      осуществление государственного контроля за исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь;

      проведение комплексных мероприятий по выявлению системных нарушений законодательства и отрицательных тенденций в экономике и социальной сфере;

      выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности, развития реального сектора экономики;

      предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в экономической сфере;

      принятие эффективных мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности;

      ведение в установленном порядке административного процесса;

      выполнение иных задач в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь.

Основные формы контроля, используемые органами Коми­тета государственного контроля, — тематические проверки и ревизии.

Важная роль в осуществлении финансового контро­ля принадлежит также  Министерству финансов, Министерству по налогам и сборам,  Национальному банку и Государственному та­моженному комитету Республики Беларусь.

Эти органы выполняют следующие функции управления финансами [17, с.32]:

        проведение в жизнь финансовой политики органов власти;

        разработка и издание после утверждения форм финансо­вых отношений инструкций по их применению;

        изучение эффективности функционирующих форм фи­нансовых отношений и внесение предложений органам власти по их совершенствованию.

Республике Беларусь активно развивается ведомственный контроль. 

Ведомственный контроль – составная часть государственного контроля, осуществляемая республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами в целях обеспечения соблюдения подчиненными или входящими в их состав организациями государственной формы собственности, а также с долей государственной собственности требований законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, сохранности, целевого и эффективного использования государственного имущества, своевременного выявления, пресечения и предотвращения экономических правонарушений, выявления неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности организаций.

В целях повышения эффективности ведомственного контроля 22 июня 2010 года утвержден Указ №325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь», которым утвержден перечень ведомственных контролирующих органов [14].

Указ Президента Республики Беларусь  22 июня 2010 года №325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь», упорядочивает систему органов и организаций, уполномоченных на проведение ведомственного контроля, устанавливает требования к функционированию системы такого контроля.

Утвержден перечень государственных органов и иных организаций, имеющих право на осуществление ведомственного контроля. Контролирующие органы обязаны не только проводить проверки, но и осуществлять наблюдение, анализ, оценку, установление установлению причинно-следственных связей и прогнозирование факторов, влияющих на результаты деятельности подведомственных организаций. Таким образом, будет проводиться работа по предупреждению нарушения законодательства и финансовой дисциплины на предприятиях.

Основными задачами контролирующих органов являются [9]:

      обеспечение контроля за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой подведомственными организациями;

      своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства;

      принятие мер по обеспечению сохранности, целевого и эффективного использования имущества подведомственных организаций;

      выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности деятельности подведомственных организаций.

Указ Президента Республики Беларусь  22 июня 2010 года №325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь»,  направлен на дальнейшее совершенствование законодательства, регулирующего осуществление ведомственного контроля в Беларуси, в целях повышения эффективности и значимости такого контроля.

Развитие рыночных отношений в нашей стране вызвало появление новых видов профессий, к числу которых относятся аудиторы. Потреб­ность в достоверной информации о бухгалтерской (финансовой) отчет­ности субъекта хозяйствования и его финансовом положении важна не только собственнику и руководству субъекта хозяйствования для принятия управленческих и стратегических решений, но и третьим лицам: инвесторам, кредиторам, банкам, потенциальным партнерам по бизнесу и др. Такую информацию призван подтверждать незави­симый аудит.

Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 8 ноября 1994 г. № 3373-XII (в редакции Закона Республики Беларусь от 08.07.2008 № 369-З) под аудиторской деятельностью (ауди­том) понимается «...предпринимательская деятельность по независимой проверке (аудиту) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, хозяйственных групп, банковских групп, банковских холдингов, простых товариществ (участников договора о совместной деятельности), индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица), а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству Республики Беларусь» [12].

Правилом аудиторской деятельности «Цели и общие принци­пы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержден­ным постановлением Министерства финансов Республики Бела­русь от 26 октября 2000 г. № 114 (в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 24.09.2007 № 140), установлено, что основными целями аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности являются [25]:

–        установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта во всех существенных отношениях, т.е. пол­ноты, достоверности и точности отражения в отчетности показа­телей активов и пассивов, собственных и заемных средств, состоя­ния расчетов и финансовых результатов за определенный период, проверки соответствия принятой в организации учетной политики законодательству Республики Беларусь;

–        установление соответствия совершенных субъектом финан­совых и хозяйственных операций нормативным правовым актам Республики Беларусь;

–        получение аудиторских доказательств, позволяющих аудито­ру выразить суждение о достоверности бухгалтерской (финансо­вой) отчетности.

Указанные цели присущи внешнему и обязательному аудиту, а также аудиту финансовой отчетности.

Таким образом, виды финансового контроля обусловлены органами, осуществляющими указанный контроль. Государство осуществляет об­щее руководство финансовым контролем, путем его правовой регламен­тации. Финансовый контроль является важным инструментом государ­ственного воздействия не только на экономику, но и на другие сферы.

На упорядочение контрольной деятельно­сти направлен Указ Президента Ре­спублики Беларусь от 16.10.2009 г. № 510 «О совершен­ствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» [11].

Контрольные органы Респу­блики Беларусь на протяжении последних лет постоянно проводят планомерную работу по сокращению и упорядочению проверок.

Контрольная работа контрольных  органов ре­спублики ориентирована на исключение мно­гочисленных проверок. Координируется совместная деятельность кон­тролирующих и правоохранительных органов [3].

Результаты проводимых проверок Комитетом государственного контроля  за 2008-2010 годы представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты проводимых проверок

Комитетом государственного контроля за 2008-2010 годы

Наименование

2008 год

2009 год

2010 год

Количество проверок, тыс. ед..

10,2

6,7

6,5

Доначислено в бюджет, млрд. руб.

178,3

232,7

460,0

Привлечено к административной ответственности, тыс.чел.

9,4

8,7

8,5

Освободжено от занимаемой должности, чел.

316

363

322

Источник: Собственная разработка на основании данных [2], [3], [6]

 

В 2010 году Комитет государственного контроля провел 6,5 тыс. проверочных мероприятий (на 3% меньше, чем в 2009 году и на 36% меньше, чем в 2008). По результатам проверок взыскано и восстановлено в бюджет и обращено в доход государства денежных средств на 460 млрд. рублей (почти в два раза больше, чем в 2009 году).

По результатам проверочных мероприятий в 2010  году к административной ответственности привлечено 8,5 тыс. правонарушителей, от должностей освобождено 322 работника. В 2009 году по результатам проверок к административной ответственности привлечено около 8,7 тыс. правонарушителей, от занимаемых должностей освобождено 363 работников.

Департаментом финансового мониторинга КГК (финансовая разведка) в правоохранительные органы, министерства и комитеты республики, а также подразделения финансовой разведки иностранных государств направлено 4410 материалов (больше на 26,9%). По материалам, направленным финансовой разведкой в правоохранительные и контролирующие органы республики, возбуждено 524 уголовных дела (больше в 2,3 раза), применено административных штрафов и предъявлено к уплате налогов на сумму 41,9 млрд. руб. Взыскано в бюджет и обращено в доход государства 23,6 млрд. руб. (больше на 46,3%).

Финансовой милицией Комитета госконтроля (ДФР КГК) проведено 3840 проверочных мероприятий (меньше на 3,3%), возбуждено 1283 уголовных дела, в суды направлено 522 уголовных дела. К административной ответственности привлечено 1807 человек. В доход государства поступило денежных средств и товарно–материальных ценностей на сумму 133,5 млрд. руб. (больше на 3,3%), в том числе денежных средств — 80,8 млрд. руб. (больше на 5,4%). Арестовано товарно–материальных ценностей и денежных средств на сумму 27 млрд. руб., из них фактически поступило 12,4 млрд. руб.

Эффективным средством отслеживания социально–экономической ситуации в регионах является проведение «прямых линий» и личных приемов граждан работниками Комитета.

Результаты работы Комитетам государственного контроля с населением контроля  за 2008-2010 годы представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты работы  Комитета государственного контроля

с населением  за 2008-2010 годы

Наименование

2008 год

2009 год

2010 год

Проведение «прямых линий» с населением

596

825

1027

Принято граждан, тыс. чел.

10,5

10,8

12,5

Рассмотрено письменных обращений, тыс. шт.

11,8

12,2

15,5

Информация о работе Финансовый контроль и его развитие в Республике Беларусь