Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 10:44, курсовая работа
В данной работе мне бы хотелось рассмотреть основные моменты формирования и структуры бюджета РФ, возникновение и причины дефицита бюджета; возникновение государственного долга, как следствия дефицита бюджета; финансовый контроль как средство достижения сбалансированности бюджета, методы повышения эффективности контроля бюджета.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 4
1.1 Особенности бюджетного дефицита в России 4
1.2 Государственный долг, как следствие дефицита бюджета 11
1.3 Пути сокращения и способы покрытия бюджетного дефицита 15
2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА 18
2.1 Понятие управления бюджетным дефицитом 18
2.2 Полномочия органов государственной власти в сфере регулирования дефицита бюджета 20
2.3 Финансовый контроль дефицита как средство достижения сбалансированности бюджета 23
3. МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
- устанавливает порядок ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- обеспечивает предоставление бюджетных кредитов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
осуществляет
нормативное и методическое обеспечение
управления средствами Резервного фонда
и Фонда национального
- устанавливает порядок размещения, обращения, обслуживания, выкупа, обмена и погашения государственных займов Российской Федерации, если иное не установлено Правительством Российской Федерации;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации и актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Согласно БК, статье 160.2, бюджетные полномочия главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета состоят в следующем:
1. Главный
администратор источников
- формирует перечни подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
- осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;
- обеспечивает адресность и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета;
- распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита бюджета и исполняет соответствующую часть бюджета;
- организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;
- формирует бюджетную отчетность главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.
2. Администратор
источников финансирования
- осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;
- осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета;
- обеспечивает поступления в бюджет и выплаты из бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета;
- формирует и представляет бюджетную отчетность;
- в случае и порядке, установленных соответствующим главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, в ведении которого находится;
- осуществляет
иные бюджетные полномочия, установленные
настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии
с ним нормативными правовыми актами (муниципальными
правовыми актами), регулирующими бюджетные
правоотношения.
2.3
Финансовый контроль дефицита
как средство достижения
Сбалансированность бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.[7;с94]
Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним — несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета — обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.
Наилучший вариант обеспечения сбалансированности
бюджета – осуществление эффективного
финансового контроля и регулирования
бюджета с целью разработки бездефицитного
бюджета, в котором объем расходов, включая
затраты на обслуживание и погашение государственного
(муниципального) долга, не превышает величины
доходов. Если же избежать дефицита бюджета
не удается, даже исчерпав полностью обычные
источники финансирования, то для сбалансированности
бюджета приходится прибегать к разным
формам заимствований, что требует минимизации
размеров дефицита бюджета на всех стадиях
бюджетного процесса.
Сбалансированность
бюджета достигается разными методами;
одни из них применяются при формировании
бюджета; другие - при его исполнений. К
методам сбалансированности бюджета,
широко используемым в практике бюджетного
планирования и финансового контроля
, относятся: лимитирование бюджетных
расходов с учетом экономических возможностей
общества и объема централизуемых доходов;
совершенствование механизма распределения
доходов между бюджетами разных уровней,
адекватного распределению расходных
полномочий между ними; выявление и мобилизация
резервов роста бюджетных доходов; построение
эффективной системы бюджетного регулирования
и оказания финансовой помощи в сфере
межбюджетных отношений; планирование
направлений бюджетных расходов, положительно
воздействующих на рост доходов и одновременно
обеспечивающих решение стоящих перед
обществом социально-экономических задач
при минимальных затратах и с максим, эффектом;
сокращение масштабов государственного
сектора экономики на основе разумной
приватизации государственной собственности;
жесткая экономия расходов путем исключения
из их состава лишних затрат, не обусловленная
крайней необходимостью; использование
наиболее эффективных форм бюджетных
заимствований, способных обеспечить
реальные поступления денежных средств
с финансовых рынков.
Все
эти методы относятся к компетенции
финансового контроля дефицита бюджета
, рассматриваемого как средство достижения
сбалансированности бюджета.
В ходе исполнения бюджета сбалансированность
достигается с помощью: введения процедуры
санкционирования бюджетных расходов;
строгого соблюдения установленных лимитов
бюджетных обязательств, ориентированных
на реально поступающие доходы; определения
оптимальных сроков осуществления расходов;
использования механизма сокращения и
блокировки расходов бюджета; совершенствования
системы бюджетного финансирования на
основе постепенного прекращения дотирования
предприятий и введения полной имущественной
ответственности экономических субъектов
за выполнение взятых обязательств перед
государством и партнерами; мобилизации
дополнительных резервов роста бюджетных,
доходов; последовательного проведения
финансового контроля за целевым, экономным
и эффективным расходованием бюджетных
средств; оказания финансовой помощи,
в разных ее формах другими бюджетами;
использования бюджетных резервов и т.д.
На стадии исполнения бюджета дополнительными
факторами, влияющими на сбалансированность
бюджета, выступают, с одной стороны, методы
оперативного регулирования бюджетных
потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью
маневрировать бюджетными средствами,
а с другой - механизм сокращения бюджетных
расходов и бюджетные резервы, используя
которые исполнительный орган власти
осуществляет финансирование внезапно
возникших, непредвиденных расходов.
В настоящее время сбалансированность
бюджета должна обеспечиваться на каждом
уровне управления усилиями и профессиональным
мастерством работников соответствующего
органа власти. Большое значение в этих
условиях приобретают устойчивость бюджета
и ответственность финансового органа
за ее обеспечение.
3. МЕТОДЫ
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА
Отрицательные последствия (финансовые, экономические, социальные) огромного бюджетного дефицита настоятельно требуют осуществления системы мер по его преодолению, проведение активной финансовой политики, а именно эффективного финансового контроля, использование общепринятых в мировой практике методов борьбы с дефицитом. При этом следует учитывать, что способы решения данной задачи во многом определяется тем, до какого предела (нулевого или иного) и каким темпами нужно стремиться к сбалансированному бюджету расходов и доходов. [8;с.210]
При выработке стратегии борьбы с дефицитом необходимо руководствоваться следующим:
В программу конкретных мер по сокращению бюджетного дефицита следует включать и последовательно проводить в жизнь такие меры повышения эффективности финансового контроля дефицита бюджета, которые, с одной стороны, стимулировали бы притоки денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой способствовали бы сокращению расходов. [8;с.221]Сюда относятся:
Заключение
На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, финансовому контролю дефицита и управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
Бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны. Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников.
Однако хочу отметить, что в тоже время, сам по себе дефицит бюджета может не быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет от 10 до 30%. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания “финансовых дыр”, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.
Известно,
что государственный долг корнями
уходит в бюджетный дефицит страны.
Для покрытия дефицита государство
прибегает к заимствованиям, как
на внутреннем, так и на внешнем
рынках. Таким образом, государственный
долг, с одной стороны, является пассивом
для государства и активом держателей
гособлигаций (ценных бумаг государственного
заимствования).
Список литературы