Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 10:44, курсовая работа
В данной работе мне бы хотелось рассмотреть основные моменты формирования и структуры бюджета РФ, возникновение и причины дефицита бюджета; возникновение государственного долга, как следствия дефицита бюджета; финансовый контроль как средство достижения сбалансированности бюджета, методы повышения эффективности контроля бюджета.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 4
1.1 Особенности бюджетного дефицита в России 4
1.2 Государственный долг, как следствие дефицита бюджета 11
1.3 Пути сокращения и способы покрытия бюджетного дефицита 15
2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА 18
2.1 Понятие управления бюджетным дефицитом 18
2.2 Полномочия органов государственной власти в сфере регулирования дефицита бюджета 20
2.3 Финансовый контроль дефицита как средство достижения сбалансированности бюджета 23
3. МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Столь масштабные заимствования на внутреннем и внешнем рынках содержат существенные риски неразмещения государственных ценных бумаг в полном объеме, удорожания заимствований в связи с увеличением процентных ставок по размещаемым бумагам, ускоренного использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, влекут значительный рост расходов государства на обслуживание государственного долга.Предлагаемая конструкция федерального бюджета, по существу, означает возврат к модели бюджета, основанной на постоянно увеличивающихся объемах заимствований для финансирования дефицита бюджета, что в конечном итоге подрывает устойчивость бюджетной системы и усиливает зависимость государства от внешних факторов.
Значительные объемы заимствований в 2009 - 2012 годах приведут к существенному росту расходов на обслуживание государственного долга, которые увеличатся в 2012 году по сравнению с 2009 годом в 2,8 раза и составят 561,0 млрд. рублей, или 1 % ВВП и 5,8 % общей суммы расходов. Общий объем расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга за 4 года составит 1 518,4 млрд. рублей.
Серьезную
озабоченность вызывает обеспечение
сбалансированности бюджетной системы
в 2013 - 2015 годах. Имеющиеся резервы могут
являться источником финансирования дефицита
федерального бюджета на непродолжительный
период времени. В случае сохранения сложившихся
пропорций с доходной и расходной частями
бюджетной системы и существенного падения
цен на нефть покрытие ее дефицита в долгосрочной
перспективе может осуществляться только
за счет привлечения заемных средств.
1.3
Пути сокращения и способы покрытия бюджетного
дефицита
Откуда
государство может взять
Существуют традиционные способы покрытия дефицита бюджета:
1)выпуск госзаймов,
2)ожесточение налогообложения,
3)эмиссия денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег,
4)внешние займы,
5)посредством займов у населения и у фирм.
Каждый из них имеет как положительные, так и негативные последствия.[5;с.53]
Так,
выпуск государственных займов, при
определенных условиях, вытесняет часть
инвестиций из производственного процесса.
Возникает так называемый «эффект
вытеснения» частных
Но ее рост сократит инвестиционные возможности частных лиц, вытесняя часть потенциальных инвестиций. Однако «эффект вытеснения» становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости и ограниченности ресурсов. А в экономике с недоиспользованными ресурсами подобная политика в сочетании с соответствующей денежной политикой скорее будет стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции.
Эмиссия денег, или «сеньораж», в настоящее время не сводится просто к печатанию денег, поскольку это еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны. [9, стр. 206-207]
В конечном итоге важно отметить следующее: даже при том, что бюджетный дефицит сам по себе не является катастрофичным явлением, его увеличение может вести к серьезным негативным последствиям не только экономического, но и чисто политического характера. Ведь доверие народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет доверие правительству, доверие проводимым реформам. Это доверие невозможно в условиях несбалансированного бюджета - главного финансового документа страны, в условиях растущего внутреннего и внешнего долга. И это должно, наконец, привлечь пристальное внимание правительства, и проявиться в конкретных результатах.
Формы участия органов власти и управления в процессах сокращения дефицита бюджета у каждого государства разные, но общими для них являются управление налоговой политикой, бюджетным финансированием и регулированием бюджетов всех уровней в соответствии с экономическим развитием регионов и численностью населения.
Как же государство может справиться с дефицитом своего бюджета? Мировая практика знает четыре главных пути сокращения бюджетного дефицита:
1. Сокращение бюджетных расходов
2.
Нахождение источников
3.
Выпуск необеспеченных денег,
использующихся для
4.
Заимствование денег у граждан, банков,
хозяйственных организаций, других организаций,
других государств и иностранных финансовых
организаций.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА
2.1 Понятие управления бюджетным дефицитом
Под понятием управления бюджетным дефицитом подразумеваются методы и мероприятия, проводимые с целью борьбы с крупными дефицитами и ростом государственного долга [6;с.103] . К ним относятся:
1.
Введение конституционной
2.
Требование ежегодного
3.
Предложение об установлении
новых федеральных налогов или
введение более высоких ставок
действующих налогов.
4. Усиление приватизации
экономики посредством продажи государственных
активов и программ в частный сектор.
5. Предоставление
президенту права вето по строкам и статьям
бюджетных расходов.
При выработке стратегии борьбы с бюджетным
дефицитом необходимо руководствоваться
следующим:
1.
Бюджетный дефицит – зло, но
еще большим злом для экономки
и финансов страны является
мнимое его устранение путем
чисто математических операций,
так как в этом случае вместо
«лечения» экономики ее
2.
Баланс бюджета и даже
3.
Величина бюджетного дефицита, о
чем свидетельствует мировой
опыт, не должна превышать предельно
допустимого размера,
4. Для покрытия бюджетного
дефицита могут использоваться различные
формы государственного кредита (как внутреннего,
так и внешнего). Работа печатного станка,
приводящая к эмиссии, не обусловленной
потребностями товарооборота, должна
расцениваться как мера, грубо нарушающая
законы денежного обращения, а потому,
недопустимая. Дефицит должен покрываться
только на заемной основе путем размещения
на финансовом рынке государственных
ценных бумаг.
5.
Для преодоления бюджетного
Быстрая ликвидация бюджетного дефицита, не подкрепленная реальными шагами в направлении стабилизации самой экономики , лишь осложнит и без того трудную финансовую ситуацию в стране, создаст ненужные преграды на пути достойного выхода из кризиса.
В
программу конкретных мероприятий
по управлению бюджетным дефицитом следует
включить такие меры, которые с одной стороны,
стимулировали бы приток денежных средств
в бюджетный фонд страны, а с другой, способствовали
сокращению государственных расходов,
например:
- изменение направлений инвестирования
бюджетных средств в отрасли народного
хозяйства с целью значительного повышения
финансовой отдачи от каждого бюджетного
рубля;
- более широкое использование финансовых
льгот и санкций, позволяющих полнее учитывать
специфические условия хозяйствования
и стимулирующих рост общественного производства;
-снижение военных расходов;
- запрещение ЦБ страны предоставлять
кредиты правительственным структурам
оформления задолженности государственными
ценными бумагами.
В мировой практике для снижения бюджетного
дефицита используется такая форма, как
привлечение в страну иностранного капитала.
С его помощью решаются сразу несколько
задач:
-
сокращаются бюджетные расходы, предназначенные
на финансирование капиталовложений (а
значит уменьшается разрыв между доходами
и расходами);
- расширяется база для производства товаров
и услуг;
- появляется новый налогоплательщик (следовательно,
увеличиваются доходные поступления в
бюджет);
- улучшается состояние платежного баланса.
Понимая исключительную выгодность политики
привлечения в страну иностранного капитала,
все страны, включая и развитые экономики,
стремятся поощрять импорт капитала .
2.2
Полномочия органов
Согласно статье 165 БК РФ, можно выделить следующие бюджетные полномочия Министерства Финансов РФ, имеющие отношение к регулированию дефицита бюджета и управлению государственным долгом.
Министерство Финансов обладает следующими полномочиями:
- разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации основные направления бюджетной и налоговой политики;
- ведет реестр расходных обязательств Российской Федерации;
- разрабатывает прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе прогноз консолидированного -бюджета Российской Федерации;
- проектирует предельные объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета либо субъектам бюджетного планирования;
- разрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов Российской Федерации, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации, проводит государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;
- разрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и является уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственные внутренние и внешние заимствования, разрабатывает программу государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте и программу государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации;
- ведет Государственную долговую книгу Российской Федерации;
- учитывает представляемую органами, ведущими государственные долговые книги субъектов Российской Федерации, информацию о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих государственных долговых книгах субъектов Российской Федерации и муниципальных долговых книгах муниципальных образований;
- осуществляет управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации на основании полномочий, предоставленных Правительством Российской Федерации;
- организует исполнение федерального бюджета, устанавливает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета, бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета и кассового плана исполнения федерального бюджета;