Финансовый контроль дефицита бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мне бы хотелось рассмотреть основные моменты формирования и структуры бюджета РФ, возникновение и причины дефицита бюджета; возникновение государственного долга, как следствия дефицита бюджета; финансовый контроль как средство достижения сбалансированности бюджета, методы повышения эффективности контроля бюджета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 4
1.1 Особенности бюджетного дефицита в России 4
1.2 Государственный долг, как следствие дефицита бюджета 11
1.3 Пути сокращения и способы покрытия бюджетного дефицита 15
2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА 18
2.1 Понятие управления бюджетным дефицитом 18
2.2 Полномочия органов государственной власти в сфере регулирования дефицита бюджета 20
2.3 Финансовый контроль дефицита как средство достижения сбалансированности бюджета 23
3. МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ НОВАЯ.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

    Исполнение  федерального бюджета за 2009 год по доходам планировалось в объеме 6 триллионов 713 миллиардов 821 миллионов рублей, или 16,6% к предварительной оценке объема ВВП за 2009 год (40 триллионов 420 миллиардов рублей), или 100,0% к объему доходов, предлагаемых к утверждению законопроектом. Однако исполнение бюджета по расходам планировалось в объеме 9 триллионов 745 миллиардов 742,2 миллионов рублей, или 24,1% к предварительной оценке объема ВВП за 2009 год и 100,6% к объему расходов, предлагаемых к утверждению законопроектом (9 триллионов 692 миллиардов 219,4 миллионов рублей).

    Дефицит бюджета 2009 г. покрывался за счет Резервного фонда, накопленного во времена высоких цен на нефть.

    Сальдо  источников финансирования дефицита федерального бюджета на 1 января 2010 года составило, по оценке Минфина, 3 триллиона 32 миллиардов 121,2 миллионов рублей. Законопроектом запланировано сальдо в размере 2 триллиона 978 миллиардов 398,3 миллионов рублей. При этом источники внутреннего финансирования дефицита прогнозируются в размере 3 триллиона 243 миллиардов 911,8 миллионов рублей (запланировано законопроектом 3 триллиона 190 миллиардов 188,5 миллионов рублей), источники внешнего финансирования – минус 211 миллиардов 790,6 миллионов рублей (такой же объем запланирован и законопроектом).

     Таким образом, в 1999-2008 гг. федеральный бюджет РФ исполнялся с профицитом. Сверхпрофицит  федерального бюджета РФ направлялся  в Стабилизационный фонд (с 2008 г. – Резервный фонд и Фонд будущих поколений). В 2005-2008 гг. профицит федерального бюджета вырос на 84,31 млрд.руб. и составил в 2008 г. 1697,19 млрд.руб. Начиная с 2009 г. федеральный бюджет прогнозируется с дефицитом. Дефицит федерального бюджета в 2009 году по итогам исполнения составил 3217,6млрд.руб. Дефицит бюджета 2009 г. покрывался за счет Резервного фонда, накопленного во времена высоких цен на нефть. 2.2 Прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2010-2012 гг. и источники его финансирования

     Правительство России одобрило основные характеристики федерального бюджета на 2011-2012 годы. Пока что бюджет на будущий год почти полностью скопирован с нынешнего: 6,6 трлн рублей доходов, 9,5 трлн рублей расходов.

     В течение последующих трех лет  бюджет будет дефицитным, хотя размер дефицита будет постепенно снижаться. Дефицит бюджета – 2010 г. составит 2,936,9 млрд. руб., 6,8% от ВВП. В 2011 году его планируется сократить до 4,3 процента ВВП, а в 2012 – до 3 процентов ВВП. По словам Кудрина, с 2013 года будет возобновлено действие нормы Бюджетного кодекса по ограничению размера дефицита федерального бюджета 1%.

     У власти была альтернатива – либо разом  сократить расходы, либо изыскать дополнительные источники для покрытия дефицита. Первое неизбежно повлекло бы за собой снижение уровня соцподдержки граждан, свертывание антикризисных мер и программ развития, поэтому решено было выбрать второй вариант.

     В 2011 году порядка 70% расходов бюджета будут иметь социальный характер, сохранятся приоритеты, связанные с инвестициями в человеческий капитал и инновациями. Только на пенсионную систему выделят более 600 миллиардов рублей. В полном объеме сохранены расходы на национальную оборону и безопасность.

     В ближайшие годы ситуация в экономике  останется неопределенной, поэтому власти РФ должны вести жесткую и ответственную бюджетную политику, необходимо продолжить политику снижения неэффективных расходов.

     Для покрытия дефицита бюджета в 2010 году, помимо Резервного фонда, правительству  придется расконсервировать Фонд национального благосостояния (ФНБ), а также увеличить объем внутренних заимствований и впервые с 1998 года вернуться к внешним заимствованиям.

     К концу нынешнего года в Резервном  фонде останется не более 1,7 трлн рублей. Таким образом, для покрытия бюджетного дефицита 2010 года из Резервного фонда возьмут 1,7 трлн рублей – на этом его средства и закончатся. Из фонда национального благосостояния заберут четверть – 682 млрд рублей, которые пойдут на погашение дефицита Пенсионного фонда (ПФР), который в будущем году может составить 1,166 трлн рублей.

     Наконец, недостающие 830 млрд рублей будут закрыты  за счет заимствований на внутреннем и внешнем рынках.

     Итак, в 2010-2012 гг. федеральный бюджет будет  дефицитным, хотя размер дефицита будет  постепенно снижаться – с 7,5 процента ВВП страны в 2010 г. до 3 процентов ВВП в 2012 г. в целях сокращения дефицита бюджета Правительство РФ нацелено на: сокращение неэффективных расходов; существенное сокращение расходов на инвестпрограммы, в том числе на строительство объектов транспортной системы и культуры; отсутствие индексации зарплат бюджетников. Для покрытия дефицита бюджета в 2010 году, помимо Резервного фонда, правительству придется расконсервировать Фонд национального благосостояния, а также увеличить объем внутренних заимствований и впервые с 1998 года вернуться к внешним заимствованиям. Пополнить бюджет планируется за счет дополнительных доходов путем введения квотирования этилового спирта для производства вино-водочной продукции. 
 

     1.2 Государственный долг, как следствие дефицита бюджета  

    Государственный долг-это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. [4, с.265]

    Различают внутренний и внешний государственный долг.

    Внутренний  – это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Внешний — это задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран.х

    Внутренний  долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием. Государственные займы выпускаются на различные сроки. И поэтому государственный долг бывает краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет) и долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, так как дата их погашения наступает очень быстро, но проценты по таким займам очень высокие. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.

    Рост внутреннего долга опасен для страны с низким уровнем доходов, но следовательно, и сбережений.[см. Приложение А] Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.

     Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведет к совращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.

     Негативным последствием роста внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют темпы роста валового внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меря по управлению государственным долгом.

     Внешний долг может появиться по двум основным причинам: в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний и путем продажи государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.

     Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает жизненный уровень населения данной страны. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые "неудобны" для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа. Поэтому оценивают его относительную величину. Используют такие показатели, как доля внешнего долга в валовом национальном продукте, отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. По оценкам специалистов данный показатель не должен превышать 25%.

     Если  говорить о ситуации в России на сегодня, то постоянный рост государственного долга неизбежно приводил к увеличению абсолютных и относительных расходов на его обслуживание. Процентные расходы возросли с менее чем 2% совокупных расходов федерального бюджета в 1992 г. до почти 35% в январе - июле 1998 г.

     В результате под воздействием увеличения государственного долга произошло  существенное изменение структуры  расходов федерального бюджета в сторону платежей по обслуживанию внутренней и внешней задолженности.

     Так, платежи по обслуживанию и погашению  внешнего долга в период до 2015 г. должны составлять 12-15 млрд. долл. ежегодно, даже если больше ничего не занимать. Это  составляет примерно половину доходов федерального бюджета. Сохранение таких условий обслуживания внешнего долга грозит России отсутствием перспектив экономического роста на весь этот период.

     Как уже было сказано, наряду с использованием средств Резервного фонда, которые к концу 2010 года будут практически исчерпаны, и средств Фонда национального благосостояния для финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 - 2012 годах предусматривается привлечь заимствования (сальдо) в сумме 2 661,2 млрд. рублей, что составляет 5,5 % среднегодового уровня ВВП за рассматриваемый период, в том числе внутренние - в сумме 1 142,3 млрд. рублей, внешние - в сумме 1 518,9 млрд. рублей.

     В результате государственный долг Российской Федерации увеличится по сравнению  с началом 2009 года в 3,1 раза и составит к началу 2013 года 8 275,4 млрд.рублей, или 15,4 % ВВП (увеличение на 5 583,4 млрд. рублей, или на 8,9 процентного пункта ВВП), в том числе внутренний - 4 344,3 млрд. рублей (увеличение на 2 844,5 млрд. рублей), внешний - 3 931,1 млрд. рублей (увеличение на 2 738,9 млрд. рублей).

     Динамика  государственного долга Российской Федерации (далее - государственный  долг) в 2008 - 2012 годах (в абсолютных размерах и относительно ВВП) представлена в  следующей таблице:

  01.01.2008 01.01.2009 01.01.2010 01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013 Изменение 2012 г. к 2009 г.
Отчет 2007 г. Отчет 2008 г. Закон №204 -ФЗ (с  изм.) Проект Проект Проект Сумма %
Государственный долг, млрд. рублей 2 402,80 2 692,00 3 923,40 5 499,20 7 026,80 8 275,40 4 352,00 210,9
% к  ВВП 7,3 6,5 9,7 12,7 14,6 15,4    
Государственный внутренний долг, млрд. рублей 1 301,20 1 499,80 2 515,30 3 301,80 4 109,70 4 344,30 1 829,00 172,7
%кВВП 4 3,6 6,2 7,6 8,5 8,1    
Государственный внешний долг, млрд. рублей 1 101,60 1 192,20 1 408,10 2 197,40 2 917,10 3 931,10 2 523,00 279,2
% к  ВВП 3,3 2,9 3,5 4,9 6,1 7,3    

Информация о работе Финансовый контроль дефицита бюджета