Финансовый контроль дефицита бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мне бы хотелось рассмотреть основные моменты формирования и структуры бюджета РФ, возникновение и причины дефицита бюджета; возникновение государственного долга, как следствия дефицита бюджета; финансовый контроль как средство достижения сбалансированности бюджета, методы повышения эффективности контроля бюджета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 4
1.1 Особенности бюджетного дефицита в России 4
1.2 Государственный долг, как следствие дефицита бюджета 11
1.3 Пути сокращения и способы покрытия бюджетного дефицита 15
2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА 18
2.1 Понятие управления бюджетным дефицитом 18
2.2 Полномочия органов государственной власти в сфере регулирования дефицита бюджета 20
2.3 Финансовый контроль дефицита как средство достижения сбалансированности бюджета 23
3. МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ НОВАЯ.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

      МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЦИИ 

        ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

        РОСТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

        ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 

КАФЕДРА  «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

по дисциплине   «Финансовый контроль»

на тему: 

«Финансовый контроль дефицита бюджета» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: 

 Студентка группы ФК-421                                                        А.Ю.Соловьева 

Проверил:                                                         

Преподаватель каф. «ФиК»                                                         А. В. Богер 

Работа защищена с оценкой:                              

 

                                                  
 
 
 

                                                   Ростов - на - Дону   

2010 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                         3

1.ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ                              4

1.1 Особенности бюджетного дефицита в России                                          4

1.2 Государственный долг, как следствие дефицита бюджета                     11

1.3 Пути сокращения и способы покрытия бюджетного дефицита             15

2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА                        18

2.1 Понятие управления бюджетным дефицитом                                          18

2.2 Полномочия органов государственной власти в сфере регулирования дефицита бюджета                                                                                            20

2.3 Финансовый контроль дефицита как средство достижения сбалансированности бюджета                                                                         23

3. МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО   КОНТРОЛЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА                                                          27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                        32

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                               34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

    Однако, данная системы зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетной задолженности или бюджетного дефицита. Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск “пустых” денег.

    В данной работе  мне бы хотелось рассмотреть  основные моменты формирования и  структуры бюджета РФ, возникновение  и причины дефицита бюджета; возникновение  государственного долга, как следствия  дефицита бюджета; финансовый контроль как средство достижения сбалансированности бюджета, методы повышения эффективности контроля бюджета. А также найти ответы на такие вопросы, как:

    - Почему возникает проблема дефицита  и не является ли он опасной  угрозой для экономического существования  страны в мировой экономике?

    - Почему государственный долг  России существует как проблема, и возможно ли ее решить? 

    1.ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

    1.1 Особенности бюджетного дефицита  в России 

    Прежде  чем, рассматривать проблему дефицита бюджета, следует понять, как и на какой основе формируется бюджет государства.

    Центральной частью финансовой системы являются государственные финансы с их ведущим звеном – государственным (федеральным) бюджетом как сводным  балансом доходов и расходов государства.

    Государственный бюджет – это основной финансовый план доходов и расходов государства на определенный срок, утвержденный в законодательном порядке .[1,с.56 – 59]

    Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.

    Построение  бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны развитыми странами в начале ХХ в.

    Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства, существование единообразия финансовых документов и бюджетной классификации. Принцип полноты – учет всех затрат и всех поступлений по каждой статье бюджета. Принцип реальности – правдивое отражение доходов и расходов государства. Принцип гласности – обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.

    Если  расходы правительства равны  его доходам, то бюджет называется сбалансированным. Однако это достигается не всегда.

    Дефицит государственного бюджета – величина, на которую расходы государственного бюджета превышают его доходы.

     Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда - характерен сегодня для большинства развитых стран.

     В условиях функционирования рыночных отношений  трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику - политику бюджетного дефицита.

     Признание объективности бюджетного дефицита в условиях рыночной экономики требует рассмотрения ее как объективной экономической категории и изучения законов ее развития.

     Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит  выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. С этих позиций дадим его определение. Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.

     Такие дополнительные доходы образуются главным образом в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов. Это требует от правительства разработки мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников покрытия.

    Отсутствие положительного бюджетного сальдо не следует связывать исключительно с чрезвычайными обстоятельствами. Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать намерения правительства осуществлять крупные государственные вложение в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.

    Однако  чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. в этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке бюджетной политики.[2,с.115]

    В исключительных случаях превышение расходов над доходами становиться результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и прочее), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходиться изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.

    Таким образом, в конечном итоге дефицит бюджета является следствием:

  • Чрезмерных государственных расходов;
  • Ограниченности финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы (сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования лили из-за низкой собираемости доходов);
  • Циклических спадов в экономике.

    Связанные причины бюджетного дефицита также  можно представить в виде таблицы [3,с.156]:

      

    Рассматривая  причины возникновения дефицита, очевидно можно ответить на вопрос о желательности или нежелательности  бюджетного дефицита.

    Дефицит, возникающий в случаях чрезвычайных обстоятельств, а также в результате государственного регулирования экономической  конъюнктуры можно назвать структурным.  Он является продуктом здравой государственной  политики по стабилизации экономики и оказывает существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры. Структурный дефицит отражает влияние фискальной политики. Вместо сравнения реальных расходов и доходов бюджета, при вычислении структурного дефицита сравниваются расходы и доходы бюджета в условиях полной занятости. (Структурный дефицит иногда называют дефицитом полной занятости).

      Другой вид дефицита возникает в результате кризисных явлений в экономике страны, циклического спада производства, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Такой дефицит называют циклическим. Его рассматривают как нежелательное явление в экономике.[2,с.155]

    Если  рассматривать ситуацию в России в цифрах на сегодня, то профицит федерального бюджета РФ в 2008 году составил 1697,19 млрд рублей или 4% ВВП, говорится в официальном сообщении Минфина РФ, а ВВП РФ за 2008 год составил 42 трлн 468,8 млрд рублей.

    Доходы  федерального бюджета в 2008 году составили 9 трлн 258 млрд рублей, расходы на кассовой основе – 7 трлн 560,87 млрд рублей .Первичный профицит федерального бюджета составил 1 трлн 849 млрд руб или 4,4% ВВП.

    Ситуация  в 2009 – 2010 году представлена в диаграмме:

    

    Таким образом,дефицит федерального бюджета в 2009 году по итогам исполнения составил 3217,6млрд.руб., или 8,4% к предварительной оценке объема ВВП за 2009 год.

Информация о работе Финансовый контроль дефицита бюджета