Финансовые рынки и их роль в развитии экономики

Автор: m***********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сущности финансовых рынков, анализ их роли в развитии экономики на примере России в условиях переходного периода и глобального финансово-экономического кризиса, определение тенденций и перспектив развития финансовых рынков страны в посткризисный период. Отсюда следуют задачи исследования:
Дать понятие и определить структуру и функции финансового рынка.
Изучить финансовый рынок России в условиях переходного периода в экономике страны и мирового финансово-экономического кризиса.
Выявить тенденции и перспективы его дальнейшего развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3

1 Характеристика финансового рынка и его составляющих……………………..5

1.1 Понятие финансового рынка и его структура………………………..………..5

1.2 Функции финансового рынка………………………………………...………..13

2 Современное состояние финансового рынка России………………….…..…...18

2.1 Финансовый рынок переходного периода (1992 – 1998 гг.)………………...18

2.2 Российский финансовый рынок в период кризиса 2008-2009…………..…..26

3 Проблемы и перспективы развития финансового рынка Российской………….. Федерации………………………………………………………...………………...32

3.1 Проблемы развития финансового рынка в РФ…………………………..…...32

3.2 Перспективы развития финансового рынка в РФ…………………..………..37

Заключение………………………………………………………………...……….43

Список использованных источников………………………………………..……45

Приложение А Целевые показатели развития финансового рынка Российской… Федерации…………………………………………………………………….….…47

Работа содержит 1 файл

план.doc

— 414.50 Кб (Скачать)

     Но  также целесообразно отметить, что  в учебнике «Финансы» под редакцией Г.Б. Поляка отдельно выделены функции рынка ценных бумаг как важнейшего сегмента финансового рынка, общерыночные и специфические.

     К общерыночным функциям рынка ценных бумаг относятся:

     1) коммерческая – связана с получением прибыли от операций на рынке;

     2) ценовая функция, обеспечивающая процесс формирование рыночных цен, их постоянное движение;

     3) информационная – на её основе рынок производит и доводит до участников информацию по объектам торговли;

     4) регулирующая – связана с созданием правил торговли и участия в ней, порядка разрешения споров между участниками, установлением приоритетов и образованием органов управления и контроля.

     К специфическим функциям рынка ценных бумаг Г.Б. Поляк относит:

     1) перераспределительная функция, которая включает перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности и финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т. е. без выпуска в обращение дополнительных денежных средств;

     2) функция страхования ценовых и финансовых рисков, т.е. хеджирование, которое осуществляется на основе нового класса производственных ценных бумаг – фьючерсных и опционных контрактов.

     Выполняя  свои функции, финансовый рынок в  целом способствует ускорению оборота капитала, активизирует экономический рост, создаёт дополнительную прибыль и способствует увеличению национального дохода.

      Подводя итог всему вышесказанному, следует  заключить, что наличие высокоразвитой инфраструктуры различных видов  и сегментов финансового рынка делает возможным выбор наиболее приемлемого, оптимального способа привлечения финансовых ресурсов для тех хозяйствующих субъектов, которые нуждаются в инвестициях, и для тех, которые стремятся выгодно и надёжно вложить свои денежные средства. 
 

 

      2 Современное состояние  финансового рынка России

      2.1 Финансовый рынок России переходного периода (1992 – 1998 гг.) 

      До 1990 года полный контроль финансовых потоков в России осуществляло государство.

      Так как финансовый рынок являет собой  механизм перераспределения капитала, то одной из первоочередных задач правительства «новой» России стало создание условий функционирования этой сферы экономического пространства.

      В рамках этой задачи предстояло:

  1. Создать нормативную базу, которая бы регулировала действия участников;
  2. Обеспечить возникновение самих участников на базе программ приватизации и коммерциализации;
  3. Стимулировать развитие инфраструктуры рынка в части организации биржевой торговли, банковской деятельности и т.п.

      Начало  процессу было положено в первой половине 1991 г. после принятия Постановления Совета Министров РСФСР № 601 от 25 декабря 1990 г. «Об утверждении Положения об акционерных обществах». Для этого – первого – этапа были характерны следующие процессы:

  • появление (еще в 1990 г.) первых открытых акционерных обществ, выпустивших акции в открытую продажу с первичным размещением в 1991 г. (банк «Менатеп», Российская товарно-сырьевая биржа);
  • в марте 1991 г. государственные облигации впервые появились на биржевых торгах (фондовый отдел Московской товарной биржи);
  • массовое создание акционерных обществ и выпуск их акций в свободную продажу;
  • появление сотен бирж в 1991 г. и начало функционирования других институтов рынка (инвестиционных компаний и др.) в 1992 г.

      Итогом  этого этапа (к весне 1992 г.) можно считать появление всех возможных видов ценных бумаг со всеми возможными сроками действия, эмитированными в основном корпорациями и государством. Можно также считать, что к концу этого этапа в основном было закончено формирование первичной нормативной базы развития рынка. Постановление Совета Министров РСФСР № 78 от 28 декабря 1991 г. «Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР» на 5 последующих лет стало основным документом в этой области (за исключением приватизируемых предприятий).

      Основными формальными вехами второго этапа  стали:

  • система приватизационного законодательства 1992-1994 гг.;
  • создание и развитие организованного рынка государственных ценных бумаг в 1993-1995 гг.

      Точкой  отсчета для этого этапа стал Указ Президента РФ N 721 от 1 июля 1992 г. «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», который оказал наибольшее влияние на развитие РЦБ в 1992-1994 гг. Технология чековой (ваучерной) приватизации стала, в свою очередь, решающей для развития инфраструктуры рынка.

      По  имеющимся оценкам, именно в 1994 г. рынок  ценных бумаг в России впервые  стал оказывать сильнейшее влияние  на общеэкономическое и даже политическое развитие страны. Так, резкое расширение рынка ГКО в 1994 году позволило в определенной мере уменьшить размер свободных денежных ресурсов, оказывавших негативное воздействие на курс рубля к доллару и на темпы инфляции. Резко увеличившийся размер сбережений населения вызвал к жизни значительное количество эмитентов (хотя и крайне низкой степени надежности), ориентированных на работу именно с населением. Также в 1994 г. впервые началось использование ценных бумаг для разрешения кризиса неплатежей (выпуск казначейских обязательств (КО)). В 1994 году иностранными инвесторами впервые были осуществлены и крупные вложения в акции российских приватизированных предприятий.

      Таким образом, в 1994 г. совпали во времени  два качественных сдвига: во-первых, резко увеличилось предложение  ценных бумаг вследствие интенсификации эмиссионной деятельности (эмиссия  акций приватизированных предприятий, государственных ценных бумаг, а  также активизация компаний, аккумулирующих средства населения), и во-вторых, резко увеличился спрос на инвестиционные ценности (за счет иностранных инвесторов; формирования устойчивого слоя населения, обладающего сбережениями долгосрочного характера, которые могут быть инвестированы в том числе в ценные бумаги; а также притока на рынок ценных бумаг средств банков и других финансовых структур в результате снижения прибыльности операций на валютном и кредитном рынках).

      Для третьего этапа развития рынка характерны следующие основные признаки:

  • появление в 1994-1996 гг. качественно новой нормативной базы, определяющей институционально-регулятивные аспекты функционирования рынка ценных бумаг (вступление в силу ГК РФ, Законов РФ «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг»);
  • позитивные качественные изменения 1994-1996 гг., связанные с развитием инфраструктуры – свыше 200 лицензированных регистраторов, подготовка к созданию центрального депозитария, постепенное развитие кастодиальных услуг, создание и развитие Российской торговой системы, формирование системы саморегулируемых организаций участников рынка);
  • общие благоприятные тенденции и значительные резервы в развитии ликвидности и капитализации рынка.

      Важнейшим качественным отличием данного этапа  развития РЦБ было также растущее международное признание российского рынка, доступ российских эмитентов различного типа к мировым финансовым рынкам. Среди наиболее важных событий в этой области следует отметить получение одновременно кредитного рейтинга Moody’s, Standard&Poor’s и IBCA, успешные выпуски «еврооблигаций», публикация индекса IFC Global Russia, выпуски ADR/GDR рядом компаний, включение АО «Вымпелком» в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи, признание американской SEC некоторых российских банков «надежным иностранным депозитарием» и др.

      Вплоть  до октября 1995 г. рынок государственных облигаций представлял собой финансовый сегмент, на котором коммерческие банки могли эффективно размещать привлеченные и собственные средства. В то же время, вследствие высоких процентных ставок по депозитам населения, происходил еще более ускоренный прирост депозитов населения в коммерческих банках (включая Сбербанк РФ) по сравнению с ростом внутреннего долга, обеспечивая расширение ресурсной базы для данного сегмента финансового рынка. Так, если в мае 1993 г. вклады физических лиц в банках составляли лишь 6,8% М2 (т.е. от совокупного денежного предложения), то к концу октября 1995 г. соответствующий показатель составлял уже 32,8% М2. 

      Рисунок 2.1 – Доля депозитных вкладов населения в совокупном денежном предложении (агрегате М2), в % к итогу 

      Депозитные  вклады населения в коммерческих банках устойчиво росли с начала 1994 г., что объяснялось развитием  национальной банковской системы и  финансовых рынков. Рост банковских депозитов  населения обеспечил формирование ресурсной базы рынка ценных бумаг, равно как и финансовую стабилизацию. В то же время развитие рынка ценных бумаг способствовало уменьшению доли наиболее ликвидных компонентов денежного предложения и снижению темпов роста цен.

      Отметим, что в течение данного этапа развития рассматриваемого сегмента финансового рынка в России произошли, по меньшей мере, два примечательных события. Во-первых, сразу после кризиса 11 октября 1994 г. на валютном рынке, получившего название «черного вторника», рынок государственных ценных бумаг впервые был использован для стабилизации состояния российских финансов. Тогда, сразу после резкого падения курса рубля (более чем на 25%), наряду с проведением валютных интервенций Центробанком РФ, была резко повышена доходность госбумаг, что позволило привлечь на рынок свободные рублевые ресурсы и, соответственно, снизить спрос на иностранную валюту.

      Во-вторых, после банковского кризиса в  августе 1995 г. рынок госбумаг фактически стал исполнять роль рынка межбанковских кредитов (т.е. определять минимальную стоимость свободных финансовых ресурсов). Кризис на рынке межбанковских кредитов, разразившийся в августе 1995 г., был вызван банкротством ряда банков и «финансовых пирамид» и был назван «кризисом доверия». В ситуации «взаимного недоверия» коммерческих банков рынок государственных ценных бумаг рассматривался в качестве наименее рискованного и наиболее ликвидного финансового сегмента и фактически был основным сегментом, на котором размещались свободные краткосрочные ресурсы. Рынок же межбанковских кредитов служил лишь дополнением рынка госбумаг, позволяя после завершения сессий вторичных торгов госбумагами перераспределять оставшиеся рублевые ресурсы.

      В 1996-м году ради дальнейшего развития рынок ценных бумаг был открыт для внешних инвесторов. С февраля 1996 г. внешние инвесторы были допущены на первичные аукционы, а с августа 1996 г. – и на вторичные торги по государственным ценным бумагам. Либерализация доступа внешних инвесторов на рынок внутреннего долга дополнительно стимулировалась тем фактом, что именно в апреле-мае 1996 г. накопленный и реинвестированный процентный доход сравнялся по своему объему с реально привлеченными на данный рынок средствами.

      Допуск  на рынок ценных бумаг внешних инвесторов на время улучшил его конъюнктуру. С середины 1996 г. по середину 1997 г. доля внешних инвесторов на данном рынке возросла с 0 до 30%, а средневзвешенная доходность федеральных облигаций снизилась с 35 до 19% годовых.  

      

      Рисунок 2.2 – Структура внутреннего долга (по типам инвесторов) в 1997-1998 гг. 

      Внешние инвесторы разместили в этот период на рынке российского внутреннего  долга значительные средства. Так, в  течение 1996 г. на рынок ГКО/ОФЗ поступило, согласно данным внешнеплатежного баланса РФ, 5,9 млрд. долл., а в 1997 г. – 10.9 млрд. долл.

      Доходность  по государственным ценным бумагам  в течение третьего этапа существенно снизилась – со 140% годовых в преддверии президентских выборов в середине 1996 г. до 18% в конце лета 1997 г.

      В течение 1996–1997 гг. снизилась средневзвешенная доходность государственных ценных бумаг со 142% годовых в мае 1996 г. до 18,15% годовых в октябре 1997 г. Подобное снижение обусловливало общее уменьшение процентных ставок в экономике и создавало определенные предпосылки для роста кредитования реального сектора экономики России.

      В 1996-1997 г. интенсивно развивались смежные  сегменты финансового рынка России – прежде всего рынок муниципальных облигаций и рынок производных инструментов.

      Однако  бурный рост отечественного рынка был  прерван кризисом конца 1997 г. – августа 1998 г., когда в одночасье рынок откатился к нулевой точке своего развития.

      В течение октября 1997 г. портфель внешних инвесторов на рынке ГКО/ОФЗ возрос более чем на 1 млрд. долл. (по номинальной стоимости), в течение ноября 1997 г. – снизился на 2 млрд. долл., а в декабре того же года вновь возрос на 1 млрд. долл. – т.е. по итогам указанного периода объем вложений в госбумаги остался на неизменном уровне.

Информация о работе Финансовые рынки и их роль в развитии экономики