Финансовые ресурсы регионов

Автор: Илья Староверов, 11 Июня 2010 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Все финансовые потоки, циркулирующие в экономике, всегда привязаны к определенной территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют

Содержание

Введение. 3
1.Определение финансовых ресурсов региона. 6
2.Состав региональных финансов. 10
3.Финансовый баланс региона. 14
4. Финансы Центрального федерального округа,
в январе-декабре 2009 года. 25
Заключение. 39
Литература. 41

Работа содержит 1 файл

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 1.68 Мб (Скачать)

     В соответствии с положениями «Программы развития бюджетного федерализма в  Российской Федерации» к 2005 г. в региональные бюджеты должно зачисляться 20% общего объема поступлений налога на добычу  общераспространенных полезных ископаемых, 50%акцизов на спирт из пищевого сырья и ликероводочные изделия, 100% прочих акцизов, 50% налогов на доходы физических лиц, 61% налога на прибыль предприятий, 100% транспортного налога, 40% налога с продаж, 50% экологических платежей.

     В 2009 г. Ситуация резко меняется , теперь поступления от налога на добычу общественно  полезных в регионах отменяется в  связи с чрезмерной разбросанностью  полезных ископаемых , эта статья заменяется специальными дотациями которые  будут даваться на развитие региона . Причем сам федеральный бюджет на этот период уже состоит на 50% от выручки с полезных ископаемых.

     К неналоговым доходам регионального  бюджета относятся:

     средства, получаемые от продажи регионального  имущества;

     средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за 
сдачу  во  временное  владение  и  пользование или  во  временное 
пользование имущества, находящегося в собственности региона;

     средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

     средства, получаемые от передачи имущества, находящегося 
в региональной собственности, под залог, в доверительное управление;

     плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

     доходы  в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных 
капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов 
по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;

     часть прибыли региональных унитарных  предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

     другие   предусмотренные   законодательством   Российской 
Федерации доходы от использования имущества, находящегося в 
региональной собственности;

     доходы  от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении  органов государственной власти субъектов Федерации.

     В доходы региональных бюджетов могут  зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

     В бюджеты могут также зачисляться  безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законода-тельстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения бюджета и не учтенными законом о бюджете.

     Иные  неналоговые доходы поступают в  региональные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов Федерации.

     Финансовая  помощь от федерального бюджета в  форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах регионального бюджета, который является получателем этих средств. При этом такая финансовая помощь не является собственным доходом регионального бюджета.

     С позиции управления целесообразно  использовать классификацию доходов на постоянные и непостоянные доходы. Постоянные средства складываются из налогов и сборов, регулярно взимаемых в пользу субъекта Федерации, значительная часть поступлений от услуг региональных служб, арендная плата от использования имущества, рентные платежи за пользование недрами и природными ресурсами и др. К непостоянным средствам региона относятся заемные средства, доходы от продажи имущества и др.

     В бюджете средства классифицируются на функциональные и инвестиционные поступления. Поступления, внесенные  в функциональную часть бюджета, направляются на покрытие соответствующих расходов функциональной части бюджета. Превышение функциональных поступлений над функциональными расходами представляет собой самостоятельный источник доходов для инвестиционной части регионального бюджета. Собственно инвестиционные поступления бюджета представляют собой доходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений.

     Расходы бюджета. Согласно Бюджетному кодексу  следующие функциональные виды расходов финансируются исключительно из бюджетов субъектов Федерации:

     обеспечение функционирования органов представительной и исполнительной власти субъектов  Федерации;

     обслуживание  и погашение государственного долга  субъектов Федерации;

     проведение  выборов и референдумов в субъектах  Федерации;

     обеспечение реализации региональных целевых программ;

     формирование  государственной собственности  субъектов Федерации;

     осуществление международных и внешнеэкономических 
связей субъектов Федерации;

     содержание  и развитие предприятий, учреждений и организаций,  находящихся в ведении  органов государственной  власти субъектов Федерации;

     обеспечение деятельности средств  массовой  информации субъектов Федерации;

     оказание  финансовой помощи местным бюджетам;

     обеспечение осуществления отдельных государственных  полномочий, передаваемых на муниципальный  уровень;

     компенсация дополнительных  расходов,  возникших  в  результате  решений,   принятых   органами   государственной  власти субъектов Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;

     прочие  расходы, связанные с осуществлением полномочий 
субъектов Федерации.

     Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных  бюджетов финансируются следующие  функциональные виды расходов: государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии,  газификации и водоснабжения,  сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов; обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение противопожарной безопасности; научно-исследовательские,  опытно-конструкторские и проектно-изыскательские   работы, обеспечивающие   научно-технический прогресс; обеспечение социальной защиты населения; обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности; обеспечение   предупреждения   и   ликвидации   последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба; развитие рыночной инфраструктуры; обеспечение развития федеративных и национальных отношений; обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов   Федерации  в  соответствии  с  законодательством   Российской Федерации; обеспечение деятельности средств массовой информации; прочие расходы,  находящиеся в совместном ведении  Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований.

     В отличии от бюджета, являющегося  законодательным документом, региональный финансовый баланс служит аналитическим  инструментом, составление которого позволяет:

     -сопоставить  потребности территории и реальные  возможности для их покрытия;

     -определить  финансовую обеспеченность конкретной  территории;

     -представить  вклад территории в государственные  ресурсы и вклад государственных  ресурсов в развитие регионов;

     -выявить  потенциал местного бюджета и  внебюджетных фондов;

     -отслеживать  процесс формирования, аккумулирования,  распределения финансовых ресурсов, фиксируя узкие места.

     Кроме того, баланс позволяет установить  сумму финансовых ресурсов, оставляемых  в распоряжении предприятий и  организаций, направляемых в местный  и вышестоящий бюджеты, а также  средства, мобилизуемые из внешних  для территории источников и в  первую очередь из федерального бюджета.

     Информационной  базой составления финансового  баланса являются статистические данные  отчетов предприятий и организаций  по итогам финансовой деятельности, отчеты по использованию местных бюджетов, данных налоговых инспекций, отчеты по формированию и использованию  внебюджетных фондов, данные таможенных управлений и другая информация.

     Распределение и закрепление между бюджетами  разных уровней вышеуказанных расходов производятся по согласованию федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Федерации.

     Бюджетные расходы в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы, согласно экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

     Капитальные (инвестиционные) расходы бюджетов- представляют со- бой часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность, в т.ч. инвестиции в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности субъекта Федерации. В составе капитальных расходов бюджетов может формироваться бюджет развития.

     К текущим расходам бюджетов относятся  расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов регионального управления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включаемые в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

     Текущие расходы регионального бюджета  не могут превышать объем доходов  регионального бюджета.

     Субвенции и субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер (расходов по федеральным целе-вым программам, капитальным расходам, расходов, пере-даваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации и др. целевых расходов). Порядок их предоставления и расчет определяются специальным феде-ральным законом либо бюджетом на очередной финансовый год. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Финансы Центрального федерального округа, в январе-декабре 2009 года.  

На 1 января 2010 года в консолидированные бюджеты  Центрального федерального округа поступило 1 580.1 млрд. рублей налоговых и неналоговых  доходов, что составляет 82.9% от объемов  поступлений на 1 января 2009 года (темп в среднем по Российской Федерации 86.4%).

Рост  поступлений налоговых и неналоговых  доходов зафиксирован в 5 регионах: Тамбовская область (рост на 9.5%), Брянская область (рост на 6.2%), Тверская область (рост на 1.7%), Воронежская область (рост на 0.5%), Владимирская область (рост на 0.3%).

Сокращение  поступлений налоговых и неналоговых  доходов произошло в 13 регионах.

Самая неблагоприятная ситуация сложилась  у следующих регионов: Белгородская область (падение на 26.1%), г. Москва (падение  на 22.9%), Липецкая область (падение на 22.2%), Тульская область (падение на 14.0%), Курская область (падение на 13.9%), Костромская область (падение на 10.8%).

На 1 января 2010 года в консолидированные бюджеты  Центрального федерального округа поступило 458.3 млрд. рублей налога на прибыль, что  составляет 57.5% от объемов поступлений  на 1 января 2009 года (темп в среднем  по Российской Федерации 61.0%).

Информация о работе Финансовые ресурсы регионов