Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:08, курсовая работа
Развитие рыночной экономики характеризуется цикличностью.
Экономические циклы или колебания деловой активности – последовательность периодов роста экономики, сменяющихся периодами замедления или спада экономической активности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС КАК ПРОЯВЛЕНИЕ
ЦИКЛИЧНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. Понятие и причины экономических циклов 5
1.2. Финансовые кризисы в экономической истории России 9
2. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
В УСЛОВИЯХ ТЕКУЩЕГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА 20
2.1. Влияние глобального финансового кризиса
на экономику России 20
2.2. Показатели посткризисного развития экономики России 28
3. АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Вместе с тем возобновление политики макроэкономической стабилизации монетарными методами приведет к обратным, многократно проверенным в десятках стран, последствиям: углублению экономического спада, параличу банковской системы, сужению коридора возможностей до «форточки» наращивания внешнего долга.
Текущие прогнозы роста мировой экономики и цен на сырье пока благоприятны для России, но подвержены значительным рискам. При этом даже в случае реализации этих прогнозов внешний спрос вряд ли станет основным источником российского роста. В среднесрочной перспективе темпы роста экспорта составят не более 3-5% в год из-за стагнации поставок нефти и нефтепродуктов. В то же время импорт будет расти на 13% в год. Таким образом, в ближайшие годы ключевой вклад в рост ВВП должен внести внутренний спрос, особенно инвестиции, которые наряду с увеличением основного капитала способствуют повышению производительности труда. С одной стороны, для этого необходимы меры по улучшению инвестиционного климата с целью восстановить приток прямых инвестиций (доля России в их притоке в развивающиеся страны и на формирующиеся рынки упала с 13% в 2008 г. до 8% в 2010 г.). Также требуются стимулы для передачи передовых технологий. В 2010 г., несмотря на наметившийся в последние годы прогресс, Россия занимала по этому показателю 120-е место из 139 (по данным Всемирного экономического форума, ВЭФ).
С другой стороны, нужны условия для накопления основного капитала за счет внутренних сбережений. С точки зрения нормы сбережения Россия в докризисный период практически не уступала «азиатским тиграм» - Южной Корее, Гонконгу, Малайзии, поддерживая ее на уровне выше 30%. В 2009 г. норма сбережения снизилась до 23,4% от располагаемого дохода, поэтому актуальна задача ее восстановления. Что касается нормы накопления, то она, за исключением2007-2008 г., не превышала 22% ВВП, это более чем на 10 п. п. меньше, чем в упомянутых странах.
Для сближения нормы накопления и нормы сбережения необходимо, прежде всего, сократить вывоз российского капитала из частного сектора (он составляет от 7 до 13% ВВП, то есть больше половины величины накопления основного капитала). Частично такой отток отражает нормальный процесс интеграции российских компаний в мировую экономику, выстраивание ими цепочек создания добавленной стоимости с участием зарубежных производителей. Вместе с тем значительная часть оттока объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом, сохраняющимися трудностями для ведения бизнеса в нашей стране. Необходимо радикально улучшить соответствующие условия - повысить защищенность прав собственности, уменьшить административное давление на бизнес и т. п. [20]
Подводя итог, можно сделать вывод, что кризис делает не допускающей отлагательства задачу построения новой модели экономического развития. Основным ее отличием от прежней должна стать ориентация не на экстенсивные, а на интенсивные факторы роста. Основные необходимые для этого изменения включают:
1. Формирование более здоровой макроэкономической среды. Для этого необходимо обеспечить положительные в реальном выражении процентные ставки, переход к более гибкой курсовой политике, последовательное снижение инфляции, предотвращение формирования «пузырей» на финансовых рынках. Центральный банк должен создать условия для более эффективного проведения денежно-кредитной политики.
2.
Активизацию инвестиционного
3.
Повышение интенсивности
4.
В качестве важной меры
5. Оздоровление банковской системы. Необходимо добиться увеличения ее капитализации, поглощения сравнительно слабых банков, неспособных существовать при ухудшении внешней конъюнктуры. Важная задача состоит в повышении финансовой прозрачности банковской системы, совершенствованию системы оценки рисков регуляторами и управления ими самими банками.
6. Переход к более тонким инструментам экономической политики.
Примером может служить необходимость использования ставок НДПИ на нефть, дифференцированных с учетом реальных условий разработки и добычи. В условиях низкого качества государственного аппарата и большой прямой вовлеченности государства в экономическую деятельность действие относительно сложных инструментов может искажаться из-за коррупции, лоббирования, административного давления.
Решение
перечисленных задач возможно только
в рамках всесторонней модернизации экономики,
включающей реформирование административной
системы, создание эффективной и независимой
судебной системы, формирование доверия
к политике правительства, к государственным
и рыночным институтам. Краеугольным камнем
должно стать изменение взаимоотношений
в треугольнике «власть – общество-бизнес».
Существенный прогресс в модернизации
общественных институтов возможен только
в том случае, если нам удастся создать
основу для партнерских отношений между
участниками «треугольника». Необходимым
условием здесь является общественное
признание сложившихся прав собственности,
и активная защита их от передела на всех
уровнях, большая социальная ответственность
бизнеса, действенный контроль общества
над властью.
Заключение
Россия имеет богатый «кризисный опыт», несмотря на сравнительно короткий срок, прошедший с начала «перестройки». При некоторой условности подобных оценок отметим все же, что современный экономический кризис фактически является уже четвертым за период с 1985 года (когда Михаил Горбачев пришел к власти) по 2008 год.
У каждого из пережитых страной кризисов были определенные общие черты. Однако различия между ними гораздо важнее общности. Выходя на новый этап своего развития, Россия каждый раз сталкивалась с принципиально новыми проблемами, а потому кризисы отличались по своему характеру.
Ключевой проблемой современной экономической политики России является согласование мер по преодолению кризиса со стратегическими задачами социально- экономического развития. Сокращение имеющихся у государства ресурсов затрудняет решение стратегических задач, возникает соблазн отложить их до возобновления экономического роста. Вследствие этого в большинстве стран мира происходит сокращение инвестиционной активности и снижение нормы накопления в пользу мер по поддержанию текущего потребления. Однако такой подход представляется бесперспективным, так как не позволяет устранить структурные ограничения экономического роста.
Текущий глобальный финансовый кризис перешел в депрессию, которая завершится после структурной перестройки экономики ведущих стран мира выходом на новую длинную (кондратьевскую) волну экономического развития. Этот процесс обычно занимает около десятилетия, в течение которого состояние экономики характеризуется турбулентностью, сопровождающейся краткосрочными подъемами и спадами. В этот период закладываются основы подъема новой длинной волны экономического роста. Она формируется в результате инвестиционных и инновационных решений, принимаемых сейчас.
Чтобы
своевременно «оседлать» новую длинную
волну экономического развития и вырваться
из «сырьевой ловушки», России необходимо
проводить активную политику опережающего
развития, не дожидаясь завершения депрессии.
После выхода из нее передовых стран возможности
структурной перестройки российской экономики
будут сужаться, а барьеры входа на новую
длинную волну экономического развития
- возрастать.
Список литературы