Финансовые кризисы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Развитие рыночной экономики характеризуется цикличностью.
Экономические циклы или колебания деловой активности – последовательность периодов роста экономики, сменяющихся периодами замедления или спада экономической активности.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС КАК ПРОЯВЛЕНИЕ
ЦИКЛИЧНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. Понятие и причины экономических циклов 5
1.2. Финансовые кризисы в экономической истории России 9
2. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
В УСЛОВИЯХ ТЕКУЩЕГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА 20
2.1. Влияние глобального финансового кризиса
на экономику России 20
2.2. Показатели посткризисного развития экономики России 28
3. АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Работа содержит 1 файл

Финансовые кризисы в России .doc

— 279.00 Кб (Скачать)

     Вместе  с тем возобновление политики макроэкономической стабилизации монетарными  методами приведет к обратным, многократно  проверенным в десятках стран, последствиям: углублению экономического спада, параличу банковской системы, сужению коридора возможностей до «форточки» наращивания внешнего долга. 

     Текущие прогнозы роста мировой экономики  и цен на сырье пока благоприятны для России, но подвержены значительным рискам. При этом даже в случае реализации этих прогнозов внешний спрос вряд ли станет основным источником российского роста. В среднесрочной перспективе темпы роста экспорта составят не более 3-5% в год из-за стагнации поставок нефти и нефтепродуктов. В то же время импорт будет расти на 13% в год. Таким образом, в ближайшие годы ключевой вклад в рост ВВП должен внести внутренний спрос, особенно инвестиции, которые наряду с увеличением основного капитала способствуют повышению производительности труда. С одной стороны, для этого необходимы меры по улучшению инвестиционного климата с целью восстановить приток прямых инвестиций (доля России в их притоке в развивающиеся страны и на формирующиеся рынки упала с 13% в 2008 г. до 8% в 2010 г.). Также требуются стимулы для передачи передовых технологий. В 2010 г., несмотря на наметившийся в последние годы прогресс, Россия занимала по этому показателю 120-е место из 139 (по данным Всемирного экономического форума, ВЭФ).

     С другой стороны, нужны условия для  накопления основного капитала за счет внутренних сбережений. С точки зрения нормы сбережения Россия в докризисный период практически не уступала «азиатским тиграм» - Южной Корее, Гонконгу, Малайзии, поддерживая ее на уровне выше 30%. В 2009 г. норма сбережения снизилась до 23,4% от располагаемого дохода, поэтому актуальна задача ее восстановления. Что касается нормы накопления, то она, за исключением2007-2008 г., не превышала 22% ВВП, это более чем на 10 п. п. меньше, чем в упомянутых странах.

     Для сближения нормы накопления и  нормы сбережения необходимо, прежде всего, сократить вывоз российского капитала из частного сектора (он составляет от 7 до 13% ВВП, то есть больше половины величины накопления основного капитала). Частично такой отток отражает нормальный процесс интеграции российских компаний в мировую экономику, выстраивание ими цепочек создания добавленной стоимости с участием зарубежных производителей. Вместе с тем значительная часть оттока объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом, сохраняющимися трудностями для ведения бизнеса в нашей стране. Необходимо радикально улучшить соответствующие условия - повысить защищенность прав собственности, уменьшить административное давление на бизнес и т. п. [20]

     Подводя итог, можно сделать вывод, что  кризис делает не допускающей отлагательства задачу построения новой модели экономического развития. Основным ее отличием от прежней должна стать ориентация не на экстенсивные, а на интенсивные факторы роста. Основные необходимые для этого изменения включают:

     1. Формирование более здоровой  макроэкономической среды. Для  этого необходимо обеспечить положительные в реальном выражении процентные ставки, переход к более гибкой курсовой политике, последовательное снижение инфляции, предотвращение формирования «пузырей» на финансовых рынках. Центральный банк должен создать условия для более эффективного проведения денежно-кредитной политики.

     2. Активизацию инвестиционного спроса, повышение нормы накопления. Эта  задача должна решаться в значительно  более сложных, чем прежде, макроэкономических  условиях: в первые годы – на  фоне ограниченной доступности банковских кредитов и иностранного капитала, в дальнейшем, даже после завершения кризиса – положительных в реальном выражении процентных ставок. Следовательно, решающая роль должна принадлежать улучшению инвестиционного климата, созданию привлекательных условий для ведения бизнеса.

     3. Повышение интенсивности инноваций.  Следует оговориться, что на  нынешнем уровне развития речь  должна идти, прежде всего, не  о массовом появлении принципиально  новых технологий производства, а об освоении лучших на  сегодняшний день технологических и управленческих процессов, т.е. о заимствовании созданных в мире передовых технологий. Ключевое значение для достижения данной цели имеют создание конкурентной среды и сохранение открытости экономики. В частности, важным каналом импорта современных технологий служит приток прямых иностранных инвестиций.

     4. В качестве важной меры поддержки  экономики в условиях кризиса  принято решение по снижению  налога на прибыль, не исключены  и другие меры по облегчению  налоговой нагрузки. В то же  время сохраняются задачи увеличения инвестиций в человеческий капитал. Это требует систематической работы по повышению эффективности бюджетной политики, решению задач государственной политики в условиях ограниченных бюджетных ресурсов. Это требует существенного реформирования системы государственного управления: повышения ее открытости и подотчетности, снижения уровня коррупции, развития методов бюджетирования и управления, ориентированных на результат.

     5. Оздоровление банковской системы. Необходимо добиться увеличения ее капитализации, поглощения сравнительно слабых банков, неспособных существовать при ухудшении внешней конъюнктуры. Важная задача состоит в повышении финансовой прозрачности банковской системы, совершенствованию системы оценки рисков регуляторами и управления ими самими банками.

     6. Переход к более тонким инструментам экономической политики.

     Примером  может служить необходимость  использования ставок НДПИ на нефть, дифференцированных с учетом реальных условий разработки и добычи. В условиях низкого качества государственного аппарата и большой прямой вовлеченности государства в экономическую деятельность действие относительно сложных инструментов может искажаться из-за коррупции, лоббирования, административного давления.

     Решение перечисленных задач возможно только в рамках всесторонней модернизации экономики, включающей реформирование административной системы, создание эффективной и независимой судебной системы, формирование доверия к политике правительства, к государственным и рыночным институтам. Краеугольным камнем должно стать изменение взаимоотношений в треугольнике «власть – общество-бизнес». Существенный прогресс в модернизации общественных институтов возможен только в том случае, если нам удастся создать основу для партнерских отношений между участниками «треугольника». Необходимым условием здесь является общественное признание сложившихся прав собственности, и активная защита их от передела на всех уровнях, большая социальная ответственность бизнеса, действенный контроль общества над властью. 

 

Заключение 

     Россия  имеет богатый «кризисный опыт», несмотря на сравнительно короткий срок, прошедший с начала «перестройки». При некоторой условности подобных оценок отметим все же, что современный  экономический кризис фактически является уже четвертым за период с 1985 года (когда Михаил Горбачев пришел к власти) по 2008 год.

     У каждого из пережитых страной  кризисов были определенные общие черты. Однако различия между ними гораздо  важнее общности. Выходя на новый этап своего развития, Россия каждый раз  сталкивалась с принципиально новыми проблемами, а потому кризисы отличались по своему характеру.

     Ключевой  проблемой современной экономической политики России является согласование мер по преодолению кризиса со стратегическими задачами социально- экономического развития. Сокращение имеющихся у государства ресурсов затрудняет решение стратегических задач, возникает соблазн отложить их до возобновления экономического роста. Вследствие этого в большинстве стран мира происходит сокращение инвестиционной активности и снижение нормы накопления в пользу мер по поддержанию текущего потребления. Однако такой подход представляется бесперспективным, так как не позволяет устранить структурные ограничения экономического роста.

     Текущий глобальный финансовый кризис перешел в депрессию, которая завершится после структурной перестройки экономики ведущих стран мира выходом на новую длинную (кондратьевскую) волну экономического развития. Этот процесс обычно занимает около десятилетия, в течение которого состояние экономики характеризуется турбулентностью, сопровождающейся краткосрочными подъемами и спадами. В этот период закладываются основы подъема новой длинной волны экономического роста. Она формируется в результате инвестиционных и инновационных решений, принимаемых сейчас.

     Чтобы своевременно «оседлать» новую длинную волну экономического развития и вырваться из «сырьевой ловушки», России необходимо проводить активную политику опережающего развития, не дожидаясь завершения депрессии. После выхода из нее передовых стран возможности структурной перестройки российской экономики будут сужаться, а барьеры входа на новую длинную волну экономического развития - возрастать.  
 

 

Список литературы 

  1. Агапова Т.А. Экономический кризис в России и результативность государственной антикризисной политики. Режим доступа: [http://2info.ru/index.php?dn=article&re=print&id=26]
  2. Антикризисная экономическая политика. Режим доступа: [http://aviaperevozki.flexum.ru/article/2442]
  3. Большая антикризисная стратегия России. Режим доступа: [http://www.mk.ru/politics/russia/article/2009/05/04/267699-bolshaya-antikrizisnaya-strategiya-rossii.html]
  4. Галин В. Программы антикризисных мер в России и за рубежом. Режим доступа: [http://www.polemics.ru/articles/?articleID=13357&hideText=0&itemPage=1]
  5. Глазьев С. О стратегии модернизации и развития экономики России в условиях глобальной депрессии. Режим доступа: [http://www.glazev.ru/econom_polit/269/]
  6. Государственная антикризисная политика в условиях мирового финансово-экономического кризиса: Межкафедральный сборник научных трудов / Под ред. акад. Д.Е. Сорокина, проф. А.Н. Ряховской. М.: Финакадемия, 2010. – 144 с.
  7. Дробышевская, Т.А. История экономики СССР и России в конце ХХ века / Т.А. Дробышевская, В.А. Мау, С.М. Шахрай, А.А. Яник. – М.: МГУ, 2011. – 406 с.
  8. Конотопов, М.В. История экономики России / М.В. Конотопов, С.И. Сметанин. – М.: КноРус, 2011. – 569 с.
  9. Кудрин, А. Последствия кризиса и перспективы социально-экономического развития России / А. Кудрин, О. Сергиенко // Вопросы экономики. – 2011. - №3. – С.23-38.
  10. Маслов О. Кризисология или от локальных кризисов к Первой глобальной Великой депрессии ХХI века. Режим доступа: [http://www.polit.nnov.ru/2008/05/12/crisisology/]
  11. Петров Ю.А. Глобальный кризис и кризис экономики России: причины, последствия, предложения по изменению социально-экономической политики // Российский экономический журнал. - 2009. - №10. – С.17-22.
  12. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов на заседании Правительства Российской Федерации. Режим доступа: [http://www.economy.gov.ru/minec/press/news/doc20110921_014]
  13. Россия в хвосте по эффективности антикризисной политики. Режим доступа: [http://crisiskill.ru/?p=3889]
  14. Стратегия социально-экономического развития России: влияние кризиса / Коллектив авторов. Под общ. ред. И.Ю.Юргенса - М.: Институт экономического развития, 2009. – 129 с.
  15. Титов, С. Влияние мирового финансового кризиса на экономику России // Развитие рынка. – 2009. - №1. – С.18-24.
  16. Травин Д. Четыре кризиса России. Режим доступа: [http://www.polit.ru/article/2011/01/22/crisisies/]
  17. Ханин Г.И. Экономический кризис 2008 года в России и его последствия. Режим доступа: [http://www.sibai.ru/content/view/1608/1775/]
  18. Штогрин  С.И. Мировой финансовый кризис и его влияние на экономику России / С.И. Штогрин  // Экономист. – 2011. - №4. – С.21-29.
  19. Экономические кризисы в России. Компас истории. Режим доступа: [http://www.professo-finans.ru/publications/publishing/13/24847/]
  20. Юдаева Ю.  Антикризисное страноведение: выводы для России. Режим доступа: [http://www.gazetaprotestant.ru/2010/03/antikrizisnoe-stranovedenie-vyvody-dlya-rossii/]
  21. Яковец, Ю. Экономические кризисы: неизбежная реальность // Экономические стратегии. – 2007. - №1. - С.32-37.

Информация о работе Финансовые кризисы в России