Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:08, курсовая работа
Развитие рыночной экономики характеризуется цикличностью.
Экономические циклы или колебания деловой активности – последовательность периодов роста экономики, сменяющихся периодами замедления или спада экономической активности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС КАК ПРОЯВЛЕНИЕ
ЦИКЛИЧНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. Понятие и причины экономических циклов 5
1.2. Финансовые кризисы в экономической истории России 9
2. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
В УСЛОВИЯХ ТЕКУЩЕГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА 20
2.1. Влияние глобального финансового кризиса
на экономику России 20
2.2. Показатели посткризисного развития экономики России 28
3. АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Вместе с тем в неторгуемых отраслях в первой половине 2008 г. наблюдался рост в 9,5%, что было обусловлено высоким потребительским спросом, особенно в строительстве и розничной торговле. Однако рост замедлился даже в бурно развивающейся строительной отрасли, где во II кв. 2008 г. темпы роста сократились с 28,3% в предыдущем квартале до 18,7%.
Снижение темпов роста инвестиций в первой половине 2008 г. стало началом постепенного сокращения роста совокупного спроса, за которым последовало снижение темпов роста потребления (см. рис. 2.1). После бума, наблюдавшегося в I кв. 2008 г., когда объем инвестиций, являющихся главным (вместе с потреблением) фактором роста в кратко-срочной перспективе, увеличился на 19,1%, во II кв. произошло сокращение до 13%, а III кв. - до 9,9% (см. табл. 2.3). Такое снижение темпов роста инвестиций было во многом связано с государственными корпорациями и добывающими отраслями, где, согласно отчетным данным, в первом полугодии 2008 г. темпы роста инвестиций резко упали до 6,2% (по отношению к первому полугодию 2007 г.), в то время как в 2007 г. они составляли 19,1%.
Таблица 2.3
Инвестиции в основной капитал в 2005 г. - II кв. 2008 г.,
% к соответствующему периоду предыдущего года [15, с.23]
Показатель | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | I
кв.
2008 г. |
II кв. 2008 г. |
Рост инвестиций в основной капитал, % | 10,9 | 16,7 | 21,1 | 19,1 | 13,0 |
Рост валового накопления основного капитала, % | 10,6 | 17,7 | 20,8 | 19,4 | 12,9 |
Доля валового накопления основного капитала, % ВВП | 17,7 | 18,5 | 21,1 | 15,6 | 20,1 |
Инвестиции консолидированного бюджета, % ВВП | 2,8 | 2,9 | 3,2 | 1,2 | 2,3 |
Свой вклад в такое развитие событий внесли ограничения предложения, увеличение глобальных неопределенностей и изменения в настроении иностранных и отечественных инвесторов. С ростом неопределенностей инвесторы повсеместно сократили горизонты инвестирования и пересмотрели (или отложили) долгосрочные дорогостоящие инвестиции. В результате снизились темпы роста прямых иностранных инвестиций.
Рис. 2.1. Ежеквартальный вклад различных видов спроса в реальный рост ВВП России в 2007-2008 гг.
2010 год стал переходным от кризисного времени к нормальному развитию. По оценкам Росстата, ВВП России в 2010 г. вырос на 4%. К концу 2010 г. ВВП и промышленное производство практически полностью восстановились, достигнув 97-99% значений сентября 2008 г.
2010 год еще раз подтвердил наличие сильной зависимости российской экономики от внешней конъюнктуры. В течение первых трех кварталов 2010 г. рост ВВП был минимальным. Производство начало динамично расти в IV квартале, когда на мировых рынках стала дорожать нефть. Таким образом, пока не удалось преодолеть сырьевую ориентацию российской экономики и ее зависимость от углеводородного экспорта, и вряд ли это можно изменить за год или два.
По итогам кризиса Россия оказалась в числе наиболее пострадавших стран. В 2009 г. ВВП упал на 7,8%, в то время как мировой ВВП снизился лишь на 0,6%, а выпуск в развивающихся странах и странах с формирующимся рынком вырос на 2,6%. При этом в них, как и в России, кризисные явления в основном были вызваны финансовыми и торговыми шоками. Относительно более выраженную негативную динамику российской экономики можно объяснить ее большей уязвимостью к таким шокам [18, с.25].
Перегрев экономики приводит к накоплению в ней внутренних дисбалансов, и чем сильнее «раздут спрос, тем больше при прочих равных условиях последующая коррекция. Среди факторов такого перегрева в первую очередь назовем рост кредитов. В 2003-2007 гг. в России объем кредитования увеличился с 16,8 до 37,8% ВВП в основном за счет привлечения банками иностранного капитала. При этом заемные средства зачастую использовались для финансирования высокорискованных проектов и вложений в дорожающие активы. Падение доходности проектов и снижение стоимости активов в дальнейшем обусловили резкую коррекцию этого показателя.
В России быстро росли иностранные обязательства не только банковского, но и нефинансового сектора. В результате частный внешний долг на конец 2007 г. превысил 20% ВВП. Такой рост во многом определялся активностью крупных компаний с госучастием, что могло привести к неполному учету рисков из-за наличия неявных госгарантий спасения их от банкротства. Усиление зависимости от внешнего финансирования и наличие макроэкономических проблем повысили уязвимость экономики к эффекту кризисного разворота потоков капитала. Проблема заключается в том, что приходящие в страну средства в основном носят неустойчивый характер. И при любом даже незначительном ухудшении экономической ситуации наблюдается резкий отток капитала. Это связано с недостаточной развитостью институтов и высокой зависимостью экономики от сырья.
Динамика кредитного рычага и долга была обусловлена действиями частного сектора. Однако свой вклад внесла и политика регуляторов. В связи с необходимостью стерилизации избыточного объема ликвидности и в условиях чрезмерного наращивания расходов бюджета с точки зрения целей денежно-кредитной политики по инфляции Банк России повышал процентные ставки. А это способствовало дальнейшему росту притока капитала. В этих условиях курсовая политика Банка России должна быть более гибкой. В условиях либерализации потоков капитала поддержание предсказуемого курса обусловило нарастание валютных дисбалансов.
Несмотря на создание и активное наполнение нефтегазовых фондов, досрочное погашение значительной части внешнего долга, Россия оказалась одной из немногих нефтедобывающих стран, где в докризисный период государственные расходы росли относительно ВВП.
К 2008 г. ненефтяной дефицит бюджета достиг 6,5% ВВП. Проведение более жесткой политики позволило бы не только «остудить» спрос, но и ослабить рубль, снизить приток краткосрочного капитала.
Глубина падения российской экономики была обусловлена и ее высокой зависимостью от нефтегазовых экспортных доходов. Хотя физический объем экспорта упал лишь на 4,7%, в стоимостном выражении он снизился на 36%. Для сравнения: в крупнейших мировых экспортерах - Китае и Германии - стоимость экспорта снизилась соответственно на 17 и 23%. В целом доходы экспортеров продукции более высокой степени переработки пострадали (в стоимостном выражении) меньше, чем экспортеров сырья.
Хотя физический объем экспорта упал лишь на 4,7%, в стоимостном выражении он снизился на 36%. Для сравнения: в крупнейших мировых экспортерах - Китае и Германии - стоимость экспорта снизилась соответственно на 17 и 23%. В целом доходы экспортеров продукции более высокой степени переработки пострадали (в стоимостном выражении) меньше, чем экспортеров сырья [9, с.27].
Доля «новой» экономики в ВВП в докризисный период была невысокой. Например, доля расходов на информационные технологии в ВВП в 2007 г. составляла 3,8% (на уровне Индии и в 1,5-2 раза ниже, чем в Бразилии и Китае). В то же время с 2004-2005 гг. стал формироваться позитивный тренд в динамике финансирования и проведения прикладных исследований. Например, число выданных резидентам патентов за 2006-2008 гг. выросло на 20%, финансирование исследований (в реальном выражении) - более чем на 50%.
Конкурентоспособность высокотехнологичной российской продукции подтверждалась ростом ее экспорта: с 3,7 млрд долл. в 2005 г. до 5,1 млрд в 2008 г. Еще активнее развивался сектор услуг в сфере информационных технологий: экспорт в данной области вырос втрое, превысив 3 млрд долл. в 2008 г.
Развитие инновационного сектора, безусловно, было существенным как само по себе, так и с точки зрения повышения производительности в других секторах российской экономики. Однако для стран со средним уровнем доходов не менее важны восприятие и адаптация передовых зарубежных технологий. Большую роль здесь играют прямые иностранные инвестиции и импорт капитальных товаров. За 2006-2008 гг. прямые иностранные инвестиции в обрабатывающие отрасли выросли практически вдвое. Инвестиционный импорт рос в этот период в среднем более чем на 30% в год; в 2008 г. его доля в общем импорте составила 24%, а в абсолютном выражении - почти 70 млрд долл.
В
условиях кризиса резко - в 1,5 раза - снизился
приток прямых иностранных инвестиций
в несырьевой сектор. Еще существеннее
упал инвестиционный импорт - на 45%. Однако
в посткризисный период эти показатели
восстанавливаются: рост инвестиций в
2010 г. составил, по оценке, около 10%, инвестиционного
импорта - 25%. Можно заключить, что кризис
привел к временному замедлению совершенствования
технологий на основе их заимствования.
Впрочем, с качественной точки зрения,
согласно данным ВЭФ, восприимчивость
экономики к зарубежным технологиям в
кризисный период даже выросла. Так, индекс
технологической готовности, включающий
в том числе «использование передовых
технологий», «адаптацию фирм к новым
технологиям» и «передачу технологий
прямыми инвесторами», вырос с 3,45 в 2008
г. до 3,56 в 2009 г. Отметим также, что в инновационном
секторе российской экономики влияние
кризиса было заметно меньше. Так, товарный
экспорт по сектору информационных технологий
увеличился на 7%, а экспорт услуг снизился
на 15% (экспорт в целом - на 34%).
2.2.
Показатели посткризисного
развития экономики
России
В 2011 году продолжилось посткризисное восстановление российской экономики. К середине 2011 года ВВП преодолел уже почти три четверти от кризисного падения, а ряд других ключевых экономических показателей, среди которых объем промышленного производства, потребительские расходы, товарный экспорт и импорт, уже превысили максимальные предкризисные значения середины 2008 года. Быстро улучшается ситуация на рынке труда, относительно неплохую динамику демонстрирует реальная заработная плата, которая уже в прошлом году превысила предкризисный уровень. Несмотря на значительное увеличение социальных выплат и возросшую инфляцию, в целом продолжается рост заработной платы, растет занятость по большинству секторов, уровень безработицы приблизился к предкризисным значениям. Ниже докризисного уровня остаются только инвестиции в основной капитал, снижение которых в период кризиса было наиболее значительным, а также производство инвестиционных товаров (машиностроение, строительные материалы).
Таблица 2.4
Основные показатели развития экономики
в % к соответствующему периоду предыдущего года [12]
2010 | 2011 | |||||
первое полугодие | второе полугодие | год | первое полугодие | второе полугодие1) | год1) | |
ВВП | 104,3 | 103,7 | 104,0 | 103,7 | 104,4 | 104,1 |
Индекс потребительских цен, на конец периода, за период | 104,4 | 104,3 | 108,8 | 105,0 | 101,4-101,9 | 106,5-107,0 |
Индекс промышленного производства | 110,2 | 106,4 | 108,2 | 105,3 | 104,3 | 104,8 |
Обрабатывающие производства | 114,3 | 109,7 | 111,8 | 108,0 | 105,4 | 106,7 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства | 102,8 | 73,4 | 88,1 | 100,7 | 126,7 | 113,7 |
Инвестиции в основной капитал, % | 101,3 | 110,7 | 106,0 | 102,7 | 109,3 | 106,0 |
Объемы работ по виду деятельности «Строительство» | 93,7 | 105,1 | 99,4 | 101,2 | 110,8 | 106,0 |
Ввод в действие жилых домов | 99,4 | 95,8 | 97,6 | 96,3 | 94,8 | 95,4 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения | 105,3 | 103,1 | 104,2 | 98,8 | 104,2 | 101,5 |
Реальная заработная плата | 104,6 | 105,8 | 105,2 | 102,1 | 105,1 | 103,6 |
Оборот розничной торговли | 104,6 | 108 | 106,3 | 105,4 | 105,2 | 105,3 |
Объем платных услуг населению | 100,8 | 102,2 | 101,5 | 103,4 | 102,9 | 103,1 |
Экспорт товаров, млрд. долл. США | 189,9 | 210,5 | 400,4 | 249,8 | 277,7 | 527,5 |
Импорт товаров, млрд. долл. США | 103,9 | 144,8 | 248,7 | 147,3 | 192,7 | 340,0 |
Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель | 75,9 | 80,4 | 78,2 | 108,1 | 107,8 | 108,0 |