Финансовые кризисы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Развитие рыночной экономики характеризуется цикличностью.
Экономические циклы или колебания деловой активности – последовательность периодов роста экономики, сменяющихся периодами замедления или спада экономической активности.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС КАК ПРОЯВЛЕНИЕ
ЦИКЛИЧНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. Понятие и причины экономических циклов 5
1.2. Финансовые кризисы в экономической истории России 9
2. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
В УСЛОВИЯХ ТЕКУЩЕГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА 20
2.1. Влияние глобального финансового кризиса
на экономику России 20
2.2. Показатели посткризисного развития экономики России 28
3. АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Работа содержит 1 файл

Финансовые кризисы в России .doc

— 279.00 Кб (Скачать)

     5) мощные прорывы в технологии, изобретения и инновации, позволяющие  коренным образом изменить структуру  общественного производства.

     При всей множественности точек зрения большинство экономистов сходится на том, что фактором, непосредственно определяющим уровни производства и занятости, является уровень общих или совокупных расходов. Поэтому политика, направленная на сглаживание цикличности и ослабление интенсивности кризисов или спадов, должна воздействовать на развитие экономики через совокупный спрос и совокупное предложение.  

1.2. Финансовые кризисы  в экономической  истории России 

     В царской России крупный финансовый кризис произошел в августе 1899 года, когда на фондовой бирже в Петербургской и за тем на зарубежных биржах резко упала стоимость акций российских предприятий. Акции Путиловского завода упали на 67,1%, Сормовского на 74%, Брянского рельсопрокатного на 86,5%. С 1900 по 1904 год было закрыто 50 металлургических предприятий, Донецкие угольные копи в эти годы работали с 60% нагрузкой. Резко сократилось строительство железных дорог и добыча нефти. Только по официальным данным в это время было закрыто 3088 фабрик и заводов, уволено 112,4 тыс. человек. Практически во всех отраслях заработная плата снизилась на 20-30% [8, с.268].

     Ведущими  тенденциями социально-экономического развития России в начале XX в. были дальнейший рост капитализма, переход его в  монополистическую стадию, вхождение  страны в мировую капиталистическую  систему. Но несмотря на значительные успехи капитализма, особенно в годы промышленного подъема 90-х и предвоенные годы, экономика России развивалась в условиях обостряющихся противоречий между передовым промышленным производством и сохраняющимися многочисленными остатками феодализма: самодержавием, крупным помещичьим землевладением, крепостническими методами эксплуатации крестьянства в сельском хозяйстве.

     Монополистический капитализм в России формировался в  условиях диспропорции политического  и экономического развития, сохранения дворянских привилегий, низкого уровня жизни подавляющей части населения, слабого развития крестьянской частной собственности на землю.

     Между тем Россия не довольствовалась положением страны второго эшелона, она стремилась стать частью авангарда мировой цивилизации. Условием реализации этой цели стали более высокие, чем в передовых странах, темпы экономического развития. Однако международное положение, политические, социальные отношения, уровень жизни населения России не соответствовали европейским нормам. Быстрое промышленное развитие не сопровождалось социальным и политическим прогрессом. Необходима была глубокая модернизация страны.

     Любая страна, независимо от уровня ее индустриального  развития, но вовлеченная в международный  товарооборот, не может избежать воздействия мировых экономических кризисов. Кризис 1900-1903 гг., начавшийся на Западе, захватил хозяйство России, где принял тяжелый и затяжной характер, что объяснялось общей российской социально-экономического отсталостью, периодическими неурожаями на большой территории страны, низким жизненным уровнем населения.

     Первыми признаками расстройства экономической  жизни страны стали банкротства  крупных фирм машиностроения и железных дорог в августе 1899 г., кризис биржевых ценностей в Петербурге 23 сентября 1899 г. («черный день»). К концу года частные коммерческие банки и Государственный банк подняли учетный процент до 7%. Предприятия начали сокращать кредиты на отпускаемую продукцию, что вызвало избыток товаров, падение цен на них на внутреннем рынке и снижение курса акций промышленных предприятии. Закрывались не только средние и мелкие, но и крупные предприятия, хотя комбинированный характер крупных предприятий позволял сохранить определенную стабильность. Всего за годы кризиса закрылось 3 тыс. средних и мелких предприятий, на которых работало 112 тыс. рабочих. В металлургической промышленности было ликвидировано 18 крупных предприятий с капиталом 55 млн. руб., в машиностроении - 33 предприятия.

     В годы кризиса открылось всего 78 предприятий. С 1900 по 1903 гг. прокат рельсов, рельсовых креплений упал на 32%, выпуск паровозов - на 25%, выплавка чугуна - на 15%. Резко сократилось железнодорожное строительство. Если в 1899 г. было построено 5248 км дорог, то в 1903 г. - всего 763 км, т. е. в семь раз меньше. Снизилась добыча нефти, тогда как в конце XIX в. Россия потребляла нефти больше, чем вся Западная Европа; такое потребление имело не только позитивные последствия, но и негативные - нефть сжигалась крайне неэкономично. В меньшей степени пострадала угольная промышленность: сначала добыча снизилась всего лишь на 0,3%, но в последующие годы стала повышаться и возросла на 13% с 1902 по 1905 гг. и прежде всего за счет повышения добычи угля в Восточной Сибири [8, с.288].

     Влияние кризиса на торговлю проявилось в сокращении ввоза промышленных товаров, особенно машин и оборудования. В легкой промышленности кризис сказался более мягко, чем в других отраслях. Поэтому оживление в хлопчатобумажной, суконной промышленности началось уже в 1902-1903 гг.

     В целом же экономический кризис, хотя и привел к снижению темпов развития промышленного производства, но не остановил поступательного развития капитализма. В стране действовало 23 тыс. промышленных предприятий.

     После кратковременного оживления экономической  жизни в 1907 г. начался новый экономический кризис. В России ему предшествовали важнейшие события: русско-японская война и первая русская революция, в борьбе с которой владельцы предприятий нередко шли на свертывание производства и локауты. Следует отметить, что в ходе войны, с одной стороны, военные заказы способствовали развитию отраслей промышленности, связанных с производством вооружения и боеприпасов, а с другой, огромные затраты на ее ведение привели к ухудшению финансовой системы страны и дефициту государственного бюджета. Российская экономика очень медленно выходила из депрессии. 1908 г. все еще оставался тяжелым для целого ряда отраслей народного хозяйства.

     Состояние экономики Российской империи перед  Октябрьской революцией 1917 г. было чрезвычайно  тяжелым. Важнейшей проблемой являлось снабжение городов и действующей армии. Последнее затруднялось отсутствием четкой организации военной экономики: централизованная германская модель принята не была, а легальный рынок продовольствия был закрыт в 1914 г. В стране шли активные инфляционные процессы: к октябрю 1917 г. покупательная способность 1 рубля равнялась 6-7 довоенным копейкам. Промышленной продукции выпускалось на 29% меньше, чем в 1913 г., сельскохозяйственной меньше на 12% .

     В 1918–1920 гг. в стране проводится политика военного коммунизма, направленная на полную централизацию управления экономикой. Земля, промышленные предприятия, банки и страховые компании национализированы. Верховным координирующим органом страны становится Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). В его задачи входило составление квартальных и годовых планов развития предприятий, подчиненных его отраслевым главкам и рабочему контролю над производством и распределением продукции.

     После революции вводится государственная  монополия внешней торговли. Торговые сделки с иностранными государствами и отдельными предприятиями за рубежом производились только специально уполномоченными органами.

     Во  внутрихозяйственном обороте страны был организован в основном безналичный  денежный оборот, в котором движение денег осуществлялось преимущественно в виде перечислений по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований, а в обороте доходов населения – наличный. Кредитование промышленных предприятий осуществлялось филиалами Народного банка РСФСР в пределах, установленных его учетно-ссудным комитетом. Так как высокие в условиях Гражданской войны убытки предприятий полностью покрывались за счет беспроцентных кредитов, рос объем необеспеченной денежной массы. Общее количество денег за 1917–1921 гг. выросло в 76 раз, цены возросли в 93,6 раза. В стране шла натурализация хозяйства. К концу Гражданской войны промышленность выпускала в 7 раз меньше продукции, чем в 1913 г. [7, с.99]

     В этот же период происходит становление  плановой системы. В 1919 г. разрабатываются материальные и финансовые балансы для обоснования первого долгосрочного плана ГОЭЛРО. Планом предусматривалось 10–15 лет для восстановления экономики при последовательном решении технологических, экономических и социальных проблем. Базой экономического роста провозглашалась электрификация хозяйства, а цель хозяйственной деятельности виделась разработчикам плана в повышении производительности хозяйства.

     Фиаско  политики военного коммунизма проявилось в кризисном состоянии продовольственного снабжения городов за счет продразверстки – принудительного изъятия по твердым ценам излишков продукции сельхозпроизводителей. Военный коммунизм сменяется новой экономической политикой (НЭП).

     Целью НЭПа являлось построение социализма в Союзе Советских Социалистических республик (СССР) с государственной собственностью на средства производства и стимулированием по труду. Предполагалось сохранение многоукладной экономики при доминировании государственного сектора, на который распространялись директивные методы управления, и подчиненного положения частных и кооперативных секторов, направляемых косвенным регулированием.

     Теоретическую основу плановой системы заложил  созданный в 1923 г. баланс народного  хозяйства СССР, охватывающий важнейшие  межотраслевые потоки продукции. В  то же время государственное регулирование рынка организационно опиралось на товарные и фондовые биржи, находившиеся в ведении наркоматов торговли и финансов. С их помощью упорядочивался торговый оборот, ослаблялся спекулятивный рост цен, стало возможно выявление спроса и предложения товаров, сбалансированное установление цен.

     Стабилизация  денежного обращения в 1922–1924 гг. включала деноминацию (обмен 1 млн старых денежных знаков на 1 руб. новых совзнаков) и введение параллельного обращения  совзнаков и червонцев. Обесценивавшиеся совзнаки были предназначены для обслуживания внутреннего товарооборота, а обеспеченные на 25% золотовалютными резервами червонцы – преимущественно для внешней торговли.

     К 1926 г. удалось восстановить народное хозяйство на уровне 1913 г. В этом же году наметилось снижение темпов роста экономики, вызванное ограничительными действиями отраслевых монополий. Методом борьбы с этим явлением становится усиление координирующей роли ВСНХ в масштабах всей национальной экономики. Основным средством выбрано перспективное планирование, для чего в 1927 г. принимается решение о составлении первого пятилетнего плана, реализованное в 1929 г. Плановое руководство экономикой подразумевало подчинение финансовой системы задачам сбалансированного развития материально-вещественной структуры народного хозяйства.

     Анализ  развития советской экономики в  послевоенный период позволяет охарактеризовать закономерное движение бывшего Советского Союза и в его составе России к экономическому кризису, поразившему  страну на рубеже 80–90-х годов. Примерно за 30 лет проделан путь от умеренного процветания в 60-х годах на основе устойчиво высоких темпов экономического роста, успехов в аэрокосмической области, производстве вооружений, топлива и энергии, наращивания жилищного строительства к глубочайшему кризису, повлекшему за собой потерю геополитических позиций СССР.

     Начавшиеся  после распада СССР реформы привели  к углублению экономического кризиса. Во-первых, такие кардинальные изменения, связанные со сменой форм собственности  и политических институтов, не могут проходить безболезненно. Во-вторых, реформы проводились поспешно, без тщательной методологической и организационной подготовки. В-третьих, была разрушена централизованная планово-распределительная система управления, а на формирование рыночных отношений необходимо время.

     В результате, проведенные реформы  себя не оправдали. Вместо усилий по структурной  перестройке промышленности, конверсии  военно-промышленного комплекса, наращиванию  выпуска продукции, необходимой  народному хозяйству и в конечном итоге населению страны, главный акцент в реформах делался на проведение монетарной политики, направленной на снижение денежной массы в стране. Практически это свелось лишь к осуществлению мероприятий по снижению темпов роста агрегата Л/2, т. е. показателя денежной массы. Действительно, если в 1996 г. этот показатель за год вырос на 34%, то в 1997 г. - на 30%. Снизились и темпы роста инфляции. В 1996 г. индекс инфляции вырос на 21,8%, а в 1997 г. - на 11% [7, с.311].

     Но  одновременно с этим в стране стала ощущаться нехватка денег, что стало причиной широкого использования денежных заменителей, например, векселей, бартера, т. е. товарообмена между производителями, и взаимных зачетов между ними, а также между ними и бюджетом.

     В свою очередь это привело к ослаблению государственного финансового контроля, расширению возможностей уклонения от налогов и в конечном итоге к значительной несобираемости налогов, необеспеченности бюджетных расходов, многомесячным задержкам выплаты зарплаты в бюджетной сфере.

     В целях восполнения выбывающих налогов  Правительство стало выпускать государственные краткосрочные обязательства (ГКО). Для их быстрейшей реализации устанавливались высокие ставки доходности. Доходы бюджета от реализации государственных ценных бумаг стали динамичным источником федерального бюджета. В 1998 г. государственный долг составил 500 млрд. долл., в том числе 130 млрд. - внешний долг и 370 млрд. - внутренний долг. Доля расходов федерального бюджета по обслуживанию государственного долга составила 27% к общим расходам.

Информация о работе Финансовые кризисы в России