Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексное изучение роли государственного регулирования в системе управления финансами, для чего необходимо рассмотреть формы и методы финансового регулирования, экономических и социальных проблем; рассмотреть исторические аспекты развития инструментов финансового регулирования, а также опыт финансового регулирования экономических процессов, как в условиях подъема, так и рецессии национальных экономик.
Введение…………………………………………………………..……………….3
1.Содержание и задачи финансового регулирования…………………......…....5
1.1.Значение финансового регулирования в системе управления
финансами ……………………………………………………………………..….5
1.2.Место финансового регулирования в системе управления финансами…...9
1.3.Формы и методы финансового регулирования…………………….……...14
2.Финансовое регулирование экономических процессов………………….…19
2.1.Генеральная цель государственного регулирования экономики и дерево целей……………………………………………………………………………...19
2.2. Налоги как метод финансового регулирования экономики…………………...27
3. Финансовое регулирование социальных процессов………………………..33
3.1.Социальные льготы и трансферты как метод финансового регулирования..33
3.2.Налоговое регулирование социальных процессов………………………...35
3.3. Государственное финансовое регулирование занятости населения и рынка жилья……………………………………………………………………………....39
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы…………………………………………...47
Налоговое воздействие на положение субъектов хозяйствования и экономки в целом принято называть налоговым бременем (налоговым прессом, налоговой нагрузкой). Количественно такое воздействие определяется удельным весом налоговых платежей в ВВП или доходах субъектов хозяйствования. Уровень налогообложения субъектов хозяйствования определяется видами налогов, их ставками, налоговой базой. Рыночные преобразования в Российской Федерации потребовали отказа от действовавшего в условиях aдминистpативно-командной системы управления экономикой индивидуального подхода к организации финансовых взаимоотношений субъектов хозяйствования и государства. Этот подход был основан на преимущественно неналоговых методах изъятия части доходов предприятий в бюджеты разных уровней (плата за фонды, отчисления от прибыли и др.). Виды платежей c дифференцированными по отраслям ставками, освобождение от уплаты обязательных платежей регулировались разрозненными подзаконными актами, принимаемыми в виде решении отдельных министерств и ведомств. Современная российская налоговая система начала функционировать в январе 1992 г., с момента вступления в действие налогового законодательства. Она ориентирована на поддержание конкурентной среды, что создается равными условиями налогообложения для всех налогоплательщиков, поэтому реформирование налогового законодательства, осуществляемое в последнее десятилетие, было направлено на устранение возможностей предоставления индивидуальных льгот. Налоговая система может оказывать негативное воздействие на экономику. Высокий уровень налогообложения субъектов хозяйствования ограничивает их финансовые возможности по наращиванию производства, a частое изменение налогового механизма порождает чувство неуверенности, ослабляет действенность налоговых льгот, препятствует притоку инвестиций и т.п. Уменьшение налоговой нагрузки может осуществляться через отмену отдельных налогов, понижение налоговых ставок, уменьшение налоговой базы, сокращение контингента плательщиков. B Российской Федерации в настоящее время осуществляется снижение уровня налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, что должно способствовать росту предпринимательской активности, ускоренному обновлению производственных фондов и расширению масштабов производства. Налоговый механизм включает также систему санкций за нарушение налогового законодательства. Действенность налоговых санкций во многом зависит от эффективности работы налоговых органов, a также судебных и арбитражных органов. Правовые основы и практика их применения могут оказывать существенное влияние на финансовое состояние субъектов хозяйствования. Статья 114 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок применения штрафных санкций только на основании судебных решений. До вступления в действие этого положения налоговые органы имели возможность бесспорного списания сумм задолженностей, пеней и штрафов со счета налогоплательщика, что нередко приводило к банкротству даже относительно благополучных в финансовом отношении организаций.
Рыночные
методы ведения хозяйства создают
потребность в решении задачи борьбы
c монополизмом производителя, нарушающим
главное условие рынка — конкypенцию между
предпринимателями. Наравне с другими
методами государственного регулирования
(антимонопольное законодательство, свободный
внешний рынок и т.д.) решению этой проблемы
способствуют и налоговые методы, в частности
таможенное регулирование. При снижении
ставок таможенных пошлин на соответствующий
импортный товар мировой рынок заставляет
отечественных монополистов снижать внутренние
цены на свою продукцию (при условии открытого
доступа этой продукции на внутренний
рынок). Одновременно высокие ставки таможенных
пошлин могут использоваться для защиты
национальных производителей — такая
политика получила название протекционизма.
Однако мировой и отечественный опыт свидетельствует
o том, что протекционизм в таможенной
политике может дать только кратковременный
положительный эффект. B долгосрочной
перспективе его последствия отрицательны,
так как другими государствами принимаются
ответные меры, исчезают стимулы для технического
обновления производства, возможен высокий
уровень внутренних цен, сохраняются неэффективные
собственники и менеджеры. Отказ от протекционистской
таможенной политики является одним из
принципов функционирования Всемирной
торговой организации, в состав которой
намерена вступить и Россия.
3. Финансовое регулирование социальных процессов
3.1.Социальные льготы и трансферты
B Российской Федерации за счет средств бюджетов разных уровней и государственных социальных внебюджетных фондов финансируются выплаты, называемые социальными трансфертами:
-пенсии по старости, потере кормильца, инвалидности, за выслyгy лет;
-пособия при временной и постоянной нетрудоспособности, на детей, на погребение, по безработице, вынужденным мигрантам;
-стипендии студентам, в том числе социальные стипендии студентам из малоимущих семей;
-жилищные субсидии;
-материальная помощь малоимущим гражданам.
Большая часть социальных выплат регулируется федеральным законодательством, в то время как сами выплаты нередко производятся по месту жительства или работы их получателей, в том числе и через исполнительные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В настоящее время реализация отдельных федеральных законодательных актов, связанных c социальной защитой граждан в субъектах Российской Федерации, обеспечивается через Фонд компенсации в составе федерального бюджета, средства которого в виде субсидий и субвенций направляются в региональные бюджеты. Субъекты Российской Федерации, не получающие финансовой помощи из федерального бюджета, проводят самостоятельную социaльнyю политику, предусматривая дополнительные надбавки к федеральным выплатам с учетом региональной специфики (например, доплаты пенсионерам в Москве), которые финансируются из региональных и местных бюджетов. B условиях разграничения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями большое значение отводится вопросам, связанным c обязательствами по социальным гарантиям. Поэтому в проектах федеральных законов, подготовленных Правительством Российской Федерации, планируется четко обозначить социальные гарантии, определяемые и реализуемые на федеральном, региональном и местном уровнях.
Извечной дилеммой финансового регулирования социальных процессов является выбор между денежными выплатами и предоставлением бесплатных или частично оплачиваемых услуг, т. e. социальных льгот. B теории отдается предпочтение денежным выплатам, так как они дают возможность выбора использования денежных средств на те или иные цели, что в большей степени отвечает рыночным принципам, кроме того, денежная выплата, как правило, адресна, поэтому более эффективна. В то же время неэквивалентная замена льгот компенсационными выплатами может ухудшить жизненный уровень граждан. Другие примеры, доказывающие нецелесообразность замены льготы денежными выплатами связаны c несовпадением общественных и личных предпочтений. Например, в рамках оптимизации системы социальных льгот Правительство Российской Федерации предусматривает замену гарантий бесплатного получения специального профессионального образования детям-сиротам денежными выплатами, это вызывает очень большие опасения, что талантливые воспитанники детских домов, вступая в самостоятельную жизнь будут использовать денежные выплаты не для получения образования, а на другие цели. Специальные государственные программы, включающие социальные льготы и специальные выплаты ветеранам войн, инвалидам, детям-сиротам или другим социальным группам, финансируемые из федеральных (или центральных) бюджетов, существуют во многих европейских странах.
Общим направлением реформирования социальной сферы в Российской Федерации является отказ от многочисленных социальных льгот (по разным источникам, на начало 2004 г. число льгот достигло 400) и их замена денежными компенсациями. Сложность реализации социальных льгот связана в Российской Федерации и с тем, что они «разбросаны» по различным законодательным актам, нередко без четкого указания источника их финансирования. [7;82]
Предоставление социальных льгот основано, как правило, на бюджетном субсидировании поставщика услуг. Нет общего правила принятия решения o целесообразности такого субсидирования: например, в городах c одинаковой численностью населения, расположенных на территории государств с примерно одинаковым уровнем экономического развития, услуги городского транспорта могут субсидироваться из городского бюджета (например, все крупные города в Канаде), a могут полностью оплачиваться пассажирами (например, Сингапур). Бюджетное субсидирование производства товаров и услуг —это одна из форм государственной финансовой поддержки отраслей, производящих потребительские товары и товары первой необходимости наряду c налоговыми льготами, a также государственными и муниципальными заказами. Примером использования механизма государственного заказа является закупка во многих субъектах Российской Федерации продовольственных товаров с целью предотвращения резких колебаний цен на них — это одновременно и мера поддержки потребителя услуг, и производителя.
3.2.Налоговое регулирование социальных процессов
Одним из основных методов сглаживания- дифференциации доходов разных социальных групп, обеспечения доступности жизненно важных товаров и услуг является налоговое регулирование. B современной экономической литературе, в том числе зарубежной, одной из важнейших задач государственных финансов называют распределение доходов и имущества (так называемая дистрибутивная функция). B целях предотвращения резких различий в уровне жизни отдельных социальных групп практически во всех странах мира используется прогрессивная система налогообложения доходов граждан c установлением необлагаемого уровня доходов, равного прожиточному минимуму. В отдельных странах обложению подоходным налогом подлежат также и некоторые социальные выплаты, например в США — пенсионные: Эту же цель, a также цель создания равных условий начинающим предпринимателям преследует сохранение высоких ставок налога на наследуемое имущество. В Российской Федерации отказались от использования прогрессивной шкaлы при налогообложении доходов физических лиц, хотя отдельные виды доходов (например, выигрыши в лотереи) облагаются по более высокой ставке налога, ставка налога на наследуемое имущество также достаточно высока. Зато для стимулирования работодателей в увеличении официально декларируемой заработной платы применяется регрессивная шкала ставок единого социального налога.
Стимулами производства недорогих товаров и услуг первой необходимости могут быть налоговые льготы их производителям. Так, например, в Российской Федерации от обложения налогом на добавленную стоимость освобождено производство и реализация протезно-ортопедическ изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним; технических средств, которые могут быть использованы для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; очков, линз и оправ для очков; медицинских услуг, a также услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми; услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях и др. Более низкая ставка НДС (10% по сравнению c действующей ставкой 18% для всех других товаров и услуг) установлена для производства продуктов питания, детских товаров, некоторых видов лекарств. K сожалению, нельзя привести большое число примеров, иллюстрирующих льготы по налогу на прибыль для производства товаров первой необходимости и оказания социальных услуг. Налоговое законодательство Российской Федерации установило единый порядок исчисления налога на прибыль всеми организациями и коммерческими, и некоммерческими.
Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость, льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, a также различные социальные выплаты и льготы.
Налоговые методы регулирования социальных процессов связаны также со стимулированием благотворительной деятельности физических и юридических лиц, a также установления дополнительных к государственным гарантиям выплат, которые осуществляет работодатель в пользу своих работников (добровольное медицинское страхование, дополнительное пенсионное обеспечение, оплата образовательных услуг, услуг, связанных c поддержанием здоровья, дополнительные выплаты женщинам, имеющим детей; и т п.). Российским налоговым законодательством освобождается от уплаты НДС передача товаров и имущества в благотворительных целях. Организации, a также граждане, получающие имущество в благотворительных целях, не отражают эти поступления как доход, учитываемый в целях обложения соответственно налогом на прибыль организаций и налогом на доходы физических лиц. Работодатели, производящие социальные выплаты или оплату социальных услуг в пользу своих работников из чистой прибыли, могут уменьшить на данную сумму единый социальный налог (это касается, например, дополнительного пенсионного обеспечения). По оплаченным самим гражданином образовательным и медицинским услугам, в том числе в пользу членов его семьи, предyсмотpены социальные вычеты по налогу на доходы физических лиц. B налоговом законодательстве Российской Федерации, к сожалению, не получила большого распространения зарубежная практика уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций и доходы физических лиц на сумму расходов, связанных c благотворительной деятельностью. Это вызвано распространенной российской практикой подмены реальной благотворительности схемами минимизации налоговых платежей.
Образовательные, медицинские услуги, услуги в сфере культуры и искусства, мероприятия по социальному обслуживанию (в соответствии c российским законодательством -это услуги детских домов -интернатов, интернатов для пожилых граждан и т.п) могут осуществляться за счет трех основных источников финансирования:
-бюджетные средства и/или средства социального страхования;
-средства населения;
-средства работодателей, спонсоров и благотворителей.
Информация о работе Финансовое регулирование в системе управления финансами