Финансовое регулирование в системе управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является комплексное изучение роли государственного регулирования в системе управления финансами, для чего необходимо рассмотреть формы и методы финансового регулирования, экономических и социальных проблем; рассмотреть исторические аспекты развития инструментов финансового регулирования, а также опыт финансового регулирования экономических процессов, как в условиях подъема, так и рецессии национальных экономик.

Содержание

Введение…………………………………………………………..……………….3
1.Содержание и задачи финансового регулирования…………………......…....5
1.1.Значение финансового регулирования в системе управления
финансами ……………………………………………………………………..….5
1.2.Место финансового регулирования в системе управления финансами…...9
1.3.Формы и методы финансового регулирования…………………….……...14
2.Финансовое регулирование экономических процессов………………….…19
2.1.Генеральная цель государственного регулирования экономики и дерево целей……………………………………………………………………………...19
2.2. Налоги как метод финансового регулирования экономики…………………...27
3. Финансовое регулирование социальных процессов………………………..33
3.1.Социальные льготы и трансферты как метод финансового регулирования..33
3.2.Налоговое регулирование социальных процессов………………………...35
3.3. Государственное финансовое регулирование занятости населения и рынка жилья……………………………………………………………………………....39
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы…………………………………………...47

Работа содержит 1 файл

курсовик Финансы.doc

— 265.00 Кб (Скачать)
ify">       Ускоренное  амортизационное списание основного  капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Суть его в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

       При проверке правильности уплаты налога с прибыли налоговые инспекторы соглашаются с калькуляцией издержек производства или услуг, только если амортизационные отчисления были произведены в соответствие с нормами, разрешенными министерством финансов. От этого зависит величина балансовой прибыли, ставка и размер налога, а также выплачиваемые дивиденды.

       Варьирование  норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах  как средство государственной конъюнктурной  и структурной политики, а также  для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий. Эффект варьирования норм амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры, т.е. в периоды спадов и кризисов действенность амортизационной политики ослабевает. Чем хуже конъюнктура, тем труднее реализовать прибыль, меньше возможностей для самофинансирования, а амортизационные льготы, предоставляемые государством, становятся менее привлекательными стимулами для частных инвестиций. Льготы по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет. Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной задолженности.

       Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

       Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.

       В одних странах государственный  сектор возник в основном в результате национализации ряда отраслей и предприятий (во Франции, Италии, Великобритании, Австрии) , в других государство строило либо приобретало разоряющиеся хозяйственные объекты (в США, Швеции, Японии) . В первой группе стран доля государственного сектора в национальном богатстве выше, чем во второй.

       Значительная  часть государственного сектора - это  объекты инфраструктуры, в большинстве  своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в  сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.

       Существование в условиях рыночного хозяйства  секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.

       Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных) , электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе.

       Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования экономики. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут. Таким образом, правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государственный сектор играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Так, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального капитала в какую-либо страну (например, участие германского концерна “Volkswagen” , частично находившегося в собственности федерального и земельного правительств, в автомобильной промышленности Чехии) .

       В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства там и такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта (валовой внутренний продукт - это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг, независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны) .

       Размеры государственного сектора, его доля в национальной экономике, изменяются не только в результате нового строительства  и приобретения, но и как следствие  приватизации - продажи рентабельных, реконструированных объектов государственного сектора частному капиталу. В 80-х и 90-х годах эта тенденция заметно усилилась.

       Наряду  с перечисленными инструментами  государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.

       Практически все рычаги воздействия на процесс  воспроизводства внутри страны оказывают  существенное влияние на внешнеэкономические  связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и  субсидии на инвестиции в основной капитал и др.

       Однако  имеются и специальные инструменты  непосредственного воздействия  на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных государственных объединениях.

       Отдельные инструменты государственной экономической  политики могут употребляться в  различных целях, в различных  сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей  будет меняться место того или  иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период.

       2.2. Налоги как метод  финансового регулирования  экономики

       Среди методов государственного финансового  регулирования основная роль принадлежит налогам. В качестве примера рассмотрим налог на доходы. Для определения величины налога сначала подсчитывается валовой доход — сумма всех доходов, полученных физическими и юридическими лицами из разных источников. По законодательству обычно разрешается из валового дохода произвести следующие вычеты:

       -производственные, транспортные, командировочные и рекламные расходы;

       -различные налоговые льготы (необлагаемый минимум доходов; суммы пожертвований, льготы для пенсионеров, инвалидов и др.). Значит, облагаемый налогом доход-это разница между валовым 
доходом и указанными вычетами.

     Важно установить оптимальную налоговую ставку (размер налога на единицу обложения). Различаются следующие ставки налога:

 -прогрессивные, которые возрастают с увеличением доходов;

 -пропорциональные- единый процент уплаты налогов независимо от размеров доходов;

 -регрессивные, которые снижаются в большей мере в сторону Меньших доходов (Рис.2.).

  Ставка

  налогов                                                   прогрессивный налог

                                                                 пропорциональный налог

                                                                регрессивный налог

                                                                          Доход

Рис.2.Виды налогов 

  Практика  показывает, что при чрезвычайно высоких ставках налогов подрываются материальные стимулы к труду и новаторству. Непомерное возрастание в 1960-1970-x гг. в западных странах налогового бремени вызвало «налоговые бунты», широкое уклонение от налогов, привело к утечке капиталов и бегству получателей высоких личных доходов в страны c более низким уровнем налогообложения.

  Напротив, снижение ставок налогов может способствовать стремлению работников и предпринимателей увеличивать производство и получать большие доходы. Одновременно расширяется налогооблагаемая база — заработная плата и прибыль.

   Группа американских специалистов во главе c профессором A. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена в кривой Лаффера (Рис.3.).

    Ставка налога  

                              --------------Н0

                                                                                  Общая сумма налога

                                                  Нм                                           

  Рис.3.Кривая Лаффера

  Было  теоретически доказано: ставка налога в 50% Но является оптимальной. B таком случае достигается максимальная сумма налогов Нм. При ставке налога выше Но резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую экономику. При ставке налога, близкой к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству.

  Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50-70%. Американцы говорят, что при столь высокой ставке налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике.

  В течение 1980 — начале 1990-x гг. в ведущих  странах Запада проводились радикальные налоговые реформы. Их цель — ввести более равномерное налогообложение равных по величине доходов, уменьшить налог на прибыли компаний, снизить прогрессивность налогообложения, ликвидировать ряд налоговых льгот.

  Кстати, c самого начала экономических преобразований в России правительство взяло ориентир на введение чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм (все виды федеральных, региональных (собираемых субъектами Российской Федерации) и местных налогов и взносов в различные фонды доходили до 85-90%), что отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспективах ее подъема. Не случайно ответной реакцией явилось широкое развитие теневой` экономики. B итоге Правительство Российской Федерации было не в состоянии собрать в доходную часть бюджета до половины предусмотренных налоговых поступлений.

     Налоговое регулирование затрагивает процессы производства прежде всего через налогообложение доходов организаций-производителей. Налоги являются важнейшим стабилизатором антициклического регулирования развития экономики, стимулируя спрос на инвестиции во время депрессии и ограничения его в период максимального экономического подъема. Косвенное и подоходное налогообложение определяют объемы личного потребления, платежеспособного спроса, что, в свою очередь, влияет на объемы производства потpебитeльских товаров и услуг. [10;96]

Информация о работе Финансовое регулирование в системе управления финансами