Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексное изучение роли государственного регулирования в системе управления финансами, для чего необходимо рассмотреть формы и методы финансового регулирования, экономических и социальных проблем; рассмотреть исторические аспекты развития инструментов финансового регулирования, а также опыт финансового регулирования экономических процессов, как в условиях подъема, так и рецессии национальных экономик.
Введение…………………………………………………………..……………….3
1.Содержание и задачи финансового регулирования…………………......…....5
1.1.Значение финансового регулирования в системе управления
финансами ……………………………………………………………………..….5
1.2.Место финансового регулирования в системе управления финансами…...9
1.3.Формы и методы финансового регулирования…………………….……...14
2.Финансовое регулирование экономических процессов………………….…19
2.1.Генеральная цель государственного регулирования экономики и дерево целей……………………………………………………………………………...19
2.2. Налоги как метод финансового регулирования экономики…………………...27
3. Финансовое регулирование социальных процессов………………………..33
3.1.Социальные льготы и трансферты как метод финансового регулирования..33
3.2.Налоговое регулирование социальных процессов………………………...35
3.3. Государственное финансовое регулирование занятости населения и рынка жилья……………………………………………………………………………....39
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы…………………………………………...47
1.2.Место финансового регулирования в системе управления финансами
Существующая ныне система государственного регулирования экономики сложилась не сразу. В процессе своего развития она прошла несколько этапов:
- создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечении устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.
-несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.
-эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной собственности.
-переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию; попытки повысить действенность государственного регулирования экономики путем изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности.
-осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Все более адресное, дозированное и комплексное использование инструментов регулирования.
-меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений; шаги в направлении наднационального планирования. [6;25]
На масштабы, инструменты и эффективность государственного регулирования экономики решающее воздействие оказывали задачи, встававшие перед экономикой отдельных стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им валового внутреннего продукта и в абсолютных размерах средств, которые оно готово использовать на государственное регулирование экономики, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем государственной экономической политики в условиях рыночного хозяйства.
Механизм государственного регулирования экономики постоянно совершенствуется, независимо от того, ориентируются правительства на монетаристские принципы экономической политики или склонны использовать более жесткие бюджетные инструменты регулирования. В современных условиях практика государственного регулирования экономики оказалась достаточно результативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и социально-опасных масштабов безработицы.
Очень важным и эффективным рычагом воздействия государства на национальное хозяйство являются финансы, которыми оно обладает.
Финансы - совокупность всех денежных средств, которые имеют домашние хозяйства, предприятия и государство. Coвременный этап развития рыночной экономики в различных странах хаpактeризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы.
Возрастание
регулирующей роли государства привело
к абсолютному увеличению объема финансовых
ресурсов, которыми оно стало располагать,
и относительному возрастанию доли государства
в совокупной сумме денежных средств общества.
Если в начале ХХ столетия в ведущих западных
странах через государственные финансы
перераспределялось 9-18% национального
дохода, то c 1960-1970-x гг. — 50% и более. Новые
явления в развитии финансов обусловлены
научно-технической революцией, расширением
нерыночного сектора экономики, интернационализацией
производства и усилением воздействия
государства на экономику. B связи с этим
можно отметить несколько современных
направлений финансового регулирования
(Рис.1.)
Рис.1
Современные направления
государственного финансирования
экономики
Средства государственного казначейства широко расходуются на кредиты, субсидии (денежные пособия) и дотации (выплаты для покрытия убытков или для других целей) предпринимательскому капиталу в соответствии с различными государственными заказами. Важным направлением финансирования являются возросшие расходы на образование, изменение профессиональной структуры и повышение квалификации рабочей силы.
Регулированию экономики способствуют расходы на социальные цели. Они позволяют расширить потребление товаров и услуг, поскольку денежные расходы на социальную инфраструктуру (строительство школ, больниц, жилых домов) расширяют рынок сбыта для многих отраслей хозяйства.
Структура и объемы государственных финансов, их роль в воспроизводстве и распределении Национального продукта в странах Запада существенно изменяются в зависимости от характера хозяйственной роли государства. Заметное влияние на последнюю oказываeт фискальная политика.
Фискальная (от лат. fiscalis — казенный) политика — совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.
Современная фискальная политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.
К прямым относятся способы бюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются:
-затраты на расширенное воспроизводство;
-непроизводительные расходы государства;
-развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;
-проведение структурной политики;
-содержание военно-промышленного комплекса и др.
C помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.
В зависимости от характера использования прямых и косвенных методов различают два вида фискальной политики государства: дискреционную и политику автоматических стабилизаторов. Дискреционная (от лат. discrecio — действующий по своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны.
Второй вид фискальной политики — политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор-экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты.
Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.
Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с
установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на микроуровне.
Финансовыми регуляторами
- налоги и неналоговые платежи в бюджет;
- финансовые льготы и санкции;
- общие и целевые субсидии;
- доходы и расходы внебюджетных фондов;
- доходы и расходы
Финансовое регулирование происходит, c одной стороны, через стимулирование одних сегментов экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой стороны, через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов.
Таким
образом, финансовое регулирование - это
воздействие на экономические и социальные
процессы, направленное на предотвращение
возможных или устранение имеющихся диспропорций,
обеспечение развития передовых технологий
и социальной стабильности, путем концентрации
финансовых ресурсов в одних сегментах
рынка и ограничения роста объема финансовых
ресурсов в других. [8;205]
1.3.Формы и методы финансового регулирования
Формами финансового воздействия на экономические процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. К косвенным методам регулирования финансов также относятся:
Наряду с косвенными методами регулирования финансов государство использует и методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством:
Так, до середины 90-х гг. российским налоговым законодательством в целях поддержки сельскохозяйственных производителей были предусмотрены более низкие ставки по налогу на прибыль для коммерческих банков и страховых компаний, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия и фермеров.
Во многих странах существует проблема так называемого перекрестного субсидирования — это ситуация, при которой эффект от государственной поддержки получает хозяйствующий субъект, не являющийся объектом регулирования. Например, а рамках государственной поддержки сельскохозяйственных производителей последним предоставляются бюджетные субсидии для льготного приобретения сельскохозяйственного оборудования.
Исходя из этого машиностpоительные предприятия стараются включить сумму субсидии в цену своей продукции, таким образом государственная поддержка оказывается направленной не на сельскохозяйственных производителей, а на производителей сельскохозяйственного оборудования.
Среди финансовых методов воздействия на экономику наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п) и налоговые. Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.
Методами государственного финансового регулирования отраслевыx пропорций являются:
-налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);
-амортизационная политика (тесно связана c налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации);
Информация о работе Финансовое регулирование в системе управления финансами