Финансовое регулирование в системе управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является комплексное изучение роли государственного регулирования в системе управления финансами, для чего необходимо рассмотреть формы и методы финансового регулирования, экономических и социальных проблем; рассмотреть исторические аспекты развития инструментов финансового регулирования, а также опыт финансового регулирования экономических процессов, как в условиях подъема, так и рецессии национальных экономик.

Содержание

Введение…………………………………………………………..……………….3
1.Содержание и задачи финансового регулирования…………………......…....5
1.1.Значение финансового регулирования в системе управления
финансами ……………………………………………………………………..….5
1.2.Место финансового регулирования в системе управления финансами…...9
1.3.Формы и методы финансового регулирования…………………….……...14
2.Финансовое регулирование экономических процессов………………….…19
2.1.Генеральная цель государственного регулирования экономики и дерево целей……………………………………………………………………………...19
2.2. Налоги как метод финансового регулирования экономики…………………...27
3. Финансовое регулирование социальных процессов………………………..33
3.1.Социальные льготы и трансферты как метод финансового регулирования..33
3.2.Налоговое регулирование социальных процессов………………………...35
3.3. Государственное финансовое регулирование занятости населения и рынка жилья……………………………………………………………………………....39
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы…………………………………………...47

Работа содержит 1 файл

курсовик Финансы.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

1.2.Место финансового регулирования в системе управления финансами

       Существующая  ныне система государственного регулирования  экономики сложилась не сразу. В процессе своего развития она прошла несколько этапов:

       - создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечении устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.

       -несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.

       -эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной собственности.

       -переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию; попытки повысить действенность государственного регулирования экономики путем изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности.

       -осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Все более адресное, дозированное и комплексное использование инструментов регулирования.

     -меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений; шаги в направлении наднационального планирования. [6;25]

       На  масштабы, инструменты и эффективность  государственного регулирования экономики  решающее воздействие оказывали  задачи, встававшие перед экономикой отдельных стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им валового внутреннего продукта и в абсолютных размерах средств, которые оно готово использовать на государственное регулирование экономики, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем государственной экономической политики в условиях рыночного хозяйства.

       Механизм  государственного регулирования экономики  постоянно совершенствуется, независимо от того, ориентируются правительства  на монетаристские принципы экономической политики или склонны использовать более жесткие бюджетные инструменты регулирования. В современных условиях практика государственного регулирования экономики оказалась достаточно результативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и социально-опасных масштабов безработицы.

       Очень важным и эффективным рычагом  воздействия государства на национальное хозяйство являются финансы, которыми оно обладает.

       Финансы - совокупность всех денежных средств, которые имеют домашние хозяйства, предприятия и государство. Coвременный этап развития рыночной экономики в различных странах хаpактeризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы.

       Возрастание регулирующей роли государства привело  к абсолютному увеличению объема финансовых ресурсов, которыми оно стало располагать, и относительному возрастанию доли государства в совокупной сумме денежных средств общества. Если в начале ХХ столетия в ведущих западных странах через государственные финансы перераспределялось 9-18% национального дохода, то c 1960-1970-x гг. — 50% и более. Новые явления в развитии финансов обусловлены научно-технической революцией, расширением нерыночного сектора экономики, интернационализацией производства и усилением воздействия государства на экономику. B связи с этим можно отметить несколько современных направлений финансового регулирования (Рис.1.) 
 

         

         
 

         
 

         
 
 

Рис.1 Современные направления государственного финансирования экономики 

       Средства  государственного казначейства широко расходуются на кредиты, субсидии (денежные пособия) и дотации (выплаты для покрытия убытков или для других целей) предпринимательскому капиталу в соответствии с различными государственными заказами. Важным направлением финансирования являются возросшие расходы на образование, изменение профессиональной структуры и повышение квалификации рабочей силы.

       Регулированию экономики способствуют расходы на социальные цели. Они позволяют расширить потребление товаров и услуг, поскольку денежные расходы на социальную инфраструктуру (строительство школ, больниц, жилых домов) расширяют рынок сбыта для многих отраслей хозяйства.

       Структура и объемы государственных финансов, их роль в воспроизводстве и распределении Национального продукта в странах Запада существенно изменяются в зависимости от характера хозяйственной роли государства. Заметное влияние на последнюю oказываeт фискальная политика.

       Фискальная  (от лат. fiscalis — казенный) политика — совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

       Современная фискальная политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

       К прямым относятся способы бюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются:

       -затраты на расширенное воспроизводство;

       -непроизводительные расходы государства;

       -развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;

       -проведение структурной политики;

       -содержание военно-промышленного комплекса и др.

       C помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

       В зависимости от характера использования  прямых и косвенных методов различают два вида фискальной политики государства: дискреционную и политику автоматических стабилизаторов. Дискреционная (от лат. discrecio — действующий по своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны.

       Второй  вид фискальной политики — политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор-экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты.

   Финансовое     регулирование     социально-экономических     процессов представляет собой организуемую государством деятельность  по  использованию всех  аспектов  финансовых  отношений  в  целях   корректировки   параметров воспроизводства.  Субъектами    финансового    регулирования     выступают государственные  структуры,  а  объектами  –  доходы  и  расходы  участников общественной системы.

      Основная задача, решаемая в ходе  финансового регулирования, связана  с

установлением пропорций    распределения    накопления,    обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как  на  макро-, так и на микроуровне.

      Финансовыми регуляторами рыночного  хозяйства являются:

      - налоги и неналоговые платежи  в бюджет;

      - финансовые льготы и санкции;

      - общие и целевые субсидии;

      - доходы и расходы внебюджетных  фондов;

      - доходы и расходы государственных  предприятий и организаций.

       Финансовое регулирование происходит, c одной стороны, через стимулирование одних сегментов экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой стороны, через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов.

     Таким образом, финансовое регулирование - это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других. [8;205]  

       1.3.Формы и методы финансового регулирования

     Формами финансового воздействия на экономические процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. К косвенным методам регулирования финансов также относятся:

  • формирование и поддержка конкурентной среды в экономике и ограничении монополизации рынка;
  • государственное регулирование цен естественных монополистов;
  • защита контактных отношений между субъектами рынка, обеспечивающая стабильное функционирование расчетно-платежных отношений в финансовой сфере;
  • проведение эффективной таможенной политики;
  • содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательских рисков;
  • содействие развитию рынка капитала.

     Наряду  с косвенными методами регулирования  финансов государство использует и  методы прямого административного  воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством:

  • лицензирования предпринимательской деятельности, установление квот на производство некоторых товаров, установление предельных цен по ограниченной номенклатуре товаров и услуг;
  • применение государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров;
  • проведение системы мер социальных гарантий и финансовой защиты, прежде всего в отношении малообеспеченных слоев населения;
  • установление льгот по налогам и различным платежам в бюджет и внебюджетные фонды для конкретных налогоплательщиков;
  • применение финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины. [4;117]

       Так, до середины 90-х гг. российским налоговым законодательством в целях поддержки сельскохозяйственных производителей были предусмотрены более низкие ставки по налогу на прибыль для коммерческих банков и страховых компаний, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия и фермеров.

       Во многих странах существует проблема так называемого перекрестного субсидирования — это ситуация, при которой эффект от государственной поддержки получает хозяйствующий субъект, не являющийся объектом регулирования. Например, а рамках государственной поддержки сельскохозяйственных производителей последним предоставляются бюджетные субсидии для льготного приобретения сельскохозяйственного оборудования.

       Исходя  из этого машиностpоительные предприятия стараются включить сумму субсидии в цену своей продукции, таким образом государственная поддержка оказывается направленной не на сельскохозяйственных производителей, а на производителей сельскохозяйственного оборудования.

       Среди финансовых методов воздействия на экономику наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п) и налоговые. Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.

       Методами государственного финансового регулирования отраслевыx пропорций являются:

       -налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых              ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);

       -амортизационная политика (тесно связана c налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации);

Информация о работе Финансовое регулирование в системе управления финансами