Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 22:05, курсовая работа
Прогноз представляет собой предвидение, предсказание, основанное сведениях, определенных данных.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава1. Социально-экономическая сущность финансового прогнозирования
1.1 Возникновение, сущность, цели, функции и методологические принципы финансового прогнозирования ……………………………………………...5
1.2 Классификация методов прогнозирования. Обзор базовых методов прогнозирования и точность прогнозов. …………………………………..13
1.3 Прогнозирование и планирование на макро и микро уровнях …………..21
Глава 2. Виды и сферы применения финансовых прогнозов.
2.1. Сферы применения и этапы финансовых прогнозов. …………………..25
2.2. Виды финансовых прогнозов.
2.2.1. Сводный баланс финансовых ресурсов, его содержание и методика разработки………………………………………………………………………..28
2.2.2. Прогнозирование финансового бюджета. ………………………………30
2.2.3.Прогнозирование кредитно-денежных отношений. ……………………33
2.2.4.Прогнозирование платежного баланса и валютного курса …………….36
Глава 3. Построение системы прогноза государственных финансов как основа любого финансового прогнозирования………………………………..42
Заключение. ……………………………………………………………………...54
Список литературы. ……………………………………………………………..56
Глава 3. Построение системы прогноза государственных финансов как основа любого финансового прогнозирования
Деятельность государственных структур в сфере управления финансовыми ресурсами как сочетание мер бюджетного, налогового, денежно-кредитного регулирования предполагает выполнение в оперативном режиме многовариантных прогнозно-аналитических расчетов на больших объемах информации
Обеспечить комплексную информационно-аналитическую поддержку формирования решений в сфере управления государственными финансами призваны специализированные системы поддержки принятия решений (СППР) В общем случае под СППР понимаются программные системы, имеющие следующие компоненты.
СППР в сфере управления государственными финансами предусматривает
• мониторинг отчетности государственных органов, обеспечивающих поступление налоговых и неналоговых доходов в бюджеты всех уровней,
• мониторинг государственного финансирования расходов, осуществляемого из бюджетов всех уровней, и использования распорядителями бюджетных средств полученных ассигнований
• мониторинг привлечения внутренних и внешних заимствований в бюджеты всех уровней и расходования средств на их погашение и обслуживание[14]
Анализ показателей, характеризующих государственные финансы
• динамики и структуры поступления налогов и сборов, задолженности и недоимки по их уплате,
• взаимосвязей между поступлением государственных доходов и влияющими на этот процесс факторами,
• динамики и структуры государственных расходов, соотношения государственных доходов и расходов, межбюджетных отношений,
• источников финансирования дефицита и направтений распределения профицита государственного бюджета,
• обеспеченности потребностей платежного оборота денежными знаками
Прогнозирование движения государственных финансовых ресурсов
• прогнозирование поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней с учетом различных вариантов решений в обмети государственной налоговой и бюджетной политики, макро - и
• оценку обоснованности проектов доходов бюджетов всех уровней,
• планирование государственных расходов с учетом прогнозов поступления доходов и оценки потребностей получателей бюджетных средств,
• разработку оптимальной стратегии управления внутренним и внешним государственным долгом, которая в долговременной перспективе обеспечит устойчивый экономический рост при исполнении обязательств РФ по внутренним и внешним займам
Принципы построения и архитектура СППР
Накопленный авторами опыт теоретических исследований и разработки, внедрения и сопровождения СППР в области управления государственными финансами позволяет выдвинуть базовые принципы построения таких систем
интеграция информационных, науч-но-методопогических и аналитических ресурсов,
• унификация процедур учета и контроля,
• использование в практике планирования и управления государственными финансами результатов анализа, прогнозирования и вариантного моделирования тенденций на макро- и микроэкономическом уровнях
В архитектуре СППР, построенных на этих принципах, важнейшим компонентом является комплекс математических моделей анализа, прогнозирования всех видов и этапов движения государственных финансовых ресурсов. В составе данного комплекса моделей выделяются
I. Модели доходов государственного бюджета, предназначенные для прогнозирования поступления налоговых и неналоговых доходов бюджетов различных уровней При этом используются различные методики
• статистическое прогнозирование поступления налогов и сборов с применением формализованных статистических моделей (применяется только при краткосрочном прогнозировании, при этом формируемый прогноз обязательно дополняется интервальной оценкой его доверительных границ),
• прогнозирование поступлений на основе выявления статистических взаимосвязей, преимущественно методами факторного анализа, между поступлениями налогов и сборов и показателями социально-экономического развития (используется только для налогов и сборов в рамках календарных периодов, в течение которых не планируется изменений нормативов государственной налоговой и бюджетной политики),
• имитационное моделирование тематически описывает зависимость поступления каждого вида налогов и сборов как функцию от перечня факторов, индивидуального для каждого вида налогов. [15]
В число факторов входят:
1) нормативы государственной налоговой и бюджетной политики (ставки налогов и сборов, нормативы распределения доходов между бюджетами различных уровней),
2) показатели социально-экономического развития, прямо или косвенно влияющие на налоговую базу, - прибыль предприятии и организации, облагаемые обороты товаров и услуг, объемы производства подакцизных товаров, денежные доходы населения, объемы производства в отраслях, осуществляющих природопользование итд ,
3) ключевые финансовые индикаторы — курсы валют, цены на мировых товарных рынках на основные виды российского экспорта итд
Значения показателей-факторов в прогнозном периоде могут задаваться экспертно (например, значения ставок и нормативов, предлагаемые проектами законов о бюджете, изменениями Налогового кодекса) или формироваться расчетным путем. Так, например, показатели социально-экономического развития могут быть рассчитаны с помощью статистических моделей или имитационных моделей социально-экономического развития Российской Федерации.
Описанный комплекс имитационных моделей успешно применяется в ряде СППР, реализованных компанией «Прогноз» (www. Prognoz. ru) для различных органов государственной власти Российской Федерации, а так же крупных экономических объединений, холдингов, предприятий.
Система моделей анализа и прогнозирования народно-хозяйственных, межрегиональных и региональных финансовых потоков
Производственный блок. Обычно в прогнозных моделях процесс производства описывается в виде набора функций "затраты-выпуск", то есть указываются коэффициенты затрат других продуктов и ресурсов на производство единицы каждого из учитываемых продуктов Классический пример - модель межотраслевого баланса, на идеях которого основаны практически все модели народно-хозяйственного прогнозирования. В разработанной модели денежного обращения применен тот же подход к отображению процесса производства, однако нам удалось уйти от смешанного натурально-стоимостного отражения информации. Выпуск продукции представлен как создание и использование финансовых ресурсов тою или иного вида. Результатом функционирования блока производства являются выпуск товаров и услуг в стоимостной форме, а также "производство" денежных доходов населения и финансовых средств предприятий. Предприятия тоже "производят" прибыль и налоги в консолидированный бюджет в расчете на единицу выпускаемой "продукции" Потребление ресурсов блоком производства включает использование собственных финансовых средств, привлечение кредитов (в рублях и валюте), капиталовложений из инвестиционного фонда Инвестиции формируются за счет средств пенсионного накопительного фонда, средств населения, выделяемых на покупку ценных бумаг, размещения внутренних займов, вложений собственных средств финансового сектора в ценные бумаги. При определенных вариантах расчетов инвестиционный фонд может формироваться и за счет средств консолидированного бюджета.
Возможности производственного блока представлены двумя видами мощностей и соответствующими технологиями (вектора "затраты-выпуск"' в составе показателей, описанных выше). Первый вид - базовые мощности по выпуску товаров и услуг на начало расчетного периода В данном случае это 2003 год. Второй вид - мощности, вводимые в расчетном периоде, составляющем 10 лет -с 2003 по 2010 г включительно. Первые - сокращаются в процессе функционирования на 3% в год (управляемый параметр). Новые мощности создаются за счет, как собственных средств предприятий, так и инвестиций, которые аккумулируются в инвестиционных фондах Государственное (бюджетное) финансирование инвестиционных процессов здесь не рассматривается государство инвестирует в строительство социальных (в том числе и оборонных), а не производственных объектов[16]
В каждый из расчетных периодов (годов) объем использования базовых мощностей может быть меньше либо равен имеющемуся на данный момент с учетом ежегодного выбытия. Новые мощности вводятся на весь период использования с единой интенсивностью. Фиксируется уровень налоговых платежей производственного сектора на один рубль выпуска товаров и услуг Базовое значение рассчитано по данным Госкомстата РФ за 2003 г. Динамика этого показателя в расчетном периоде является управляющим параметром. Отметим, что изменение уровня налогообложения приводит в модели к изменению объема остатков денежных средств на счетах предприятий и, следовательно, финансовых пассивов.
Финансовый блок модели описывает проведение основных финансовых операций по привлечению и использованию ресурсов. В качестве ресурсов учитывались собственный капитал банков, остатки на счетах юридических лиц (рублевые и валютные), депозиты юридических и физических лиц (рублевые и валютные), вклады населения до востребования, средства от размещения внутренних инвестиционных займов, иностранные инвестиции, иностранные займы, валютные средства, закупленные на ММВБ, у населения и поступающие на расчетные счета экспортеров. Каждому виду денежных ресурсов соответствует своя "цена" - процентная ставка, размер которой связан корреляционным соотношением со ставкой рефинансирования. Все виды финансовых ресурсов создают два вида банковских ресурсов - "рублевый" и "валютный" В качестве активных операций коммерческих банков в модели учтены кредитование производственного сектора (в рублях и в валюте) и импорта товаров и услуг, продажа валюты юридическим и физическим лицам, размещение государственных ценных бумаг, размещение собственных ресурсов в инвестиционные фонды. К операциям Центрального банка РФ в модели относятся резервирование привлеченных ресурсов коммерческих банков, предоставление ссуд правительству и коммерческим банкам, образование валютных резервов и связанная с этим эмиссия. Погашение внешнего долга осуществляется за счет доходов консолидированного бюджета, а не дополнительной эмиссии, как при формировании валютного резерва.
В целом функционирование финансовой системы описывается совокупностью ограничений по финансовым ресурсам, набором операций и условиями их реализации. При построении модели использовалась статистическая информация по ресурсам финансовой системы и объемам активных операций в целом за 2003 г. В расчет принимались среднегодовые процентные ставки по размещению и привлечению ресурсов. Динамика этих параметров в расчетном периоде является управляющим параметром модели.
Бюджетный блок отражает формирование доходной, и расход ной части консолидированного бюджета в части доходов в расчетах (В дальнейшем под доходами консолидированного бюджета будем понимать доходы в расчетах). В качестве переменных (искомых величин) выступают объемы налоговых поступлений объемы привлечения средств по внутренним и внешним займам, а также платежи по обслуживанию текущей и накопленной задолженности Ограничением на доходы бюджета (нижним) служат планируемые затраты на функционирование бюджетной сферы, в базовом году - фактическая их величина. На расчетный период задается темп их роста. Данный параметр также может быть искомой величиной при проведении рас четов по критерию оптимизации на максимум доходов бюджета.
Сектор домашних хозяйств представлен блоком формирования денежных доходов и расходов населения. Доходы домашних хозяйств в рассматриваемой модели формируются за счет участия в производстве товаров и услуг, продажи наличной валюты банкам, от доходов по ценным бумагам. Расходы представлены затратами на приобретение товаров и услуг, валюты, на сбережения, налоги и фиксированные платежи. Баланс доходов и расходов дополняется остатком наличных денег у населения. В модели заложена возможность многовариантного использования части доходов, которая идет на сбережения. Размер и структура денежных расходов населения заданы по фактическим данным Госкомстата РФ на базовый период (2003 г.). В расчетном периоде возможно изменение структуры расходов при помощи соответствующего набора управляющих параметров. Возможно, и определение максимально достижимого уровня роста доходов домашних хозяйств. Отметим, что при расчете в текущих ценах повышение доходов достижимо при увеличении их номинальной величины, когда возрастает стоимость товаров и услуг, идущих на потребление, хотя реальные доходы могут, и не расти либо вообще снижаться.
Условия (ограничения модели)
Пути использования модели определяются в первую очередь набором реализуемых целевых функции. В рассматриваемой модели возможно применение различных целевых функций максимум маржи (процентного дохода) финансового сектора, максимум доходов консолидированного бюджета, минимизация дефицита консолидированного бюджета, минимизация инфляционной эмиссии. Из перечисленного набора выделяется основная целевая функция для подобного рода моделей - максимум процентного дохода финансового сектора от осуществления всей совокупности финансовых операций.
Для настройки системы и проведения вариационных расчетов в модели задан набор управляющих параметров, определяющих значение технико-экономических показателей развития разных секторов Изменение этих параметров управления позволяет исследовать влияние различных экономических процессов на формирование главных макропоказателей.
Основные управляющие параметры системы моделей:
коэффициенты, определяющие динамику показателей во времени (доходы в расчетах консолидированного бюджета, объемы экспорта и импорта, курс доллара, структура денежных расходов населения, ставка рефинансирования, норма налогобложения, доля обязательной продажи валютной выручки, норма рентабельности выпуска товаров и услуг, капиталоемкость выпуска товаров и услуг, доля дивидендов в прибыли производственного сектора и т п.) -
логические управляющие параметры, с помощью которых формируется набор условий, определяющих конкретную постановку задачи Их фиксация требует решения ряда вопросов, связанных с отражением в модели реальных процессов (Например, проводить расчет в базовых (постоянных) либо текущих (переменных) ценах? Фиксировать ограничение по объему импорта товаров и услуг для населения либо определять по решению? Выплачивать дивиденды на вклады в инвестиционные фонды с года их поступления либо со следующего года? Использовать средства консолидированного бюджета на инвестиции в производство товаров и услуг для населения либо нет? И т п.). Подобные логические управляющие параметры применяются при уточнении характера условий (ограничений), накладываемых на решение задачи.
Информация о работе Финансовое прогнозирование, его характеристика и сферы применения