Финансовое прогнозирование, его характеристика и сферы применения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Прогноз представляет собой предвидение, предсказание, основанное сведениях, определенных данных.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава1. Социально-экономическая сущность финансового прогнозирования

1.1 Возникновение, сущность, цели, функции и методологические принципы финансового прогнозирования ……………………………………………...5
1.2 Классификация методов прогнозирования. Обзор базовых методов прогнозирования и точность прогнозов. …………………………………..13

1.3 Прогнозирование и планирование на макро и микро уровнях …………..21

Глава 2. Виды и сферы применения финансовых прогнозов.

2.1. Сферы применения и этапы финансовых прогнозов. …………………..25

2.2. Виды финансовых прогнозов.

2.2.1. Сводный баланс финансовых ресурсов, его содержание и методика разработки………………………………………………………………………..28

2.2.2. Прогнозирование финансового бюджета. ………………………………30

2.2.3.Прогнозирование кредитно-денежных отношений. ……………………33

2.2.4.Прогнозирование платежного баланса и валютного курса …………….36

Глава 3. Построение системы прогноза государственных финансов как основа любого финансового прогнозирования………………………………..42

Заключение. ……………………………………………………………………...54

Список литературы. ……………………………………………………………..56

Работа содержит 1 файл

Чупахина 4-ИЭ-1 курсовая работа печать.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Построение системы прогноза государственных финансов как основа любого финансового прогнозирования

Деятельность государственных структур в сфере управления финансовыми ресурсами как сочета­ние мер бюджетного, налогового, денежно-кре­дитного регулирования предполагает выполнение в оперативном режиме многовариантных прогнозно-аналитических расчетов на больших объемах информации

Обеспечить комплексную информацион­но-аналитическую поддержку формирования ре­шений в сфере управления государственными финансами призваны специализированные сис­темы поддержки принятия решений (СППР) В об­щем случае под СППР понимаются программные системы, имеющие следующие компоненты.

СППР в сфере управления государственными финансами предусматривает

•  мониторинг отчетности государственных органов, обеспечивающих поступление налого­вых и неналоговых доходов в бюджеты всех уров­ней,

• мониторинг государственного финанси­рования расходов, осуществляемого из бюджетов всех уровней, и использования распорядителями бюджетных средств полученных ассигнований

•   мониторинг привлечения внутренних и внешних заимствований в бюджеты всех уровней и расходования средств на их погашение и обслу­живание[14]

Анализ показателей, характеризующих го­сударственные финансы

•  динамики и структуры поступления нало­гов и сборов, задолженности и недоимки по их уплате,

•   взаимосвязей между поступлением госу­дарственных доходов и влияющими на этот про­цесс факторами,

•   динамики и структуры государственных расходов, соотношения государственных дохо­дов и расходов, межбюджетных отношений,

•  источников финансирования дефицита и направтений распределения профицита государ­ственного бюджета,

•  обеспеченности потребностей платежно­го оборота денежными знаками

Прогнозирование  движения государственных финансовых ресурсов

•   прогнозирование поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней с учетом различ­ных вариантов решений в обмети государствен­ной налоговой и бюджетной политики, макро - и

•  оценку обоснованности проектов доходов бюджетов всех уровней,

•  планирование государственных расходов с учетом прогнозов поступления доходов и оцен­ки     потребностей     получателей     бюджетных средств,

•  разработку оптимальной стратегии управ­ления внутренним и внешним государственным долгом, которая в долговременной перспективе обеспечит устойчивый экономический рост при исполнении обязательств РФ по внутренним и внешним займам

Принципы построения и архитектура СППР

Накопленный авторами опыт теоретических ис­следований и разработки, внедрения и сопро­вождения СППР в области управления государ­ственными финансами позволяет выдвинуть ба­зовые принципы построения таких систем

интеграция    информационных,    науч-но-методопогических и аналитических ресурсов,

•  унификация процедур учета и контроля,

•  использование в практике планирования и управления государственными финансами ре­зультатов анализа, прогнозирования и вариант­ного моделирования тенденций на макро- и мик­роэкономическом уровнях

В архитектуре СППР, построенных на этих принципах, важнейшим компонентом является комплекс математических моделей анализа, про­гнозирования всех видов и эта­пов движения государственных финансовых ре­сурсов.  В составе данного комплекса моделей выделяются

I. Модели доходов государственного бюдже­та, предназначенные для прогнозирования по­ступления налоговых и неналоговых доходов бюджетов различных уровней При этом исполь­зуются различные методики

•  статистическое прогнозирование поступ­ления налогов и сборов с применением форма­лизованных статистических моделей (применя­ется только при краткосрочном прогнозирова­нии, при этом формируемый прогноз обязатель­но дополняется интервальной оценкой его дове­рительных границ),

•  прогнозирование поступлений на основе выявления статистических взаимосвязей, преи­мущественно   методами   факторного   анализа, между поступлениями налогов и сборов и пока­зателями социально-экономического развития (используется только для налогов и сборов в рам­ках календарных периодов, в течение которых не планируется изменений нормативов государст­венной налоговой и бюджетной политики),

•   имитационное моделирование тематически описывает зависимость поступле­ния каждого вида налогов и сборов как функцию от перечня факторов, индивидуального для каж­дого вида налогов. [15]

В число факторов входят:

1) нормативы государственной налоговой и бюджетной политики (ставки налогов и сборов, нормативы распределения доходов между бюд­жетами различных уровней),

2)   показатели  социально-экономического развития, прямо или косвенно влияющие на на­логовую базу, - прибыль предприятии и органи­зации, облагаемые обороты товаров и услуг, объ­емы производства подакцизных товаров, денеж­ные доходы населения, объемы производства в отраслях, осуществляющих природопользование итд ,

3)   ключевые  финансовые  индикаторы  — курсы валют, цены на мировых товарных рынках на основные виды российского экспорта итд

Значения показателей-факторов в прогноз­ном периоде могут задаваться экспертно (напри­мер, значения ставок и нормативов, предлагае­мые проектами законов о бюджете, изменениями Налогового кодекса) или формироваться расчет­ным путем. Так, например, показатели социаль­но-экономического развития могут быть рассчи­таны с помощью статистических моделей или имитационных моделей социально-экономиче­ского развития Российской Федерации.

Описанный комплекс имитационных моде­лей успешно применяется в ряде СППР, реализо­ванных компанией «Прогноз» (www. Prognoz. ru) для различных органов государственной власти Российской Федерации, а так же крупных экономических объединений, холдингов, предприятий.

 

 

 

 

Система моделей анализа и прогнозирования народно-хозяйственных, межрегиональных и региональных финансовых потоков

Производственный блок. Обычно в прогнозных моделях про­цесс производства описывается в виде набора функций "затраты-выпуск", то есть указываются коэффициенты затрат других продук­тов и ресурсов на производство единицы каждого из учитываемых продуктов  Классический пример - модель межотраслевого баланса, на идеях которого основаны практически все модели народно-хо­зяйственного прогнозирования. В разработанной модели денежного обращения применен тот же подход к отображению процесса произ­водства, однако нам удалось уйти от смешанного натурально-сто­имостного отражения информации. Выпуск продукции представлен как создание и использование финансовых ресурсов тою или ино­го вида. Результатом функционирования блока производства явля­ются выпуск товаров и услуг в стоимостной форме, а также "произ­водство" денежных доходов населения и финансовых средств пред­приятий. Предприятия тоже "производят" прибыль и налоги в кон­солидированный бюджет в расчете на единицу выпускаемой "про­дукции" Потребление ресурсов блоком производства включает ис­пользование собственных финансовых средств, привлечение креди­тов (в рублях и валюте), капиталовложений из инвестиционного фонда Инвестиции формируются за счет средств пенсионного нако­пительного фонда, средств населения, выделяемых на покупку цен­ных бумаг, размещения внутренних займов, вложений собственных средств финансового сектора в ценные бумаги.  При определенных вариантах расчетов инвестиционный фонд может формироваться и за счет средств консолидированного бюджета.

Возможности производственного блока представлены двумя видами мощностей и соответствующими технологиями (вектора "затраты-выпуск"' в составе показателей, описанных выше). Пер­вый вид - базовые мощности по выпуску товаров и услуг на начало расчетного периода В данном случае это 2003 год.  Второй вид - мощности, вводимые в расчетном периоде, составляющем 10 лет -с 2003 по 2010 г включительно. Первые - сокращаются в процессе функционирования на 3% в год (управляемый параметр).  Новые мощности создаются за счет, как собственных средств предприя­тий, так и инвестиций, которые аккумулируются в инвестицион­ных фондах Государственное (бюджетное) финансирование инве­стиционных процессов здесь не рассматривается государство ин­вестирует в строительство социальных (в том числе и оборонных), а не производственных объектов[16]

В каждый из расчетных периодов (годов) объем использования базовых мощностей может быть меньше либо равен имеющемуся на данный момент с учетом ежегодного выбытия. Новые мощности вво­дятся на весь период использования с единой интенсивностью. Фиксируется уровень налоговых платежей производственного сектора на один рубль выпуска товаров и услуг Базовое значение рассчитано по данным Госкомстата РФ за 2003 г.  Динамика этого по­казателя в расчетном периоде является управляющим параметром. Отметим, что изменение уровня налогообложения приводит в модели к изменению объема остатков денежных средств на счетах предприя­тий и, следовательно, финансовых пассивов.

Финансовый блок модели описывает проведение основных финансовых операций по привлечению и использованию ресурсов. В качестве ресурсов учитывались собственный капитал банков, остатки на счетах юридических лиц (рублевые и валютные), депозиты юридических и физических лиц (рублевые и валютные), вклады населения до востребования, средства от размещения внутренних инвестиционных займов, иностранные инвестиции, иностранные зай­мы, валютные средства, закупленные на ММВБ, у населения и по­ступающие на расчетные счета экспортеров. Каждому виду денеж­ных ресурсов соответствует своя "цена" - процентная ставка, раз­мер которой связан корреляционным соотношением со ставкой ре­финансирования.  Все виды финансовых ресурсов создают два вида банковских ресурсов - "рублевый" и "валютный" В качестве ак­тивных операций коммерческих банков в модели учтены кредито­вание производственного сектора (в рублях и в валюте) и импорта товаров и услуг, продажа валюты юридическим и физическим ли­цам, размещение государственных ценных бумаг, размещение соб­ственных ресурсов в инвестиционные фонды.  К операциям Цент­рального банка РФ в модели относятся резервирование привлечен­ных ресурсов коммерческих банков, предоставление ссуд правительству и коммерческим банкам, образование валютных резервов и связанная с этим эмиссия. Погашение внешнего долга осуществляет­ся за счет доходов консолидированного бюджета, а не дополнитель­ной эмиссии, как при формировании валютного резерва.

В целом функционирование финансовой системы описывается совокупностью ограничений по финансовым ресурсам, набором опера­ций и условиями их реализации. При построении модели использовалась статистическая информация по ресурсам финансовой системы и объемам активных операций в целом за 2003 г. В расчет принима­лись среднегодовые процентные ставки по размещению и привлече­нию ресурсов.  Динамика этих параметров в расчетном периоде является управляющим параметром модели.  

Бюджетный блок отражает формирование доходной, и расход ной части консолидированного бюджета в части доходов в расчетах (В дальнейшем под доходами консолидированного бюджета будем понимать доходы в расчетах).  В качестве переменных (искомых величин) выступают объемы налоговых поступлений объемы привлечения средств по внутренним и внешним займам, а также платежи по обслуживанию текущей и накопленной задолженности   Ограничени­ем на доходы бюджета (нижним) служат планируемые затраты на функционирование бюджетной сферы, в базовом году - фактическая их величина.  На расчетный период задается темп их роста.   Данный параметр также может быть искомой величиной при проведении рас четов по критерию оптимизации на максимум доходов бюджета.

Сектор домашних хозяйств представлен блоком формирования денежных доходов и расходов населения. Доходы домашних хозяйств в рассматриваемой модели формируются за счет участия в производ­стве товаров и услуг, продажи наличной валюты банкам, от доходов по ценным бумагам. Расходы представлены затратами на приобрете­ние товаров и услуг, валюты, на сбережения, налоги и фиксирован­ные платежи. Баланс доходов и расходов дополняется остатком на­личных денег у населения. В модели заложена возможность многова­риантного использования части доходов, которая идет на сбережения.  Размер и структура денежных расходов населения заданы по факти­ческим данным Госкомстата РФ на базовый период (2003 г.).  В рас­четном периоде возможно изменение структуры расходов при помо­щи соответствующего набора управляющих параметров.  Возможно, и определение максимально достижимого уровня роста доходов домаш­них хозяйств. Отметим, что при расчете в текущих ценах повышение доходов достижимо при увеличении их номинальной величины, ког­да возрастает стоимость товаров и услуг, идущих на потребление, хотя реальные доходы могут, и не расти либо вообще снижаться.

Условия (ограничения модели)

Пути использования модели определяются в первую очередь набором реализуемых целевых функции. В рассматриваемой модели возможно применение различных целевых функций максимум мар­жи (процентного дохода) финансового  сектора, максимум доходов консолидированного бюджета, минимизация дефицита консолидиро­ванного бюджета, минимизация инфляционной эмиссии. Из перечис­ленного набора выделяется основная целевая функция для подобного рода моделей - максимум процентного дохода финансового сектора от осуществления всей совокупности финансовых операций.

Для настройки системы и проведения вариационных расчетов в модели задан набор управляющих параметров, определяющих значе­ние технико-экономических показателей развития разных секторов Изменение этих параметров управления позволяет исследовать влия­ние различных экономических процессов на формирование главных макропоказателей.

Основные управляющие параметры системы моделей:

      коэффициенты, определяющие динамику показателей во времени (доходы в расчетах консолидированного бюджета, объемы экс­порта и импорта, курс доллара, структура денежных расходов населе­ния, ставка рефинансирования, норма налогобложения, доля обяза­тельной продажи валютной выручки, норма рентабельности выпуска товаров и услуг, капиталоемкость выпуска товаров и услуг, доля ди­видендов в прибыли производственного сектора и т п.)   -

      логические управляющие параметры, с помощью которых фор­мируется набор условий, определяющих конкретную постановку за­дачи  Их фиксация требует решения ряда вопросов, связанных с от­ражением в модели реальных процессов (Например, проводить рас­чет в базовых (постоянных) либо текущих (переменных) ценах? Фиксировать ограничение по объему импорта товаров и услуг для населения либо определять по решению? Выплачивать дивиденды на вклады в инвестиционные фонды с года их поступления либо со следующего года? Использовать средства консолидированного бюд­жета на инвестиции в производство товаров и услуг для населения либо нет? И т п.). Подобные логические управляющие параметры применяются при уточнении характера условий (ограничений), на­кладываемых на решение задачи.

Информация о работе Финансовое прогнозирование, его характеристика и сферы применения