Финансовое прогнозирование, его характеристика и сферы применения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Прогноз представляет собой предвидение, предсказание, основанное сведениях, определенных данных.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава1. Социально-экономическая сущность финансового прогнозирования

1.1 Возникновение, сущность, цели, функции и методологические принципы финансового прогнозирования ……………………………………………...5
1.2 Классификация методов прогнозирования. Обзор базовых методов прогнозирования и точность прогнозов. …………………………………..13

1.3 Прогнозирование и планирование на макро и микро уровнях …………..21

Глава 2. Виды и сферы применения финансовых прогнозов.

2.1. Сферы применения и этапы финансовых прогнозов. …………………..25

2.2. Виды финансовых прогнозов.

2.2.1. Сводный баланс финансовых ресурсов, его содержание и методика разработки………………………………………………………………………..28

2.2.2. Прогнозирование финансового бюджета. ………………………………30

2.2.3.Прогнозирование кредитно-денежных отношений. ……………………33

2.2.4.Прогнозирование платежного баланса и валютного курса …………….36

Глава 3. Построение системы прогноза государственных финансов как основа любого финансового прогнозирования………………………………..42

Заключение. ……………………………………………………………………...54

Список литературы. ……………………………………………………………..56

Работа содержит 1 файл

Чупахина 4-ИЭ-1 курсовая работа печать.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

Рынок финансовых ресурсов выполняет множество различных функций Основные из них — перемещение финансовых ресурсов из одной отрасли в другую и обеспечение тем самым структурных пропорций и балансов и их движение к более эф­фективным сферам применения.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что финансы  — это система экономи­ческих отношений по поводу образования, распределения и ис­пользования денежных средств всеми субъектами хозяйство­вания (экономическими единицами), или совокупность экономических операций, связанных с изменениями в активах и пассивах денежных средств.

Финансовые ресурсы характеризуют финансовое состоя­ние экономики и одновременно являются источником ее разви­тия. Различают централизованные (на уровне государства) и децентрализованные (на уровне предприятий, организаций, объединений) финансовые ресурсы. Эффективное управление финансовыми ресурсами требует их прогнозирования и планирования. В мировой практике при прогнозировании финансов широкое распространение получи­ли методы экспертных оценок, экстраполяции и моделирова­ния. В моделях используются два вида переменных: экзогенные и эндогенные.[9]

Разрабатываемые финансовые планы-прогнозы (програм­мы) представляют собой комплекс мероприятий, направлен­ных на достижение заданных макроэкономических целей. Формирование финансового плана включает расчет итого­вых показателей на конец периода по основным секторам эко­номики.

На первом этапе формирования финансового плана разрабатывается так называемая базисная программа, которая основывается на допущении, что экономическая политика страны не будет подвергаться изменениям. Цель базисной про­граммы состоит в том, чтобы дать ответ на вопрос, решаются ли существующие проблемы сами по себе, остаются в прежнем ви­де или обостряются.

На втором этапе рассматриваются изменения экономической политики с учетом специфики того или иного периода в зависимости от политики государства. Эта процеду­ра является базой для подготовки нормативной программы, которая должна быть основана на использовании определенно­го комплекса мероприятий, разработанных для достижения требуемых целей. Сравнение базисной и нормативной про­грамм позволяет судить об ожидаемых результатах осущес­твления данного комплекса мероприятий.

 

Процесс разработки финансового плана можно представить в следующем виде:

      оценка экономических проблем;

      формулирование целей и разработка комплекса мер;

      подготовка прогнозов для отдельных секторов (отраслей) экономики;

      анализ целесообразности дополнительных ресурсов, пот­ребности в них и определение их источников.

Система финансов должна обеспечить расходы на про­изводство валового внутреннего (национального) продукта Y в виде средств на потребление. С, инвестиций I, государствен­ных закупок G, расходов на торговлю с внешним миром (чис­тый экспорт Е - М), т.е.

Y =  C + I + G +  (E-M)

На базе ориентированных целей и мероприятий можно осу­ществить прогноз макроэкономических параметров на рас­сматриваемый период.

Изучение динамики показателей, определение мер и целей, разработка планов с учетом внутреннего состояния экономики и внешнеэкономических перспектив, рассмотрение планов от­дельных отраслей и их взаимоувязка, установление предель­ных значений денежных ограничений — все это непрерывная цепь итераций по разработке оптимального варианта финансо­вого плана в целях обеспечения воспроизводственных процес­сов в экономике. [10]

2.2. Виды финансовых прогнозов.

2.2.1. Сводный баланс финансовых ресурсов, его содержание и методика разработки.

Для осуществления государством своих функций по регу­лированию финансовых ресурсов необходимо располагать ин­формацией о финансовых потоках в экономике, которые фор­мируют ресурсы финансов. Такую информацию может предоставить сводный финансовый баланс, при составлении которого даются характеристика объема средств, их распреде­ления и использования, оценка финансовых взаимоотношений между секторами экономики. Это позволяет определить тен­денции и закономерности, складывающиеся в финансовых вза­имоотношениях между секторами экономки, оценить эффек­тивность налоговой и кредитной политики государства.

Сводный финансовый баланс (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) — 1) Сводный финансовый баланс Российской Федерации - документ, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики. 2) Сводный финансовый баланс Российской Федерации составляется в целях оценки объемов финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и влияния федеральной политики в области экономического развития на показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. 3) Порядок разработки сводного финансового баланса Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

Финансовые ресурсы экономики формируются как сово­купность финансовых ресурсов секторов. Они создаются пре­имущественно в нефинансовом и финансовом секторах и выс­тупают в форме прибыли, дохода и амортизационных отчислений. Финансовые ресурсы нефинансового сектора мо­гут быть пополнены за счет субсидий государства, кредитов банков. В качестве привлеченных средств финансовых учреж­дений могут выступать средства государственного бюджета в форме капитальных вложений государственным учреждениям, средства предприятий, населения.

Финансовые ресурсы сектора государственных учрежде­ний формируются за счет централизованных средств государ­ственного бюджета, ресурсов фондов социальной защиты насе­ления, занятости и прочих внебюджетных фондов. Основным источником финансовых ресурсов государства являются нало­ги.

В секторе экономики "Домашние хозяйства" в финансовые ресурсы включаются доходы, получаемые от ведения домаш­них хозяйств, индивидуального предпринимательства, соб­ственности в форме дивидендов и процентов и др.

Финансовые ресурсы сектора "Остальной мир" формиру­ются из доходов, получаемых от экспорта продуктов и услуг, субсидий на производство и импорт, предпринимательского дохода, дохода от собственности, других доходов и поступле­ний.

Использование финансовых ресурсов государственного сектора осуществляется через расходные части государствен­ного бюджета и внебюджетных фондов.

В секторе домашних хозяйств предусматривается расходо­вание финансовых средств на уплату налогов (подоходного, зе­мельного, на недвижимость), обязательных платежей, добро­вольных взносов, на прирост вкладов, приобретение ценных бумаг и потребление. Эти параметры представляют собой статьи расходной части баланса денежных доходов и расходов населения.

Финансовые ресурсы сектора "Остальной мир" использу­ются на уплату налогов на производство и импорт, конечное потребление домашних хозяйств, находящихся за границей, на долгосрочные вложения в производство и расходы, связанные с отчуждением доходов от собственности

В формировании сводного финансового баланса государ­ства особое значение имеет денежно-кредитный баланс. Реаль­но формирующиеся в народном хозяйстве доходы становятся финансовыми ресурсами и могут быть использованы в этом ка­честве лишь в том случае, если они представлены соответству­ющими денежными средствами. Поэтому динамика денежной массы в обращении должна соответствовать динамике измене­ния финансовых ресурсов.

"Денежный голод", или несоответствие денежной массы объемам доходов, обостряет кризисные явления и стимулирует падение производства к уровню, адекватному имеющейся де­нежной массе.

2.2.2. Прогнозирование финансового бюджета.

Центральное место в системе финансовых балансов зани­мает государственный бюджет. Он, в отличие от сводного фи­нансового баланса, ежегодно утверждается в виде закона и представляет собой систему экономических отношений по планомерному формированию и использованию централизо­ванного фонда денежных средств государства. Государствен­ный бюджет состоит из централизованного и местных бюдже­тов, которые включают бюджеты областей, районов, городов, поселков. Кроме государственного бюджета к централизо­ванным государственным фондам относятся и внебюджетные централизованные фонды, перечень и условия, формирова­ния которых могут пересматриваться.[11]

По форме государственный бюджет представляет собой ба­ланс, доходной частью которого являются налоги, неналоговые поступления, а расходной — затраты на социальные услуги, хо­зяйственные нужды (дотации предприятиям, субсидии, расхо­ды на осуществление государственных программ), расходы на содержание органов государственной власти и управления, платежи по государственному долгу и др.

Обладая возможностью устанавливать условия налогооб­ложения (налоговые ставки и виды налогов), государство может активно воздействовать на объемы совокупного спроса и предложения.

Концепция государственного баланса предусматривает равенство сумм всех государственных расходов и доходов. Однако на практике часто расходная часть бюджета превы­шает размер доходов. Важно не допустить чрезмерного разрыва между ними и предусмотреть возможные резервы для его ликвидации. Обычно источники покрытия дефицита разделяются на внутренние и внешние займы. Совокупный дефицит, который устраняется за счет внешних займов, оценивается в зависимости от того, каким образом плани­руется использовать такие средства. Внешний заем, идущий на увеличение расходов внутри страны, будет иметь стиму­лирующее воздействие на экономику страны. Если же внешний заем ведет к увеличению расходов за рубежом, он не будет оказывать немедленного воздействия на внутренний спрос.

К внутренним источникам финансирования относят­ся займы у центрального банка, коммерческих банков и не­банковского сектора. Чистый заем (разница между совокуп­ной суммой займов и суммой возврата по ним или обратного займа) у центрального банка увеличивает объем денежной массы.

Государственный бюджет играет главную роль в определе­нии экономических факторов, влияющих на совокупный вы­пуск и доход. Следовательно, необходимы прогнозы доходов, расходов и отдельных финансовых статей, формирующих бюджет. При прогнозировании доходов можно применять ме­тоды экстраполяции, однако результаты таких расчетов мо­гут быть весьма неточными, так как базируются на основе прошлого развития без учета эволюции налоговой базы. Бо­лее надежный прогноз достигается построением функцио­нальных зависимостей. Такие построения требуют принятия решения о степени дезагрегированности, а также выбора со­ответствующих расчетных налоговых баз. Необходимо про­анализировать различия между основными налоговыми кате­гориями, дезагрегировать группу налогов в случае, если их базы принципиально различны.

Для налога на добавленную стоимость налоговой базой яв­ляется величина добавленной стоимости, на прибыль — сумма налогооблагаемой прибыли, акцизов — сумма продаж товаров, на которые установлен акциз, и т.д.

Прирост суммы налогов может быть связан с ростом как налоговой базы, гак и налогообложения (например, с увеличением ставок налогов). Первый вид изменений принято на­зывать автоматическим эффектом, а второй — дискрецион­ным.

Автоматический эффект измеряется при помощи коэффи­циента эластичности. Например, устанавливается cooi ноше­ние темпов прироста налоговых доходов с темпами прироста ВВП. При этом принимается условие, что налоговая система не изменялась в течение сравниваемого периода. Для учета дискреционного влияния необходимо распола­гать информацией о том, в каком году были изменены налого­вые системы, а также определить абсолютный размер влияния этих изменений на сумму налоговых доходов. Для этих целей применяется метод пропорциональных корректировок, основанный на данных о фактических налоговых поступлениях и расчетном уровне воздействия дискреционных мер. Неналого­вые поступления обычно включают в себя доходы от пользова­ния имуществом, пошлины и сборы. Прогноз их величины осу­ществляется аналогичным методом, а также на основе информации финансирующих организаций.

В отличие от доходов государства при прогнозировании правительственных расходов существует гораздо меньше возможностей определить их уровень, опираясь только на обычные экономические соотношения. Это является следствием политической природы процесса принятия ре­шений по государственным расходам. Однако можно рассматривать эндогенное определение некоторых основных показателей в рамках экономической классификации расхо­дов. Так, выплаты процентов по кредитам будут определяться их величиной и размерами государственного долга. Безвоз­мездные отчисления (трансферты) могут быть соотнесены с уровнем экономической деятельности. Заработная плата ра­бочих и служащих, вероятнее всего, подвергается влиянию со стороны государственной политики в области доходов насе­ления, цен и давления на рынке труда. Анализ прошлых соот­ношений между предположениями и реальными результата­ми указывает на размер ошибок в подобных прогнозах и дает возможность внесения определенных корректировок в про­водимые расчеты.

Прогнозы финансирования дефицита обычно проводятся по трем основным направлениям: внешнее финансирование, внутреннее небанковское заимствование, внутреннее заим­ствование и банковской системы.

 

2.2.3.Прогнозирование кредитно-денежных отношений.

Деньги и кредит как порождение экономических отноше­ний развиваются в масштабах, определяемых экономическими процессами. Изменения в денежно-кредитном обороте обус­ловлены воспроизводственными процессами и представляют собой элемент развивающихся рыночных отношений. В агреги­рованном виде эти отношения представляют собой обязательс­тва банковской (финансовой) системы перед другими сектора­ми экономики.

Информация о работе Финансовое прогнозирование, его характеристика и сферы применения