Финансовое планирование в системе управления финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:53, контрольная работа

Описание работы

К сожалению, в настоящее время в большинстве коммерческих организаций отсутствует финансовое планирование, а принимаемые руководством решения по организации финансово-хозяйственной деятельности не обосновываются соответствующими расчетами и носят интуитивный характер. Внимание к составлению финансовых планов на предприятиях нашей страны было ослаблено из-за подавляющего влияния внешних сил: высокой инфляции, финансового кризиса, частых изменений нормативно-правовой базы организаций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Содержание и задачи финансового планирования……..………………….4
2. Виды финансовых планов и методы финансового планирования…………12
3. Пути совершенствования финансового планирования……………………22
Заключение……………………………………………………………………….28
Библиографический список…………………

Работа содержит 1 файл

Fijnansir_4.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

     Во-вторых, в случае несовершенства действующей в коммерческой организации методики планирования применение коэффициентного метода отрицательно сказывается на эффективности использования материальных и финансовых ресурсов, а в ряде случаев приводит к нарушению стоимостных пропорций и ухудшению финансового положения.

     Реальность  плановых заданий повышается при  проведении финансовых расчетов нормативным методом, который известен с давних времен.

     Сущность  нормативного метода планирования заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность коммерческой организации в финансовых ресурсах и их источниках. Система норм и нормативов включает:

    • федеральные нормативы;
    • нормативы субъектов РФ;
    • нормативы местных органов власти;
    • внутрихозяйственные нормативы коммерческих организаций.

     Федеральные нормативы устанавливаются законодательно и являются едиными для всей территории РФ, всех хозяйствующих субъектов. К ним относятся: ставки федеральных налогов, нормы амортизации по группам основных фондов, ставки единого социального налога, величина отчислений в резервный фонд акционерного общества и др.

     Нормативы субъектов РФ и местных органов  власти действуют в отдельных регионах РФ. Речь идет о ставках территориальных и местных налогов, сборов и др.

     Внутрихозяйственные нормативы коммерческих организаций  разрабатываются непосредственно хозяйствующим субъектом и используются для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К таким нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах, производственных запасах, нормативы по статьям расходов технологических процессов, видам продукции, центрам финансовой ответственности и др.

     Коммерческая  организация разрабатывает нормативы  на основе определенной методики. Они должны ориентировать предприятие на будущую конкуренцию, а не заставлять оглядываться на свою прошлую деятельность, выявлять те производственные участки или детали изделия, которые не соответствуют современному уровню и требуют переоценки. Если действующие нормативы мешают осуществлению прибыльного бизнеса, коммерческая организация должна проанализировать возникшую проблему и разработать более действенные нормативы.

     Однако  обоснование отдельных статей финансовых планов даже наиболее прогрессивными способами не обеспечит реальность заданий, если не будут сбалансированы доходы и расходы.

     Сущность  балансового метода заключается в согласовании расходов с источниками покрытия, во взаимной увязке всех разделов плана между собой, а также финансовых и производственных показателей. В результате обеспечивается взаимная увязка материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

     Финансовые  ресурсы должны быть сбалансированы между собой на наиболее рациональной основе, т.е. путем выбора эффективных методов формирования фондов денежных средств, распределения и использования полученного дохода. Для финансового планирования особенно важно, какими путями достигнута сбалансированность планов и какие при этом использовались источники финансовых ресурсов. Выбирая направления инвестирования средств и методы привлечения финансовых ресурсов (собственных и заемных), финансовый менеджер обязан помнить об обеспечении платежеспособности и ликвидности с целью недопущения вероятного банкротства. Не следует забывать и о том, что механизм скупки долгов организации и последующая процедура банкротства активно используется в нашей стране для передела собственности.

     Балансовый  метод традиционно применяется  при распределении прибыли, планировании финансовых фондов — накопления, потребления и др.

     Метод дисконтированных денежных потоков, основанный на практической логике, используется при составлении финансовых планов, инвестиционных проектов и служит инструментом для прогнозирования совокупности распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств.

     Концепция денежных потоков (cash flow) основана на исчислении современной (приведенной) стоимости ожидаемых притоков и оттоков денежных средств. Использование метода дисконтированных денежных потоков позволяет выявить результат финансовых решений без ссылок на традиционные допущения бухгалтерского учета. Оценивая прогнозные изменения финансовых потоков за определенный период работы коммерческой организации на основе временного фактора, можно прийти к выводам, отличным от традиционного экономического анализа.

     Дисконтирование денежных потоков (в инвестиционных проектах) основано на использовании дисконтной ставки — ставки сравнения. В качестве ставки сравнения может приниматься средневзвешенная стоимость капитала (усредненный показатель доходности акций, процентных ставок по кредиту1); существующие ставки по долгосрочному кредиту; субъективные оценки, основанные на опыте организации. Если финансовый менеджер занизит ставку дисконтирования денежных потоков либо переоценит будущую доходность проекта, учредители (собственники) понесут потери, так как инвестиционный проект не окупит расходов. Если финансовый менеджер недооценит будущие денежные притоки от реализации инвестиционного проекта, то этот проект, возможно, будет реализован более агрессивными организациями. Не следует забывать и о том, что ставка сравнения должна учитывать уровень риска и ликвидности.

     Планирование  потоков денежных средств происходит по трем видам деятельности: основной (операционной), инвестиционной и финансовой. Эффективность управления финансами в значительной мере определяется тем, насколько различные виды потоков денежных средств синхронизированы между собой по объемам и во времени.

     Метод многовариантности (сценариев) заключается в разработке нескольких вариантов финансовых планов (например оптимистического, пессимистического и наиболее вероятного). Каждому варианту приписывают его вероятностную оценку. Для каждого варианта рассчитывают вероятное значение критерия выбора, а также оценки его отклонений от среднего значения.

     Метод экономико-математического  моделирования позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Она представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т.д.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы.

     Модель  может строиться по функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида:

          Y=f(x), 

где Y — показатель;

х — факторы.

     Корреляционная  связь — это вероятностная зависимость, которая проявляется лишь в общем и только при большом количестве наблюдений. Корреляционная связь показывается уравнениями регрессии различного вида. 

     Прогнозный  метод является одним из базисных при выработке стратегической линии коммерческой организации. Прогнозирование представляет собой выработку на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Оно может осуществляться как на основе экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденции изменения, так и на основе прямого предвидения изменений (последний способ требует выработки у финансового менеджера интуиции и соответствующего мышления).

     Прогнозирование не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы (от греч. prognosis — предвидение). Данный метод заключается в разработке полного набора альтернативных финансовых показателей и параметров, позволяющих определить варианты развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. Прогнозирование — не альтернатива плану, а часть общего процесса планирования, аналитическая основа плана.

     Прогнозирование имеет специфические методологические основы, отличные от методологии планирования. Состав показателей прогноза может значительно отличаться от состава показателей будущего плана. В чем-то прогноз может оказаться менее подробным, чем расчеты плановых заданий, а в чем-то он будет более детально  проработан.

     Чтобы обосновать свое мнение, специалисты  по прогнозированию опираются на разнообразные источники информации и методы прогнозирования. К методам прогнозирования относятся методы  экономической статистики, математическо-статистические методы  изучения связей, методы экономической кибернетики и оптимального программирования, эконометрические методы, методы исследования операций и теории принятия решений и др.

     Менеджеры часто приходят к выводу о том, что подготовка согласованного сводного прогноза — сложное и весьма трудоемкое дело. Однако значительная часть расчетов может быть автоматизирована благодаря использованию компьютерных программ. Обдумывая различные факторы в процессе принятия решения, менеджеры с помощью современных пакетов прикладных программ могут быстро увидеть их возможное влияние и соответствующим образом изменить расстановку акцентов. Здесь заложены огромные потенциальные возможности для принципиального совершенствования процесса прогнозирования. 
 
 
 

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 

    Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Достижение этих целей возможно только при значительном повышении конкурентоспособности России, в том числе конкурентоспособности государственного управления, бизнеса и "человеческого капитала" [5].

    Средством достижения целей программы является формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста.  Основными целями бюджетной реформы на среднесрочный период являются стимулирование структурной перестройки экономики, диверсификации ее структуры, снижение фискальной нагрузки на экономику, повышение благосостояния населения.

    Для достижения этих целей необходимо принятие следующих мер:

-  закрепление доходных и разграничение расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы Российской Федерации на долгосрочной основе;

- формирование бюджетов всех уровней в рамках среднесрочного планирования;

-  выработка критериев эффективности бюджетных расходов и подготовка на этой основе предложений по оптимизации их структуры;

-  завершение процесса перевода региональных и муниципальных бюджетов на казначейское исполнение и реформирование системы исполнения муниципальных бюджетов;

- создание действенного механизма для перевода средств региональных и местных внебюджетных фондов в бюджеты соответствующих уровней;

- отмена законодательных решений, финансовое обеспечение которых становится невозможным в рамках существующих доходных ограничений;

-  ограничение роста непроцентных расходов;

-  оптимизация сети бюджетных учреждений исходя из условия выполнения ими государственных функций и задач;

- обеспечение контроля со стороны главных распорядителей средств федерального бюджета за обязательствами находящихся в их ведении организаций и учреждений [7].

Ожидаемые результаты реализации программы включают:

-  повышение уровня жизни населения и сокращение бедности на основе ускорения экономического роста и обеспечения эффективного функционирования социальной сферы;

-    повышение конкурентоспособности российской экономики;

-    снижение макроэкономических рисков;

- формирование модели долгосрочного развития, базирующейся на диверсификации экономики, укреплении ее позиций в международном разделении труда.

    Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета, прозрачности и подотчетности бюджетов, соблюдения финансовой дисциплины – основное требование к эффективной и ответственной бюджетной политике и одновременно – необходимое условие для достижения планируемых целей и результатов государственной политики  [11].

    Перспективный финансовый план Российской Федерации на 2007–2009 году и проект федерального бюджета на 2007 год соответствуют требованиям Бюджетного послания на 2007 год, о необходимости формирования бюджетной политики,  исходя из необходимости улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами [11].

Информация о работе Финансовое планирование в системе управления финансов