Финансовое планирование и прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

усвоение понятий финансовое планирование, его цели и основные аспекты, а также расчет формирования финансового плана субъекта хозяйствования.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие и сущность планирования
1.1 Финансовое планирование как часть бизнес – плана………………..4
1.2 Цели и задачи планирования………………………………………….5
1.3. Организация планирования…………………………………………..7
1.4. Процесс планирования: этапы и виды……………………………….8
1.5 Методы финансового планирования………………………………...20
2. Финансовое планирование и прогнозирование
2.1. Планирование на уровне государства и его субъектов……………21
2.2. Планирование на уровне хозяйствующего субъекта………………22
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованных источников……………………………………26

Работа содержит 1 файл

Финансы (готовое).docx

— 52.34 Кб (Скачать)

Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс стратегического  планирования предприятия. Если предприятие  хочет завоевать новые рынки  и расширить производство продукта, оно должно заботиться о потребности  в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и  основных исследований по производственным методам.

Планирование  источников дохода.

Известно  много источников фондов предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также  займа. Задача, прежде всего, состоит  в нахождении лучшего источника  для каждой потребности и именно в то время, когда возникает такая  потребность.

Качественное  планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды  не только вовремя, но и по самой  низкой цене. Для этого нужно найти  банк, который может их предоставить в настоящее время, соотнести  источник фондов с целью, для которой  они будут использоваться, сбалансировать различные источники, так как  нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций или  поступлений доходов. В частности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок  акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и  т.д.

Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

На  первом - анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для  этого используют основные финансовые документы предприятий - бухгалтерский  баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Они имеют значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причем, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

Баланс  предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования. При этом западные компании используют для анализа, как правило, внутренний баланс, включающий наиболее достоверную  информацию для внутрифирменного пользования. Внешний баланс, обычно составляющийся для публикации, по целому ряду причин (налогообложение, создание резервного капитала и другие) показывает уменьшенные  размеры прибыли. Второй этап предусматривает  составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые  относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру  научно-обоснованного бизнес-плана  предприятия.

На  третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих  финансовых планов.

На  четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершением процесса финансового планирования является практическое внедрение планов и контроль за их исполнением.

Такое планирование должно носить долгосрочный характер и, по возможности, учитывать  тенденции развития экономических  процессов в стране, а также  подразделяться на планы определенных отрезков времени для детализации  деятельности предприятия.

Таким образом, финансовое планирование можно  классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное.

Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие  показатели, пропорции и темпы  расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей  предприятия. Как правило, охватывается период от одного года до трех лет. Этот период носит условный характер, так  как зависит от экономической  стабильности и возможности прогнозирования  объемов финансовых ресурсов и направлений  их использования.

Здесь же разрабатывается финансовая стратегия  предприятия, которая оказывается  влияние на общую стратегию предприятия. Вывод: в рамках стратегического  планирования определяются долгосрочные ориентиры развития и цели предприятия, долгосрочный курс действий по достижению цели и распределению ресурсов. Ведется  поиск альтернативных вариантов, осуществляется выбор лучшего и на его основе стоится стратегия предприятия.

Следует уделить особенное внимание некоторым  внешним факторам. Прежде всего, это  потребители, ведь именно их запросы  будет удовлетворять выпускаемая  продукция: спрос окупит все расходы, если предприятие сможет реализовать  свою продукцию. Здесь можно использовать несколько информационных путей. Например, осуществить выборочный опрос, при  этом не нужно выходить на улицу. Можно  прислушаться к мнению родственников, друзей, соседей о конкретной продукции (если это применимо к данной продукции), или проанкетировать сотрудников. Нередко работники отделов сбыта  и торговых представительств могут  подсказать что-то принципиально новое  благодаря своему знанию потребностей рынка. Изучение продукции конкурентов  поможет улучшить тот или иной товар.

Цели  финансовой стратегии должны быть подчинены  общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости  предприятия. На определение периода  реализации финансовой стратегии влияют следующие факторы: динамика макроэкономических процессов, тенденции развития отечественного финансового рынка и отраслевая принадлежность предприятия со спецификой ее производственной деятельности.

Итогом  финансовой стратегии является разработка финансовой политики предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, эмиссионной  и другие. Большое внимание также  уделяется учету факторов риска.

Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:

- прогноза  отчета о прибылях и убытках;

- прогноза  движения денежных средств;

- прогноза  бухгалтерского баланса.

Основной  целью построения этих документов является оценка финансового положения предприятия  на конец планируемого периода.

Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной  продукции). Это необходимо для организации  производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над  запасами. Прогноз объемов продаж дает представление о той доле рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией. Как  правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года. Годовые прогнозы объемов  продаж разбиты по кварталам и  месяцам. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть в них информация. Это связано  с тем, что в первый год производства уже известны покупатели продукции. Расчеты на второй и третий год  носят характер прогнозов, которые  составлены на основе маркетинговых  исследований.

Прогнозы  продаж выражаются, как в денежных, так и в финансовых единицах, и  в любом случае помогают определить влияние цены, объема производства и инфляции на потоки наличных денежных средств предприятия.

Объем будущих продаж можно рассчитать, используя следующие методы.

Эвристические методы основаны на усреднении сведений, полученных при интервьюировании различных участков рынка: работников торговли, специалистов маркетинговых служб, покупателей. Положительной чертой этого метода является то, что он определяет достаточно точную информацию о нуждах потребителя. Однако он не учитывает высокую вероятность изменения рыночной конъюнктуры.

Анализ  временных рядов используется для  учета временных колебаний объема продаж продукции (работ, услуг). Включает метод экстраполяции, анализ сезонности, анализ цикличности. Метод экстраполяции  заключается в распространении  выводов, полученных в результате наблюдений за объемом продаж в течении выбранного периода времени, на будущее. Причем, большое влияние на объемы продаж оказывает фактор сезонности. Метод  анализа цикличности позволяет  выявить изменения в объеме продаж, связанные с временем потребления  продукции. Например, объемы кирпича  и цемента тесно увязываются  с планами строительства. И поэтому  этот метод широко используется преимущественно  в отраслях с ярко выраженной цикличностью.

Экономические модели позволяют определить корреляцию размера продаж от изменений внешней среды предприятия, в том числе макроэкономических переменных (темпы роста ВВП, изменение учетной ставки ЦБ РФ, темпа инфляции и т.п.), а так же от отраслевых показателей (состояния отрасли, уровня конкуренции в ней, емкости отраслевого рынка).

Сочетание результатов, полученных с помощью  исследования этих методов, позволяет  учесть факторы внешней и внутренней среды в их динамике.

Отчет о прибылях и убытках

С помощью  прогнозного отчета о прибылях и  убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде. Прогноз отчета о прибылях и убытках  содержит следующие статьи:

- выручка  от реализации продукции (за  минусом НДС и акцизов);

- себестоимость  реализации продукции;

- коммерческие  расходы;

- управленческие  расходы;

- прибыль  (убыток) от реализации;

- проценты  к получению;

- проценты  к уплате;

- доходы  от участия в других организациях;

- прочие  операционные доходы;

- прочие  операционные расходы;

- прибыль  (убыток) от финансово-хозяйственной  деятельности;

- прочие  внереализационные доходы;

- прочие  внереализационные расходы;

- прибыль  (убыток) планового периода;

- налог  на прибыль;

- отвлеченные  средства;

- нераспределенная  прибыль (убыток) планового периода;

При проведении прогнозного анализа  прибыли на практике широко используется метод "издержки - объем - прибыль". Он представляет следующие возможности: определить объемы производства и продаж продукции в целях обеспечения  их безубыточности; установить размер желаемой прибыли; увеличить гибкость финансовых планов путем учета различных  вариантов изменения ситуации (ценовых  факторов, динамики объемов продаж). Этот метод также называют методом "безубыточности".

Для коммерческих компаний очень важно  определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль.

Прогноз баланса

Прогноз баланса входит в состав основных документов перспективного финансового  планирования. В отличие от прогноза отчета о прибылях и убытках, который  показывает динамику финансовых операций предприятия, прогноз баланса отражает фиксированную, статистическую картину  финансового равновесия предприятия. В качестве исходного используется отчетный баланс на последнюю дату. При планируемом росте объема продаж (объема реализации) активы предприятия  должны быть соответственно увеличены, так как для наращивания производства и сбыта требуются дополнительные денежные средства на приобретение оборудования, сырья, материалов и т.п. Рост объема реализации продукции, как правило, приводит к увеличению дебиторской  задолженности, так как предприятия  предоставляют покупателям более  длительные отсрочки платежей, расширяют  практику продажи товаров на условиях консигнации.

Рост  активов предприятия должен сопровождаться соответствующим увеличением пассивов, так как растет кредиторская задолженность (обязательства по оплате поставок сырья, энергии, различных услуг), увеличивается  потребность в заемных и привлеченных средствах.

Прогноз движения денежных средств

Прогноз движения денежных средств - финансовый документ, получающий в российской практике в последние годы все  большее распространение. Он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют  повысить результативность управления денежными потоками.

Прогноз движения денежных средств помогает финансовому менеджеру в оценке использования предприятием денежных средств и в определении их источников. В дополнение к изучению отчетной информации прогнозные данные позволяют оценить будущие потоки, а, следовательно, перспективы роста  предприятия и его будущие  финансовые потребности.

Финансирование  инвестиций включается в прогноз  после тщательного технико-экономического обоснования и анализа производственных и финансовых инвестиций. При планировании долгосрочных инвестиций и источников их финансирования будущие денежные потоки рассматриваются с позиции  временной ценности денег на основе методов дисконтирования для  получения соизмеримых результатов.

С помощью  прогноза движения денежных средств  можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в  хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступления и расходование денежных средств, а значит проверить  будущую ликвидность предприятия.

Прогноз движения денежных средств оформляется  в виде баланса, где представлены следующие статьи:

В разделе "Источники денежных средств" - это доход от основной деятельности, включая амортизацию; другие расходы; эмиссию ценных бумаг; банковские займы; прочие поступления.

В разделе "Использование денежных средств" - это увеличение товарно-материальных запасов; увеличение основного капитала (инвестиции); заработная плата; другие издержки; прочие платежи, включая налоги, проценты, ссуды.

После составления этого прогноза определяют стратегию финансирования предприятия. Ее суть заключается в следующем: определение источников долгосрочного  финансирования; формирование структуры  и затрат капитала; выбор способов наращивания долгосрочного капитала.

Немалое место отводится производственному  планированию. Основной целью производственного  плана является предоставление информации по обеспеченности с производственной стороны выпуска продукции и  разработка мер по поддержанию и  развитию производства. Содержание производственного  плана может меняться в зависимости  от отрасли, в которой действует  фирма. Например, для бизнеса в  обрабатывающей промышленности в план в обязательном порядке включается политика управления запасами, снабжением, определяются поставщики комплектующих  материалов.

Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование