Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 13:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – дать общее представление о деятельности малого бизнеса.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть субъекты малого предпринимательства и критерии отнесения к ним;
- проанализировать государственные меры поддержки малого бизнеса;
- определить особенности финансов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1. Теоретическая часть………………………………………………………….5
1.1. Субъекты малого предпринимательства: понятие и критерии отнесения ……………………………………..…………………………………5
1.2. Государственная поддержка малого бизнеса.………………………..12
1.3. Особенности финансов малых предприятий…………………………18
1.3.1. Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре……………18
1.3.2. Особенности финансирования деятельности……………………..19
1.3.3. Особенности трудовых отношений………………………………..21
1.3.4. Особенности налоговой политики государства по отношению к деятельности малого предприятия……………………………………………24
1.3.5. Качественные характеристики российского малого предприятия…………………………………………………………………….26
2. Практическая часть………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………
Преимущества маневренности и экономичности становятся особенно важными, когда предприятие достигает высокого уровня специализации.
Малый бизнес чутко реагирует на растущую зависимость потребительского спроса от колебаний моды, успевая удовлетворять все новые, нередко индивидуальные запросы покупателей (работа на заказ). Во многом его развитие предопределено глубокими изменениями, происходящими в современной культурной среде. Если несколько десятилетий назад залогом успешного сбыта товаров было его соответствие рыночным стандартам, то теперь — новизна, оригинальность внешнего облика. Аналогичные тенденции присущи сфере услуг, в которой спрос все более определяется качеством и разнообразием сервиса7.
Развитию малого бизнеса способствует
и региональная дифференциация производства
и потребления. Значительная часть малых
предприятий создается для освоения ресурсов
сырья, имеющих местное значение, с целью
избежать повышения транспортных тарифов,
а также там, где велики сезонные колебания
условий производства или спроса.
1.3.2. Особенности финансирования деятельности
Одно из, главных отличий малого
предприятия от крупного
Рассматривая
особенность малых предприятий,
заключающуюся в
Недостаток собственных
Предприниматели пытаются
Ослабить, а тем более снять
финансовые ограничения для
1.3.3. Особенности трудовых отношений
В рыночной экономике для малого предприятия по сравнению с крупным характерна большая доля затрат живого труда на единицу продукции. Малые предприятия склонны к трудоемкой работе со средним и низким уровнем квалификации персонала. Поэтому, чтобы поддержать конкурентоспособность, малые предприятия вынуждены, с одной стороны, экономить на оплате труда, а с другой — интенсифицировать труд работников. Решая первую задачу, предприниматели сталкиваются с трудностями при наборе высококвалифицированных кадров, что является несомненным минусом для развития фирмы. Решая вторую, стремятся повысить степень вовлеченности работников в дела предприятия; создавая для этого особый тип внутрифирменных взаимоотношений — отношений членов большой семьи.
Рыночная специфика решения
Руководители малой фирмы
Тесные личностные отношения,
руководителя малого
Дружеские отношения между работниками также необходимы для малого предприятия с их спецификой вынужденного совмещения обязанностей. Наиболее жизнеспособны из них те, где каждый при необходимости готов заменить каждого. Неконфликтные внутренние отношения — реальность большинства малых фирм: коллективы небольшие, изначально формируются из числа лично знакомых, проверенных опытом общей работы. Большинство работают постоянно. Это принцип руководителей: не брать временных работников, для которых проблемы предприятия далеко не личное дело9.
В
целом в представлении
Реализовать принцип "большой семьи" несложно, так как дореформенный стереотип работника (а стереотипы поведения устойчивее условий, их порождающих) предполагал коллективизм, готовность к безвозмездной взаимопомощи, взаимовыручке.
Проблема заключается в том, что непременным атрибутом семейных отношений в коллективе считалась комфортная обстановка, где первое место занимало общение по интересам, а не трудовая деятельность.
Уровень мотиваций к
Оптимальная ситуация, когда работник нацелен на карьерный рост, который отождествляется с ростом престижа фирмы.
Тесные
отношения руководителей с
1.3.4. Особенности налоговой политики государства по отношению к деятельности малого предприятия
Важнейший инструмент государственного воздействия на предпринимательство в рыночной экономике — налоговая политика, выполняющая две основных функции: фискальную, связанную с необходимостью формирования доходов государственного и местных бюджетов, и стимулирующую, направленную на поддержку конкретных сфер деятельности, секторов, хозяйствующих субъектов. В российской экономике государство прежде всего реализует фискальную функцию.
С 1992г. во всех опросах
Так, в результатах
Эта характеристика относилась собственно к периоду становления налоговой системы, создаваемой на глазах у предпринимателей, которые к ней приспосабливаясь, вынуждены были нести сопутствующие издержки. Для начинающих предпринимателей преодоление названных проблем организационно-информационного плана всегда представляет организационные трудности.
Материалы интервью показывают, что предприниматели, хотя и рассматривают налоги как непосильные, постепенно к ним приспособились, выработали пути адаптации, уходя в теневую деятельность. Это подтверждается сравнением оценок остроты налогового бремени и экономического положения малого предприятия, данных их руководителями. Оказалось, что в 1999г. предприниматели, отметившие остроту налогового бремени, в среднем несколько хуже оценивали экономическое положение своих малых предприятий. Однако во всех последующих опросах подобной связи оценок уже не наблюдалось. Эти же интервью показали, что примерно с начала 1995г. предприниматели переместили основное острие своей критики на налоговую систему в целом.
Негативные оценки разных
Что
касается селективной функции налоговой
политики, то, как известно, малый бизнес
имеет определенные льготы по налогу на
прибыль, которые распространяются на
малом предприятии в первые годы работы,
а также в приоритетных видах деятельности.
По оценкам экспертов, данными льготами
пользуются не более 30% малых фирм. Предоставляют
налоговые льготы и региональные (местные)
органы власти. В то же время налоговые
льготы всегда лидируют в перечне предпочитаемых
руководителями мер государственной поддержки
малого бизнеса: за эту меру высказались
почти 83% предпринимателей во всероссийском
опросе вне зависимости от экономического
положения предприятий.10 В опросе
по региональным программам поддержки
предпринимательства необходимость снижения
уровня местных налогов отметили почти
63% респондентов. При этом каждый пятый
предприниматель посчитал реальным добиться
снижения уровня этих налогов для своего
предприятия, тогда как каждый второй
придерживался противоположного мнения.