Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:25, курсовая работа
р Финансовая сторона деятельности предприятия является одним из основных критериев его конкурентного статуса. На базе финансовой оценки делаются выводы об инвестиционной привлекательности того или иного вида деятельности и определяется кредитоспособность предприятия.
где СРН – себестоимость реализованной продукции (форма баланса предприятия);
УЗ - средний уровень запасов.
СХЗ = П / О
ТМЗ,
где СХЗ – срок хранения запасов;
П – период (в днях).
Сумма срока хранения запасов и период погашения дебиторских счетов определяет производственно – коммерческий цикл. Производственно-коммерческий цикл (или период оборачиваемости текущих активов) – это время между приобретением сырья и материалов и поступлением денег от дебиторов. Длительность производственно-коммерческого цикла определяется влиянием факторов внешнего и внутреннего характера. Внешние: сфера деятельности, масштабы предприятия, инфляция, наличие хозяйственных связей и т.п. Внутренние: ценовая политика, структура активов, методика оценки запасов (FIFO, LIFO, по средней арифметической).
Высокий показатель оборачиваемости может указывать на недостаточность товарно-материальных ценностей, что в дальнейшем может тормозить развитию. Иногда, низкий уровень показателя оправдан, например. Когда ожидается повышение цен на сырье и полуфабрикаты.
Высокая степень риска при реализации запасов существует тогда, когда товар подвержен воздействию изменения цен. Низко рискованные – это товары первой необходимости. Причем сырье обычно имеет меньший риск реализации, чем готовый товар.
В оценке качества управления запасами отдельно оцениваются расходы будущих периодов, так как они относятся к сомнительным активам с высоким риском, и зависят в большей степени от оценки вероятности событий в будущем, чем другие активы.
При оценки риска по расходам будущего периода определяются следующие показатели:
1) Отношение расходов будущего периода к объему реализации продукции.
2)
Отношение расходов будущего
периода к прибыли после
3)
Отношение расходов будущего
периода к общему объему
4) Отношение расходов будущего периода к общей сумме активов.
При этом следует отметить, что увеличение данных показателей указывает на увеличение риска.
Таким образом, существует три цели управления запасами:
1) обслуживание потребителей;
2) минимальные вложения в запасы;
3)
максимальная эффективность
Данные три цели взаимно противоречивы, поэтому нельзя добиться 100% выполнения всех трёх целей, не поступившись друг другом.
Современный этап экономического развития страны характеризуется значительным замедлением платежного оборота, вызывающим рост дебиторской задолженности на предприятиях. Поэтому важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию общего ее размера и обеспечение своевременной инкассации долга. [9, с.139]
В
современной хозяйственной
Среди перечисленных видов наибольший объем дебиторской задолженности предприятий приходится на задолженность покупателей за отгруженную продукцию (первые три вида дебиторской задолженности). В общей сумме дебиторской задолженности на расчете с покупателями приходится 80-90%. Поэтому управление дебиторской задолженностью на предприятии связанно в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечения инкассации задолженности покупателей по расчетам за реализованную продукцию.
В целях эффективного управления этой дебиторской задолженностью на предприятиях должна разрабатываться и осуществляться особая финансовая политика по управлению дебиторской задолженностью (или его кредитная политика по отношению к покупателям продукции).
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
Формирование политики управления дебиторской задолженностью предприятия (или его кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам (см. рис.5). [9, с.141]
Управление
дебиторской задолженности предполагает
контроль и анализ уровня дебиторской
задолженности. Контроль включает в себя
такие процедуры как ранжирование
дебиторской задолженности по срокам,
контроль за безнадежными долгами (для
создания резервов) и т.п.
Этапы формирования политики управления дебиторской задолженностью
1. Анализ дебиторской
2. Формирование принципов
3. Определение возможности суммы
финансовых средств,
4. Формирование системы
5. Формирование стандартов
6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности
7. Обеспечение использования на
предприятии современных форм
рефинансирования дебиторской
8. Построение эффективных систем
контроля за движением и
Рис.5.
Основные этапы формирования политики
управления дебиторской задолженностью
предприятия
Качество
дебиторской задолженности
Для
уменьшения риска дебиторской
3.3.
УПРАВЛЕНИЕ ЗАЕМНЫМ
КАПИТАЛОМ
Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). [9, с.289]
Одна из главных задач финансового менеджмента – максимизация рентабельности собственного капитала при заданном уровне финансового риска – реализуется различными методами. Одним из основных механизмов реализации этой задачи является «финансовый леверидж».
Финансовый леверидж характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. Иными словами, финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.
Показатель,
отражающий уровень дополнительно
генерируемой прибыли собственным
капиталом при различной доле
использования заемных средств, называется
эффектом финансового левериджа. Он
рассчитывается по следующей формуле:
ЭВЛ = (1 – С
НП) . (КВРА
– ПК) . (ЗК/СК),
где ЭФЛ – эффект финансового левериджа, заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, проц.;
С НП – ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;
КВРА – коэффициент валовой рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), проц.;
ПК – средний размер процентов за кредит, уплачиваемый предприятием за использование заемного капитала, проц.;
ЗК – средняя сумма
СК – средняя сумма
Этот способ открывает перед нами широкие возможности по определению безопасного объема заемных средств, расчету допустимых условий кредитования. [1, с.155]
Рассматривая приведенную формулу расчета эффекта финансового левереджа, можно выделить в ней три основные составляющие:
Выделение этих составляющих позволяет целенаправленно управлять эффектом финансового левериджа в процессе финансовой деятельности предприятия.
Налоговый
корректор финансового