Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:32, контрольная работа
Финансовая система - совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой - из финансов частных предприятий, корпораций, монополий.
Государственная финансовая система включает 4 звена:
- государственный бюджет (основное средство перераспределения национального дохода; основные доходы бюджета - налоги);
- местные финансы (охватывают широкую группу второстепенных налогов, систему местного кредита, специальных фондов);
- специальные внебюджетные фонды (фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения);
1. Понятие финансовой системы в зарубежной финансово-экономической литературе.
Финансовая система - совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой - из финансов частных предприятий, корпораций, монополий.
Государственная финансовая система включает 4 звена:
- государственный бюджет (основное средство перераспределения национального дохода; основные доходы бюджета - налоги);
- местные финансы (охватывают широкую группу второстепенных налогов, систему местного кредита, специальных фондов);
- специальные внебюджетные фонды (фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения);
- финансы государственных предприятий (их главной задачей является оказание поддержки частному хозяйству путем сохранения и развития важных отраслей производства).
Финансы частных предприятий, корпораций, монополий - возникают в ходе экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятия. Частные предприятия составляют подавляющую часть материального производства, на них приходится главная доля создаваемого валового внутреннего продукта и национального дохода. Поэтому государство использует различные методы для стимулирования деятельности этих предприятий. В свою очередь частные предприятия своими платежами участвуют в формировании доходной базы государственного бюджета, других государственных фондов.
Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
2. Состав, предназначение и характеристика сфер финансовых отношений в финансовой системе США.
Современная система государственных финансов состоит из:
- Финансовой системы федерации;
- Финансовых систем 50 штатов;
- Финансовых систем 12,7 тыс. административных, хозяйственно-
- специальных фондов;
Такая система организации государственных финансов характеризуется отсутствием единства. Это означает, что каждое подразделение государственного управления (федерация, штаты, местные органы) самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет, разрабатывает и осуществляет налоговую политику, управляет долгом. Бюджеты штатов не входят в федеральный бюджет, а местные бюджеты - в бюджет штатов.
Бюджетный год федерального правительства начинается с 1 октября и завершается 30 сентября следующего года, а большинства штатов - начинается 1 июля и заканчивается 30 июня следующего года. При этом свыше половины штатов практикуют составление бюджета на два года. В большей части местных административных единиц бюджетный год совпадает с календарным.
За федеральными органами закреплены расходы общенационального значения (на военные цели, международные дела; на финансовую поддержку каких-либо отраслей и секторов национального хозяйства; на содержание федерального государственного аппарата; на управление федеральным государственным долгом и т.п.). На долю властей штатов и местных органов приходится значительная часть государственных расходов, связанных с финансированием социальных нужд местного хозяйства, административного аппарата. Что касается доходов, то основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления. Причем, в доходах федерального бюджета преобладают прямые налоги, в доходах штатов – косвенные, а в доходах местных органов власти – поимущественные налоги.
В США бюджеты регулируются через систему дотаций и отчислений. С их помощью на уровне штатов реализуется более 500 целевых программ. Такая растущая зависимость от федеральных дотаций дает основание утверждать, что “федеральная помощь” превратилось в средство прямого контроля федерации за финансовой политикой штатов и местных органов власти.
3. Назначение сферы финансов предприятий в финансовой системе США.
Финансы - совокупность экономических отношений возникающих по поводу формирования, перераспределения и потребления фондов денежных средств.
Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных предприятий. Его главной задачей является оказание поддержки частному хозяйству, путем сохранения и развития важных отраслей производства, которые в силу своей специфики имеют низкую рентабельность и тем самым невыгодны для предпринимательства (железнодорожный, воздушный транспорт, электроэнергетическая, газовая, угольная промышленности и т.п.).
В то же время финансы государственных предприятий - это звено финансовой системы, посредством которого государство участвует в первичном распределении национального дохода, аккумулируя в своих руках часть дохода, создаваемого на этих предприятиях.
Второй сферой финансовой системы США выступают финансы частных предприятий, корпораций, монополий, которые возникают в ходе экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятия. Эти денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. В то же время государство имеет непосредственные взаимоотношения с финансами частных предприятий, они выражаются в виде взимания платежей в государственный бюджет, формирования амортизационного фонда, регламентации кредитных отношений, предоставления государственных субсидий.
Частные предприятия составляют подавляющую часть материального производства, на них приходится главная доля создаваемого валового внутреннего продукта и национального дохода. Поэтому государство использует различные методы (в т.ч. финансовые) для стимулирования деятельности этих предприятий.
4. Назначение, состав и краткая характеристика звеньев сферы государственных и муниципальных финансов в США.
Финансы - совокупность экономических отношений возникающих по поводу формирования, перераспределения и потребления фондов денежных средств.
Система государственных финансов США состоит из:
1) Трехуровневой бюджетной системы:
- федеральный бюджет и доверительные фонды (с 1968 г. вошедшие в федеральный бюджет);
- бюджеты 50 штатов;
- более 80 тыс. местных бюджетов (графств, муниципалитетов, тауншипов, специальных округов).
Источниками федерального фонда являются федеральные подоходные налоги с населения и корпораций, а также акцизы и таможенные пошлины, которые не связаны с конкретными направлениями их использования. В этом заключается их главное отличие от доверительных фондов. Федеральные фонды, как правило, имеют отрицательное сальдо баланса, формирующее дефицит федерального бюджета США. Доверительные фонды носят целевой характер.
2) Специальных фондов:
- экономические;
- научно-исследовательские (национальный научный фонд и научный фонд бюро стандартов);
- военно-политические (резервы, находящиеся главным образом в распоряжении президента США, за счет которых финансируются дополнительные целевые мероприятия, имеющие особую важность);
- социальные (фонд страхования по старости, инвалидности и на случай потери кормильца; фонд страхования государственных служащих; фонд помощи нуждающимся) и другие.
Американская система организации государственных финансов характеризуется высоким уровнем децентрализации. Это означает, что, во-первых, сферы компетенции федеральных властей и штатов разграничены. Во-вторых, каждый уровень государственного управления - федерация и штаты - самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет, разрабатывает и проводит налоговую политику, управляет долгом.
В США треть муниципалитетов представлена специальными округами, оказывающими услуги в области образования, транспорта, водоснабжения, сбора и вывоза мусора, экономического развития и др. Сводные комитеты специальных округов управляют производством этих услуг и отвечают за налогообложение, ценовую политику, а также за принятие других ключевых решений. Эти округа косвенно контролируются советами отдельных муниципалитетов.
5. Понятие и уровни бюджетной системы США.
Бюджетная система США представляет собой сложный механизм, характеризующий особенности взаимоотношений государства и штатами, а также местными органами власти.
Государственные финансы США состоят из трех частей:
- федеральный бюджет (бюджет центрального правительства);
- бюджеты 50 штатов;
- бюджеты местных органов власти (свыше 82 тыс. местных административных единиц, включающих более 3 тыс. округов, 19 тыс. муниципалитетов, 17 тыс. городов, более 43 тыс. учебных и специальных округов).
Стержневое место в этой системе занимают федеральные финансы, на которые приходится около 60% государственного бюджета США. В функции федерального бюджета, помимо макрорегулирования национальной экономики, входят финансирование национальной обороны, внешнеэкономической деятельности, фундаментальных научных исследований, государственных управленческих расходов. Иными словами, финансирование ключевых, с точки зрения правительства, национальных приоритетов.
Менее важные, "второстепенные" функции (прежде всего, финансирование социально-экономической инфраструктуры) входят преимущественно в компетенцию штатных и местных финансов (полиция, пожарная охрана, строительство и эксплуатация дорог, системы коммунального хозяйства, подавляющая часть государственных учреждений образования и здравоохранения, примерно половина общегосударственного жилищного строительства).
Федеральный бюджет включает собственно правительственный бюджет (или федеральные фонды) и доверительные фонды, с 1968 г. вошедшие в федеральный бюджет.
6. Налоговая система США: структура и характеристика основных групп налогов.
Налоговая система США - это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Согласно американским законам правом устанавливать свои собственные налоги обладает не только федеральное правительство, но и правительства штатов и территорий, а также местные органы власти в городах, графствах, округах и т.д. Федеральные налоги едины и обязательны для всех жителей США, в то время как местные системы налогообложения отличаются друг от друга.
Некоторые виды налогов взимаются в США на всех трех уровнях государственной системы, другие - лишь на одном или двух уровнях. В этом состоит одна из особенностей не только налоговой системы, но и системы бюджетного регулирования в США.
На каждом из трех уровней взимаются индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций, налог на наследство и дарение, акцизы. Однако облагаемая сумма, величина налоговых ставок, порядок и сроки взимания определяются на каждом уровне по-своему. Состав налогов, формирующих доходы бюджетов США:
- Индивидуальный подоходный налог.
- Таможенные пошлины.
- Взносы в фонды социального обеспечения.
- Налог на прибыль корпораций.
- Акцизы.
- Таможенные пошлины.
- Налог на наследство и дарение.
- Налоги на движимое и недвижимое имущество.
Для федеральных налогов характерна прогрессивная шкала, поэтому основное бремя их уплаты лежит на обеспеченных слоях населения. Местные налоги имеют плоскую или в некоторых случаях регрессивную шкалу, что способствует более равномерному участию жителей той или иной территории в формировании доходной части ее бюджета.
К основным федеральным налогам относят индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций. Второе место по значимости занимают взносы на социальное страхование, доля которых в федеральном бюджете за последнее десятилетие выросла до 39-40%.
7. Государственный и муниципальный кредит как звено финансовой системы США.
Государственный кредит - совокупность кредитных отношений, в которых государство выступает в качестве заёмщика, а население и частный бизнес - кредиторами денежных средств. Однако в системе международного кредита (при межгосударственных займах) государство нередко выступает и кредитором. Содержание и формы государственного кредита определяются характером экономических отношений, сложившихся в обществе. Государственный кредит – важнейшая составляющая денежно-кредитной системы.
В США бюджетам нижестоящего уровня предоставляется как целевая условная, так и безусловная финансовая помощь. Основным видом безусловной финансовой поддержки является программа межбюджетного доходного выравнивания, основанная на выделении трансфертов, рассчитанных по законодательно утвержденной формуле, учитывающей расходные потребности и фискальный потенциал. В настоящее время федеральный бюджет не оказывает нецелевой финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня, хотя безусловная финансовая поддержка местным бюджетам со стороны бюджетов штатов широко используется.
Целевая финансовая помощь предоставляется в виде грантов двух типов:
1) Блок-гранты - выделяется на финансирование достаточно широкого спектра расходных статей при установлении ограничений на перераспределение средств между этими статьями (на здравоохранение, социальное обеспечение, а также на финансирование других расходных групп).
2) Категорийные гранты, в рамках которых выделяются средства на финансирование отдельной расходной программы (трансферты, рассчитываемые на основе формулы, распределяются между бюджетами штатов и муниципальных образований согласно законодательно или административно установленному критерию).
Основным способом государственных и муниципальных заимствований в США является эмиссия облигаций штатов и муниципальных облигаций, обращающихся без ограничений. При этом, процентный доход, полученный по этим ценным бумагам, не облагается федеральным подоходным налогом.