Финансовая система в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……... 3

Глава 1. Экономические основы построения финансовой системы государства……………………………………………………………………………..…5

1.1. Сферы и звенья финансовых отношений………………….…………...…..…7



Глава 2. Государственный бюджет как основа финансовой системы государства…………………………………………………………………………….…10

2.1.Состав бюджетных доходов………...……….……………………………….....15

2.2.Бюджетная политика.…………………………....................................................22



Глава 3. Место финансов предприятий в финансовой системе…………………………………………………………………………..………..23

3.1. Виды прибыли...……………………….…………………………………………25

Заключение……………………………………………...……….……………………….32

Использованная литература……………………………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 375.00 Кб (Скачать)

       Кардинальные  изменения в экономике России, в ее политическом статусе,  произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения.

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень  бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

По предварительной  оценке федеральный бюджет за январь-декабрь 2011  составило:

- объем поступивших  доходов –  11 352,18 млрд. рублей, или 102,1% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»;

- кассовое исполнение  расходов – 10 935,66 млрд. рублей, или  98,3% к общему объему расходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»;

Доходы федерального бюджета в январе-июле 2011 года оказались  значительно выше поступлений января-июля 2010 года. В целом, исполнение федерального бюджета в 2011 году выглядит оптимистично - сопоставимые доходы (очищенные от инвестиционного дохода нефтегазовых фондов) за семь месяцев 2011 году существенно превысили прошлогодние показатели и в номинальном выражении и в процентах ВВП.

.Министерство финансов РФ подготовило предварительные оценки исполнения федерального бюджета с января по октябрь текущего года. Как отмечается в сообщении, размещенном на официальном интернет-сайте финансового ведомства, доходы составили 1 трлн 799 млрд 300 млн рублей, что составляет 103 % к бюджетному заданию на первые десять месяцев текущего года.

 Как передает корреспондент  РИА "Новости", министерство  по налогам и сборам мобилизовало  в бюджет с начала года 1 трлн 224 млрд 300 млн рублей, что составляет 100,4 % от бюджетного задания на 10 месяцев. Как отмечают в Минфине, эта сумма включает в себя также поступление единого социального налога, направляемого в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату базовой части трудовой пенсии. Эти выплаты, согласно предварительным данным, составили в январе-октябре 278 млрд рублей или 118 % от плана. Государственный таможенный комитет обеспечил доходы бюджета в 471 млрд рублей или 102,7 % от плана. Министерство имущественных отношений обеспечило поступление 29 млрд рублей или 135,6 % от планов на первые десять месяцев текущего года. Минфин и другие федеральные органы мобилизовали в бюджет 47,8 млрд рублей или 170,7 % от плана.

Абсолютным рекордсменом среди  федеральных органов в части  обеспечения доходов бюджета стал Госкомитет по рыболовству. За январь-октябрь с помощью Госкомрыболовства в бюджет мобилизовано 11,3 млрд рублей или 277 % от плана. Превышение плановых показателей в российском финансовом ведомстве объясняют успешным проведением в январе-феврале аукционов по продаже квот на вылов рыбных ресурсов. В результате торгов цена продажи квот многократно превышала изначально установленную цену.

 Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2012-2014 год осуществлялось исходя из следующих основных подходов:

 

1) определение «базовых» объемов  бюджетных ассигнований на 2012-2013 годы на основе утвержденных  Федеральным законом от 13.12.2010 №  357-ФЗ «О федеральном бюджете  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»;

2) определение «базового»  объема бюджетных ассигнований  на 2014 год, исходя из необходимости  финансового обеспечения «длящихся»  расходных обязательств;

3) уточнение базовых  объемов бюджетных ассигнований  на 2012 – 2014 годы с учетом:

– осуществления с 2012 года финансового обеспечения полиции за счет средств федерального бюджета;

- передачи субъектам  Российской Федерации федеральных  учреждений среднего профессионального  образования и учреждений, осуществляющие  дезинфекционную деятельность;

- передачи субъектам Российской Федерации полномочий в области содействия занятости населения (за исключением социальных выплат безработным гражданам), в части выплат пособий при устройстве детей-сирот в семью;

- передачи субъектам  Российской Федерации финансового  обеспечения содержания детей-сирот в семье опекуна и в приемных семьях, реализации мер по социальной поддержке реабилитированных лиц;

– индексации с 1 апреля 2012 года на 6% денежного довольствия  военнослужащих и приравненных к  ним лиц, и выплат, зависящих от размера денежного довольствия, с 1 сентября 2012 года на 6 % стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях, с 1 октября 2012 года на 6% фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих;

– индексации по уровню инфляции, учтенной в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, публичных нормативных и приравненных к ним обязательств;

– компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов с учетом снижения на 2012-2013 годы тарифов страховых взносов в  государственные внебюджетные фонды  с 34% до 30% (с установлением ставки тарифа страховых взносов сверх установленной облагаемой базы 512 тыс. рублей в 2012 году и 573 тыс. рублей в 2013 году в размере 10 %), а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20 %;

– индексации с 1 января 2012 года на 6%, с 1 января 2013 года на 5,5%, с 1 января 2014 года на 5,0% расходов на обеспечение  выполнения функций (содержание) федеральных государственных органов и обеспечение деятельности федеральных государственных учреждений, в том числе на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц;

– проведения реформы  денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;

- увеличения пенсионного  обеспечения военнослужащих и  приравненных к ним лиц в  связи с проведением реформы  денежного довольствия;

- формирования Федерального  дорожного фонда;

- завершения реализации  отдельных проектов (подготовки  к проведению XXII Олимпийских зимних  игр и XI Паралимпийских зимних  игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной  летней универсиады 2013 года в  г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивостоке в 2012 году, отдельных федеральных целевых программ и объектов капитального строительства, не входящих в федеральные целевые программы);

- реализации новых  федеральных целевых программ.

С учетом вышеперечисленных  подходов структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов характеризуется следующими данными (таблица 4.1).

 

Таблица 4.1 - Структура  и динамика расходов федерального бюджета  по разделам классификации расходов

           

млрд. рублей

 

 

2011 год *

            2012 год

           2013 год

2014 год

 
   

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

ВСЕГО

11 027,1

12 656,4

114,8

13 730,6

108,5

14 582,9

106,2

Условно утвержденные

 

 

 

 

 

 

343,3

 

 

833,6

 

 

ВСЕГО (без учета условно  утвержденных)

11 027,1

12 656,5

114,8

13 387,4

105,8

13 749,4

102,7

в том числе:

             

Общегосударствные вопросы

844,6

832,9

98,6

831,0

99,8

814,2

98,0

Национальная оборона

1 537,4

1 853,3

120,5

2 329,4

125,7

2 737,4

117,5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 242,1

1 822,0

147,4

1 981,3

108,8

2 072,5

104,7

Национальная экономика

1 784,9

1 797,2

100,7

1 720,5

95,7

1 653,0

96,1

Жилищно-коммунальное хозяйство

234,1

136,0

58,1

104,3

76,7

73,8

70,8

Охрана окружающей среды

17,6

21,7

123,3

22,6

104,2

23,6

104,7

Образование

560,0

603,5

107,8

558,9

92,6

499,5

89,4

Культура, кинематография

88,0

86,2

98,0

84,6

98,1

82,7

97,8

Здравоохранение

503,7

551,1

109,4

503,3

91,3

461,8

91,8

Социальная политика

3 135,3

3 895,9

124,3

4 155,3

106,7

4 163,6

100,2

Физическая культура и спорт

44,0

40,8

92,8

40,3

98,7

27,7

68,8

Средства массовой информации

61,3

73,5

120,0

70,6

96,0

65,5

92,8

Обслуживание государственного и муниципального долга

350,7

388,4

110,8

482,3

124,2

579,2

120,1

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований

623,4

553,9

88,9

503,0

90,8

494,7

98,3


Одним из факторов, влияющих на изменение структуры расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов является, начавшаяся с 2012 года, особенность планирования бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетным (автономным) учреждениям в рамках реализации положений Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Планирование бюджетных  ассигнований на предоставление субсидий бюджетным (автономным) учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (работ) в случае, если указанные учреждения осуществляют несколько видов деятельности, осуществляется по соответствующим кодам раздела, подраздела классификации расходов бюджетов исходя из основного вида деятельности учреждения с отнесением на него общей суммы бюджетных ассигнований, либо по соответствующим кодам раздела, подраздела классификации расходов бюджетов, по которым планируется предусмотреть наибольший объем бюджетных ассигнований в общем объеме бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетному (автономному) учреждению с отнесением на него общей суммы бюджетных ассигнований.

Аналитическая информация по распределению бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетным (автономным) учреждениям между соответствующими разделами, подразделами классификации расходов бюджета в разрезе видов деятельности федеральных государственных учреждений представлена в приложении № 8 к настоящей пояснительной записке.

Структура расходов федерального бюджета в сопоставимых условиях (с учетом особенностей планирования бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетным (автономным) учреждениям) представлена в таблице 4.2.

Таблица 4.2 - Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов (с учетом особенностей планирования бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетным (автономным) учреждениям) **

           

млрд. рублей

 

 

2011 год *

           2012 год

             2013 год

        2014 год

   

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

ВСЕГО

11 027,1

12 656,4

114,8

13 730,6

108,5

14 582,9

106,2

Условно утвержденные

 

 

 

 

 

 

343,3

 

 

833,6

 

 

ВСЕГО (без учета условно утвержденных)

11 027,1

12 656,5

114,8

13 387,4

105,8

13 749,4

102,7

в том числе:

             

Общегосударственные вопросы

844,6

832,9

98,6

831,0

99,8

814,2

98,0

Национальная оборона

1 537,4

1 853,3

120,5

2 329,4

125,7

2 737,4

117,5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 242,1

1 822,0

147,4

1 981,3

108,8

2 072,5

104,7

Национальная экономика

1 784,9

1 797,2

100,7

1 720,5

95,7

1 653,0

96,1

Жилищно-коммунальное хозяйство

234,1

136,0

58,1

104,3

76,7

73,8

70,8

Охрана окружающей среды

17,6

21,7

123,3

22,6

104,2

23,6

104,7

Образование

560,0

603,5

107,8

558,9

92,6

499,5

89,4

Культура, кинематография

88,0

86,2

98,0

84,6

98,1

82,7

97,8

Здравоохранение

503,7

551,1

109,4

503,3

91,3

461,8

91,8

Социальная политика

3 135,3

3 895,9

124,3

4 155,3

106,7

4 163,6

100,2

Физическая культура и спорт

44,0

40,8

92,8

40,3

98,7

27,7

68,8

Средства массовой информации

61,3

73,5

120,0

70,6

96,0

65,5

92,8

Обслуживание государственного и муниципального долга

350,7

388,4

110,8

482,3

124,2

579,2

120,1

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований

623,4

553,9

88,9

503,0

90,8

494,7

98,3


 

   Выше указывалось,  на какие цели расходуются  средства. Составляющие государственный  бюджет. Поскольку государству необходимо, прежде всего обеспечить стабильность в обществе, то этими направлениями расходов являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели. С первой трети двадцатого века повышается роль государства, а следовательно, и расходная часть госбюджета в экономическом регулировании.

При составлении проектов бюджетов, уточнении бюджетов в ходе их исполнения, при рассмотрении проектов бюджетов, утверждении бюджетов:

    • определяется объем финансирования мероприятий по социально-экономическому развитию соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемых заемных средств;
    • определяются направления использования средств бюджета на инвестиции, собственные целевые программы; на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), восстановление памятников природы и культуры, благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего значения;
    • определяются и уточняются нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, органов милиции общественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие цели;
    • определяются размеры дотаций, субвенций бюджетам нижестоящего территориального уровня и их целевое назначение.

Расходы бюджета, предусмотренные  бюджетной классификацией, подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих  расходов и бюджет развития.

К бюджету текущих  расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный) жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития. К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство. Именно второй бюджет - развития - определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР.

Информация о работе Финансовая система в Российской Федерации