Финансовая система в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……... 3

Глава 1. Экономические основы построения финансовой системы государства……………………………………………………………………………..…5

1.1. Сферы и звенья финансовых отношений………………….…………...…..…7



Глава 2. Государственный бюджет как основа финансовой системы государства…………………………………………………………………………….…10

2.1.Состав бюджетных доходов………...……….……………………………….....15

2.2.Бюджетная политика.…………………………....................................................22



Глава 3. Место финансов предприятий в финансовой системе…………………………………………………………………………..………..23

3.1. Виды прибыли...……………………….…………………………………………25

Заключение……………………………………………...……….……………………….32

Использованная литература……………………………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 375.00 Кб (Скачать)

 

2.1.Состав бюджетных доходов

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования.

В  нашей  стране, где собственником преобладающей  массы средств производства до недавнего  времени выступало государство, доходы бюджета базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Система взимания платежей в период с 30 по 90 гг. была жестко централизованной и строилась на использовании индивидуальных ставок.

Эти черты отражали административно-командный  подход к мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства, свидетельствовали о стремлении центра сосредоточить в своих руках максимально возможную величину денежных средств.

Особенно ярко названные черты проявились в  платежах из прибыли, вносимых государственными предприятиями на основе индивидуальных ставок, приспосабливаемых отраслевыми органами управления к конкретным результатам хозяйствования. Даже введение нормативных платежей из прибыли не смогло изменить систему изъятия в целом - она продолжала ориентироваться на индивидуальные результаты хозяйствования отдельных предприятий.

Переход на рыночные основы хозяйствования потребовал использования  экономических методов руководства  общественным производством.

Экономическая сущность налогов характеризуется  денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами.

Эти денежные отношения объективно обусловлены  и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями:

1) фискальной и 

2) экономической.

С помощью первой формируется бюджетный  фонд; реализуя вторую, государство  влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и  одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев населения.

Налог - это обязательный платеж, поступающий  в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные  сроки.

   Совокупность разных видов налогов образует налоговую систему.

В консолидированный бюджет Российской Федерации в апреле 2011 года поступило 1 016,0 млрд. рублей – на 23,6% больше, чем в апреле 2010 года.

За январь-апрель 2011 года поступления составили 3 185,9 млрд. рублей - на 22,3% больше, чем в январе-апреле 2010 года. 

 

 

 

 

 

Удельный вес поступлений  в федеральный бюджет в общем  объеме поступлений в консолидированный  бюджет Российской Федерации в январе-апреле 2011 года составил 45% и относительно уровня января-апреля 2010 года вырос на 3 процентных пункта, в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - 55%.

 

Формирование всех доходов  в январе-апреле 2011 года на 83% обеспечено за счет поступления налога на прибыль  – 27%, НДПИ и НДС – по 19% и НДФЛ – 18%. В январе-апреле 2010 года доля указанных налогов составляла 81%.

 

 

 

 

 

 

 * здесь и далее п.п. – процентные  пункты

Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-апреле 2010–2011 гг. приведена на следующем графике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рис.3

 

 

Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в апреле 2011 года составили 294,2 млрд. рублей и по сравнению с апрелем 2010 года выросли на 5,8%;

за январь-апрель 2011 года поступило 855,0 млрд. рублей – на 28,6% больше, чем в январе-апреле 2010 года. (Рис. 3)

 

Из общей суммы января-апреля 2011 года поступления в федеральный  бюджет составили 105,9 млрд. рублей (12%), в консолидированные бюджеты  субъектов Российской Федерации  – 749,0 млрд. рублей (88%). В январе-апреле 2010 года указанное соотношение также составляло 12% и 88% соответственно.

 

 Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с перераспределением фонда бюджетных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части:  Во-первых - связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры;

Во-вторых - используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы.

С помощью бюджетных  расходов государство может регулировать распределение денежных средств  между материальным производством  и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производств.

В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборона, управление.

Структура бюджетных  расходов в разрезе названных  групп в течение многих лет  была относительно стабильной. Основные ресурсы - примерно половина - направлялись на финансирование народного хозяйства; около трети - на социально-культурные мероприятия.

Динамика бюджетных  показателей свидетельствует, что  бюджет, особенно в последние годы, был сильно перегружен расходами, связанными с экономической функцией государства, а социальная функция, ориентированная непосредственно на человека, не получала необходимого финансового подкрепления для своей реализации. С переходом на рыночную основу хозяйствования акценты в распределении бюджетных средств смещаются в сторону усиления социальной функции.

Основу отраслевой группировки  расходов государственного бюджета  составляет общепринятое деление экономики  на отрасли и виды деятельности. Исходя из него расходы подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др., в непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д.

В государственном бюджете  сохраняется целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых  государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство выделяются затраты  на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и т.д.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы - затраты на заработную плату, приобретение оборудования, питание, капитальный ремонт. Классификация расходов по целевому назначению является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств.

Расходы государственного бюджета тесно связаны с доходами. Эта взаимосвязь выражается в  количественном соответствии расходов доходам. С одной стороны, объем  расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих доходов, причем последние, в свою очередь, определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала.

Наиболее крупными до недавних пор были расходы бюджета  на финансирование народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные основы хозяйствования система расходования бюджетных средств претерпевает существенные изменения. Бюджетные ассигнования призваны обеспечивать решение важных и крупных государственных задач: финансировать приоритетные мероприятия, связанные с быстрыми темпами развития ключевых отраслей экономики, обеспечивать реализацию целевых комплексных программ.

   Значительные бюджетные средства направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Они позволяют государству развивать систему образования, финансировать культуру, осуществлять социальную защиту граждан. Несмотря на важную роль данной группы бюджетных расходов, затраты на эти цели не только далеки от оптимальных, но и отражают постепенное ухудшение социального обслуживания населения нашей страны. Связано это с тем, что социальная функция государства в течение многих лет была на втором плане.

  Основное место в затратах на оборону занимает закупка вооружений и военной техники, затем - затраты по текущему содержанию армии и флота, финансирование научно-исследовательских работ, остальное - на долю военного строительства, пенсии военнослужащим.

  Объем расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы военного нападения, при благоприятной военной обстановке они сокращаются.

Расходы на управление - это расходы, которые несет государство по содержанию аппарата управления исполнительной и законодательной органов власти.

Постоянно проводится сокращение расходов на управление, осуществляется совершенствование структуры управления.

  Планирование расходов бюджета осуществляется на основе социальных нормативов и норм, которые утверждаются Постановлением Правительства.

  Основной документ, который определяет общий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, отпускаемых из бюджета на содержание учреждений и проведение мероприятий, является смета расходов. Если финансируемые в сметном порядке учреждение имеет какие-либо доходы, то эти поступления учитываются в отдельной приходно-расходной смете специальных средств.

Учрежденная смета является планом финансирования учреждений и основанием для расходования выделяемых из бюджета средств.

   При составлении и исполнении смет расходов предусматривается строго целевое назначение сметных ассигнований. Все затраты бюджетных учреждений сгруппированы по статьям бюджетной классификации, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой смете.

  В сметах отражаются расходы только на текущее содержание бюджетных учреждений, приобретение оборудования, инвентаря и капитальный ремонт. Капитальные вложения финансируются по особым сметам.

Расходы на текущее содержание делятся на операционные и административно-хозяйственные. Операционные являются основными. Операционные расходы медицинского учреждения включают, например, заработную плату медицинского персонала, расходы на питание, приобретение медикаментов, мягкого инвентаря и обмундирования. К административно-хозяйственным относятся: заработная плата административно-хозяйственного персонала, расходы на отопление, освещение, водоснабжение, текущий ремонт зданий.

При планировании бюджетных расходов надо правильно определить исходную базу, т.е. переходящую сеть и контингенты. И второй элемент смежного расчета расходов на текущее содержание - это нормы расходов. Расчетной единицей для разработки норм служит основной производственный показатель для соответствующих учреждений

Различают нормы материальные и денежные.

Материальная - отражает затраты материальных ресурсов (в  количественном выражении) на единицу  измерения расходов, например: состав и количество продуктов питания на одного больного, количество электроэнергии для освещения 1 м2 площади помещения.

Денежная норма - это  стоимостное выражение материальной нормы. Денежная норма может быть бюджетной и финансовой.

Бюджетная - используется для расчетов расходов, финансируемых из бюджетов.

Финансовая - используется для планирования расходов из внебюджетных источников (например, часть расходов на содержание детей в детских  садах покрывается за счет средств  родителей).

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

 

 

 

 

 

2.2.Бюджетная политика

   Бюджетная политика  является важнейшим инструментом  государственной экономической  политики, оказывающим влияние на общее состояние экономики и макроэкономическое равновесие. Бюджетная политика в среднесрочной перспективе, реализуемая в координации c денежно-кредитной и внешнеэкономической политикой, должна стать основой формирования единой финансовой политики государства. Стратегической целью бюджетной политики является обеспечение устойчивого экономического роста, повышение эффективности участия государства в распределении и перераспределении ресурсов в экономике по мере повышения уровня социально-экономического развития. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.

Информация о работе Финансовая система в Российской Федерации