Финансовая система современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 07:12, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является изучение сущности и динамики развития финансовой системы Российской Федерации. В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- изучение сущности и элементов финансовой системы Российской Федерации;
- изучение состояния финансовой системы.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 54.94 Кб (Скачать)

     Все действующие банки для выполнения банковских операций должны располагать  собственным капиталом в размере  не менее 5 млн. евро. Банки, собственный  капитал которых составляет от 2 до 5 млн. евро, могут выполнять лишь ограниченный перечень операций. По данным Банка России, 43% коммерческих банков в 2000 г. имели уставный капитал менее 1 млн. евро. Банки, не сумевшие нарастить размеры собственного капитала до 1 млн. евро, должны были превратиться в небанковские кредитные организации. Однако в связи с экономическим кризисом Банк России принял решение отсрочить до 2001 г. выполнение требований о минимальном размере собственного капитала банков.

     По  уровню специализации различают  универсальную и специализированную модели банков. В России преобладают универсальные банки, которые выполняют от нескольких десятков до сотни и более видов банковских операций.

     К специализированным относятся банки: ипотечные, инвестиционные, ссудно-сберегательные и др.

     Ипотечные банки предоставляют кредиты  под залог недвижимости (зданий, сооружений, земли). Основным источником их ресурсов является выпуск собственных ценных бумаг (закладных листов, ипотечных облигаций).

     Инвестиционные  банки имеют основной функцией размещение на рынке акций, облигаций, выпущенных промышленными и торговыми компаниями, выпуск собственных акций и облигаций.

     Ссудно-сберегательные банки аккумулируют доходы и сбережения населения и предоставляют ссуды на потребительские нужды, финансирование жилищного строительства.

     Для финансирования государственных программ и задач общегосударственного значения создаются государственные кредитные учреждения. Это главным образом банки реконструкции и развития, сельскохозяйственные банки.

     Кооперативные банки (кредитные кооперативы) основаны на кооперативной собственности их членов (учредителей). Главная цель их деятельности не получение прибыли, а удовлетворение потребностей членов кооперативного банка в банковских услугах.

     Кредитные организации могут создавать  союзы и ассоциации. Цель деятельности банковских союзов – не получение прибыли, а защита интересов организации – членов союза и кооперация их деятельности по различным направлениям совершенствования банковской деятельности. В России образована Ассоциация российских банков (АРБ). По состоянию на 1 января 2004 г. она насчитывала 567 коммерческих банков, или 42% общего количества.

     Операции  коммерческих банков подразделяются на: пассивные (привлечение средств); активные (размещение средств); комиссионно-посреднические и доверительные.

     В Федеральном законе от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» определены основные банковские операции, которые должны выполнять коммерческие банки в условиях рыночной экономики, отношения между кредитной организацией и государством.

     С 1990 г. по настоящее время Сбербанк входит в банковскую систему России и в своей деятельности руководствуется  законодательством РФ, нормативными документами Центрального банка РФ, а также уставом Сбербанка. Согласно уставу Сберегательный банк является юридическим лицом и со своими отделениями и другими обособленными подразделениями составляет единую систему Сбербанка РФ. Он имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе.

     Уставный  капитал банка был сформирован  в сумме 500 млрд. руб. и разделён на 9 млн. обыкновенных и 50 млн. привилегированных акций. Основным акционером Сбербанка РФ является Центральный банк РФ. Акционерами Сбербанка стали также юридические и физические лица, купившие акции банка.

     В настоящее время Сберегательный банк России является универсальным  банком, поскольку предлагает на рынке  все возможные виды банковских услуг. Основной целью банка является привлечение  денежных средств от физических и  юридических лиц, а также осуществление  кредитно-расчётных и иных банковских операций и сделок с физическими и юридическими лицами. О роли Сбербанка в финансовой системе свидетельствуют выполняемые им активные и пассивные операции, сущность которых заключается в следующем.

     Активные  операции Сбербанка представляют собой  операции по размещению привлечённых и собственных средств в целях получения дохода. К ним относятся кредитование (коммерческое, межбанковское и населения на потребительские цели), инвестиции в ценные бумаги и операции с валютными ценностями.

     Значение  активных операций обуславливается  тем, что структура и качество активов в значительной мере определяют ликвидность, платёжеспособность банка и его надёжность.

     Сбербанк  осуществляет кредитование физических и юридических лиц.

     Пассивные операции – операции, посредством  которых банк формирует свои ресурсы. Суть их состоит в привлечении  различных видов вкладов, получении кредитов от других банков, эмиссии собственных ценных бумаг.

     Депозитные  операции. Для коммерческих банков вклады – главный вид пассива, а следовательно, важный ресурс для проведения активных кредитных операций.

     Вклад – это денежные средства, переданные в банк их собственником для хранения на определённых условиях. Существуют различные признаки вкладов. В зависимости от вкладчика выделяют депозиты физических и юридических лиц. В зависимости от срока и порядка изъятия вклады подразделяются на срочные депозиты и депозиты до востребования.

     Депозиты  выступают для вкладчика в  двойной роли: в роли денег, с одной стороны, и в роли капитала, приносящего процент, с другой стороны.

     Преимущество  депозита перед наличными деньгами заключается в том, что депозит  приносит проценты.

     К специализированным кредитно-финансовым учреждениям, функционирующим в стране, относятся: инвестиционные акционерные банки (проводят операции по выпуску и размещению ценных бумаг); ссудно-сберегательные ассоциации и кредитные союзы (акционируют сбережения населения и вкладывают денежный капитал в финансирование жилищного строительства); страховые акционерные общества (страховые функции).

     Федеральный закон от 10 июля 2002 г.   № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», определил цели и  функции Банка России в условиях рыночной экономики. Основными целями являются:

     - защита и обеспечение устойчивости  рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

     - развитие и укрепление банковской  системы РФ;

     - обеспечение эффективного и бесперебойного  функционирования системы расчётов.

     Получение прибыли не является целью деятельности Центрального банка РФ.

     Центральный банк – это эмиссионный банк. Он не обслуживает предприятия и организации. Его деятельность связана с организацией денежного обращения в стране. Банк осуществляет эмиссию (выпуск) наличных денег, аккумулирует и хранит кассовые резервы денежных знаков, золотовалютные резервы государства. Его клиентами являются кредитные учреждения второго уровня банковской системы – банки и небанковские учреждения.

     Банк  России выполняет следующие основные функции: во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля; осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования; устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учёта и отчётности для банковской системы; осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдаёт и отзывает лицензии кредитных организаций; осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков; устанавливает правила расчётов и проведения банковских операций.

     Он  подотчётен  Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

     Репутация коммерческих банков была подорвана  кризисом банковской системы, который  достиг высшей точки в августе 1998 г. Обострение кризиса в августе 1998 г. имело следующие внутренние проявления. Правительство РФ не смогло продолжать обслуживание и погашение  внутреннего долга, что привело  к остановке финансовых рынков, скачку валютного курса, что повлекло за собой кризис в банковской сфере России, так как значительная часть банков была ориентирована на предсказуемый валютный курс.

     Банковский  кризис, затронувший деятельность более  половины коммерческих банков, имел также внешние проявления:

     - снижение платёжеспособности коммерческих  банков, неспособность выполнять  ими свои обязательства перед  иностранными кредиторами и клиентами;

     - снижение доверия иностранных  партнёров к коммерческим банкам;

     - остановку межбанковского денежного  рынка;

     - аресты корреспондентских счетов  отдельных коммерческих банков  за рубежом, в результате чего  уменьшился приток экспортной  валютной выручки;

     - остановку рядом банков платежей  своих клиентов, включая платежи  в пользу бюджетов всех уровней  и внебюджетных фондов.

     Ситуацию  в банковской системе усугубил отток  средств населения из банков. Только за август 1998 г. вклады населения сократились на 15,1 млрд.  руб., или на 10%, в валюте – на 644 млн. долл., или на 10,1%. Средства на расчётных и текущих счетах, депозиты предприятий и организаций за август 1998 г. уменьшились на 7,1 млрд. руб., или на 15,5%. Банковский капитал сократился на 13,2% образовались убытки в сумме 8,1 млрд. руб.

     В условиях роста числа ненадёжных банков особое значение имеет проблема реструктуризации коммерческих банков. Под реструктуризацией банков понимаются меры, принимаемые Центральным банком на преодоление финансовой неустойчивости и осуществление процедуры ликвидации несостоятельных банков в соответствии с Федеральным законом от 8 июля 1999 г. № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций».

     Правительство РФ и Центральный банк разработали  программу реструктуризации банковской системы России.

     Целями  реструктуризации банковской системы  являлись:

     - выделение жизнеспособного ядра  банковской системы, увеличение  её капитала, улучшение качества  активов, создание долгосрочной  ресурсной базы для банковского  обслуживания потребностей реальной  экономики;

     - определение и ликвидация неплатёжеспособных  банков, не имеющих перспектив  дальнейшего существования;

     - сохранение и реформирование  крупных неплатёжеспособных банков, ликвидация которых принесла  бы социальные и экономические  издержки;

     - восстановление доверия к банкам  со стороны частных вкладчиков, предприятий и организаций;

     - восстановление способности банковской  системы проводить расчёты;

     - создание законодательной базы  для быстрого и эффективного  проведения реструктуризации;

     - проведение политики в поддержку  развития инфраструктуры финансовых рынков: фондовых бирж, расчётных и клиринговых систем, депозитариев;

     - обеспечение прозрачности информации  о банках и их финансовом  состоянии;

     - усиление банковского надзора  со стороны Центрального банка  РФ за деятельностью коммерческих  банков;

     - изменение организационной структуры  банков (сокращение филиальной сети, удаление лишних управленческих  звеньев и др.).

     Предусмотрено было для некоторых банков введение ограничений на проведение отдельных  банковских операций.

     В соответствии с Федеральным законом  «О федеральном бюджете на 1999 год» Правительство РФ и Центральный  банк РФ создали новый Российский банк развития – государственную кредитную организацию по кредитованию инвестиционных проектов.

     Особая  роль в банковской системе отведена полевым учреждениям, созданным Центральным банком РФ. Полевые учреждения Банка России являются государственными специализированными кредитными учреждениями (банками) по обслуживанию воинских подразделений (воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ). Они могут даже обслуживать иные государственные организации и учреждения, находящиеся на территории военных объектов, воинских частей, когда создание территориальных учреждений Банка России невозможно. Полевые учреждения имеются во всех военных округах, на флотах, группах войск в государствах ближнего зарубежья (Армении, Грузии, Казахстане, Таджикистане, Киргизии). 
 
 
 
 

Информация о работе Финансовая система современной России