Финансовая система современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 07:12, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является изучение сущности и динамики развития финансовой системы Российской Федерации. В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- изучение сущности и элементов финансовой системы Российской Федерации;
- изучение состояния финансовой системы.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 54.94 Кб (Скачать)

     В составе бюджетов могут создаваться  целевые бюджетные фонды, которые представляют фонды денежных средств, образуемые за счёт целевых источников, используемых по отдельной смете. Средства целевых бюджетных фондов находятся под контролем фискальных органов власти и не могут быть использованы на цели, не соответствующие их назначению.

     Финансовые  ресурсы, аккумулируемые в бюджетах, имеют строго целевое направление и расходования. Структура бюджета (т. е. соотношение отдельных статей доходов и расходов бюджета), его размеры позволяют судить об уровне экономического развития страны, в том числе о материальном положении основной части населения.

     Для целей планирования бюджетных ресурсов составляются консолидированные бюджеты. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований, находящиеся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

     Государственные внебюджетные фонды – это фонды  денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов  РФ. В первой половине 90-х годов  общее число только федеральных  внебюджетных фондов составляло около  сорока.

     Внебюджетные  фонды подразделяются на фонды социального  и экономического назначения. Начиная с 1999 г. многие фонды, прежде всего экономического назначения, были консолидированы с бюджетами (федеральные внебюджетные фонды с федеральным бюджетом, региональные внебюджетные фонды с региональными бюджетами). Основной причиной ликвидации фондов консолидации их средств в бюджеты разных уровней, как правило, указывается «слабый контроль за использованием средств этих фондов». Вряд ли эту причину можно признать убедительной, учитывая негативные последствия ликвидации ряда внебюджетных фондов. Так, например, ликвидация отраслевых внебюджетных фондов НИОКР практически исключила возможность государственного финансирования ряда важнейших для народного хозяйства России научных исследований и проведения опытно-конструкторских работ в отдельных отраслях экономики. Следует иметь в виду, что во всех промышленно развитых странах мира в последние три десятилетия внебюджетные фонды экономического назначения активно развиваются и роль их в экономике возрастает.

     В качестве самостоятельного звена в  системе государственных и муниципальных финансов выделяют государственный и муниципальный кредиты. Необходимо сразу отметить, что такое отнесение является достаточно условным. Государственный (муниципальный) кредит как экономическая категория находится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита. Соответственно она несёт в себе черты обеих категорий.

     Государственный и муниципальный кредиты обслуживают  функционирование и использование средств бюджета и внебюджетных фондов и выступают как:

     - способ финансирования дефицита  бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов;

     - средство покрытия временной  недостаточности финансовых ресурсов  для исполнения бюджетов внебюджетных  фондов.

     Государственный и муниципальный кредиты представляют собой денежные отношения между государством, муниципалитетами, от имени которых выступают органы исполнительной власти федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита и гарантии.

     Государственные и муниципальные органы исполнительной власти Российской Федерации преимущественно выступают в качестве заёмщика и гаранта. Если предоставление кредита или получение займа сразу влияют на величину финансовых ресурсов централизованных денежных средств, то гарантия приводит к их изменению только в случае несвоевременного выполнения заёмщиком своих обязательств.

     Государственные и муниципальные займы – это  денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как заёмщиков так и гарантов.

     Государственные и муниципальные займы осуществляются путём эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов и у иностранных государств.

     В качестве кредитора государство  предоставляет внутренние и внешние  кредиты из федерального бюджета  и бюджетов субъектов Российской Федерации. Предоставление государственных кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве заёмщиков средств федерального бюджета могут выступать:

     - бюджетные учреждения;

     - государственные и муниципальные  унитарные предприятия;

     - российские предприятия и организации,  кроме указанных выше и предприятий с иностранными инвестициями;

     - органы исполнительной власти  нижестоящих бюджетов.

     Способами обеспечения исполнения по возврату государственного кредита могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Предоставление государственного кредита может осуществляться в форме бюджетного кредита и бюджетной ссуды.

     Бюджетный кредит представляет собой форму  финансирования бюджетных расходов по предоставлению средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Бюджетная ссуда – это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной и возмездной основах, на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Беспроцентные бюджетные ссуды, как правило предоставляются на покрытие временных кассовых разрывов при исполнении нижестоящих бюджетов.2 
 

    1. Финансовые  отношения

     К финансовым отношениям хозяйствующего субъекта относятся его отношения:

     - с другими хозяйствующими субъектами  различных форм собственности  в процессе формирования и  распределения выручки и осуществления  вне реализационных операций. Это отношения, связанные с расчётами за продукцию (работы, услуги), отношения по уплате и взысканию штрафных санкций, выплате арендной платы, привлечению средств инвесторов, эмиссии ценных бумаг и т. д.;

     - с хозяйствующими субъектами  и гражданами при выпуске и  реализации ценных бумаг, при  взаимном кредитовании и долевом  участии в совместной деятельности  и т. д.;

     - с работниками  данного хозяйствующего  субъекта в процессе использования прибыли, при выпуске акций и других ценных бумаг, распространяемых среди членов трудового коллектива, выплате дивидендов по этим ценным бумагам, выплате паевых долей, выплате заработной платы, премий, инвестиционном взносе и выплате процентов по нему и т. д.;

     - с его структурными подразделениями,  работающими на внутрихозяйственном подряде по арендным и другим платежам;

     - с дочерними предприятиями и  филиалами;

     - с бюджетом, внебюджетными фондами  и налоговой службой при вынесении налогов и других платежей;

     - с банковской системой при  получении и погашении кредитов, залогов имущества, факторинга, покупке  и продаже валюты и ценных  бумаг, при депозитных вкладах и т. д.;

     - со страховыми компаниями по  операциям страхования;

     - с негосударственными пенсионными  фондами по взносам (вкладам);

     - с органами государственного  управления (фондом госимущества, таможней, министерством иностранных дел и др.) по различного рода платежам (таможенные сборы, пошлины и т. п.), при приватизации имущества (объектов);

     - с органами муниципального управления  по приватизации объектов, при  уплате сборов и взносов, при  выплате арендной платы за  земельный участок и участок  лесного фонда и т. д.;

     - с финансовыми и финансово-кредитными  субъектами, такими как инвестиционные институты, биржи, при осуществлении трастовых, залоговых и трансфертных операций, хеджировании, лизинге и т. д.

     Финансовые  отношения опосредствуют процесс  образования различных целевых  денежных фондов. Задачей финансов граждан является формирование доходов, использование их на текущие расходы, на приобретение имущества, на создание финансового портфеля (вложение в  фондовые ценные бумаги, на депозит, на другие долгосрочные вклады: в негосударственные  пенсионные фонды, в страховые компании и т. п.). Возникновение финансов граждан вызвано, во-первых, возможностью граждан получать денежные вознаграждения за свою рабочую силу, организаторские способности, интеллектуальную собственность; во-вторых, появлением индивидуальных предпринимателей; в-третьих, бурным развитием в РФ рынка ценных бумаг. Формирование гражданином специфического фондового портфеля позволяет ему жить за счёт регулярно получаемого дохода от ценных бумаг, т. е. на ренту. Рента возникает также и при получении гражданином пожизненной пенсии за счёт его вклада в негосударственные пенсионные фонды, в общие фонды банковского управления и т. п. Рентные отношения есть финансовые отношения.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КРЕДИТНО-БАНКОВСКОЙ

СИСТЕМЫ И ЕЁ РОЛЬ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РФ

     Кредитно-банковская система – это совокупность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитные отношения.

     Объективная необходимость существования кредитных  отношений в государстве обусловлена кругооборотом товарных ресурсов и денежных средств в процессе общественного воспроизводства. У их владельцев в ходе  кругооборота образуются временно свободные денежные средства. Примером может служить накопление на счетах предприятий сумм амортизационных отчислений. Эти средства потребуются в момент реального обновления износившихся основных фондов. Накопленные денежные средства до момента их использования временно свободны. В то же время у других предприятий возникает потребность в привлечении денежных средств. Это и создаёт реальную основу для возникновения кредитных отношений.

     Аккумулируют  временно свободные денежные средства хозяйственных организаций, главным  образом банки и иные кредитные  организации. Ведущие позиции сохраняются  за банковским кредитованием.

     Возможность пользоваться кредитом (ссудой) позволяет  предприятиям ускорять реализацию намеченных мероприятий (проектом), не дожидаясь  накопления собственных денежных фондов. Это позволяет повысить эффективность использование ресурсов, ускорить оборачиваемость средств.

     Мобилизацию денежных средств и их трансформацию  в ссудный капитал обеспечивает банковская система – одно из важнейших  подразделений финансовой системы государства.

     2 декабря 1990 г. был принят Федеральный  закон «О банках и банковской  деятельности», где была определена  новая структура банковской системы  страны, состоящая из двух уровней:

     - первый уровень – Центральный  банк Российской Федерации (Банк  России);

     - второй уровень – коммерческие  банки и специализированные кредитно-финансовые  учреждения.

     В центре кредитной системы на первом уровне находится Банк России, играющий важную роль в макроэкономическом регулировании  финансовых и денежных отношений  в стране

     На  втором уровне банковской системы находятся  коммерческие банки (акционерные, кооперативные), которые призваны обслуживать предприятия  и организации всех форм собственности. Они осуществляют посреднические операции, обслуживают расчёты и платёжный  оборот между предприятиями и  организациями, между предприятиями  и государственными органами, производят кредитные, фондовые и иные банковские операции. На 1 января 2000 г. число кредитных организаций, имеющих лицензию на совершение банковских операций составило 1349 банков и 34 небанковские организации.

     На 1 января 2004 г. в России насчитывалось 1828 кредитных организаций, в том  числе 1329 коммерческих банков, имеющих  право на осуществление банковских операций, из них 1202 банка имеют право привлечения вкладов населения.

     В 1999-2000 гг. Банк выделил на поддержку 15 банкам 17 млрд. руб. государственных средств, однако недоимка не сократилась.

     В соответствии с Инструкцией № 1 Банка  России «О порядке регулирования кредитных организаций» от 1 октября 1997 г. минимальный размер уставного капитала для вновь созданных коммерческих банков был установлен в сумме, эквивалентной 1 млн. евро.

Информация о работе Финансовая система современной России