Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 07:12, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является изучение сущности и динамики развития финансовой системы Российской Федерации. В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- изучение сущности и элементов финансовой системы Российской Федерации;
- изучение состояния финансовой системы.
В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фонды, которые представляют фонды денежных средств, образуемые за счёт целевых источников, используемых по отдельной смете. Средства целевых бюджетных фондов находятся под контролем фискальных органов власти и не могут быть использованы на цели, не соответствующие их назначению.
Финансовые ресурсы, аккумулируемые в бюджетах, имеют строго целевое направление и расходования. Структура бюджета (т. е. соотношение отдельных статей доходов и расходов бюджета), его размеры позволяют судить об уровне экономического развития страны, в том числе о материальном положении основной части населения.
Для целей планирования бюджетных ресурсов составляются консолидированные бюджеты. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований, находящиеся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Государственные внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. В первой половине 90-х годов общее число только федеральных внебюджетных фондов составляло около сорока.
Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и экономического назначения. Начиная с 1999 г. многие фонды, прежде всего экономического назначения, были консолидированы с бюджетами (федеральные внебюджетные фонды с федеральным бюджетом, региональные внебюджетные фонды с региональными бюджетами). Основной причиной ликвидации фондов консолидации их средств в бюджеты разных уровней, как правило, указывается «слабый контроль за использованием средств этих фондов». Вряд ли эту причину можно признать убедительной, учитывая негативные последствия ликвидации ряда внебюджетных фондов. Так, например, ликвидация отраслевых внебюджетных фондов НИОКР практически исключила возможность государственного финансирования ряда важнейших для народного хозяйства России научных исследований и проведения опытно-конструкторских работ в отдельных отраслях экономики. Следует иметь в виду, что во всех промышленно развитых странах мира в последние три десятилетия внебюджетные фонды экономического назначения активно развиваются и роль их в экономике возрастает.
В
качестве самостоятельного звена в
системе государственных и
Государственный
и муниципальный кредиты
-
способ финансирования
-
средство покрытия временной
недостаточности финансовых
Государственный
и муниципальный кредиты
Государственные и муниципальные органы исполнительной власти Российской Федерации преимущественно выступают в качестве заёмщика и гаранта. Если предоставление кредита или получение займа сразу влияют на величину финансовых ресурсов централизованных денежных средств, то гарантия приводит к их изменению только в случае несвоевременного выполнения заёмщиком своих обязательств.
Государственные и муниципальные займы – это денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как заёмщиков так и гарантов.
Государственные
и муниципальные займы
В качестве кредитора государство предоставляет внутренние и внешние кредиты из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Предоставление государственных кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве заёмщиков средств федерального бюджета могут выступать:
- бюджетные учреждения;
-
государственные и
-
российские предприятия и
- органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.
Способами обеспечения исполнения по возврату государственного кредита могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Предоставление государственного кредита может осуществляться в форме бюджетного кредита и бюджетной ссуды.
Бюджетный
кредит представляет собой форму
финансирования бюджетных расходов по
предоставлению средств юридическим лицам
на возвратной и возмездной основах. Бюджетная
ссуда – это бюджетные средства, предоставляемые
другому бюджету на возвратной, безвозмездной
и возмездной основах, на срок не более
шести месяцев в пределах финансового
года. Беспроцентные бюджетные ссуды,
как правило предоставляются на покрытие
временных кассовых разрывов при исполнении
нижестоящих бюджетов.2
К финансовым отношениям хозяйствующего субъекта относятся его отношения:
-
с другими хозяйствующими
-
с хозяйствующими субъектами
и гражданами при выпуске и
реализации ценных бумаг, при
взаимном кредитовании и
-
с работниками данного
-
с его структурными
- с дочерними предприятиями и филиалами;
-
с бюджетом, внебюджетными фондами
и налоговой службой при
-
с банковской системой при
получении и погашении
- со страховыми компаниями по операциям страхования;
-
с негосударственными
- с органами государственного управления (фондом госимущества, таможней, министерством иностранных дел и др.) по различного рода платежам (таможенные сборы, пошлины и т. п.), при приватизации имущества (объектов);
-
с органами муниципального
-
с финансовыми и финансово-
Финансовые
отношения опосредствуют
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КРЕДИТНО-БАНКОВСКОЙ
СИСТЕМЫ И ЕЁ РОЛЬ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РФ
Кредитно-банковская система – это совокупность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитные отношения.
Объективная
необходимость существования
Аккумулируют временно свободные денежные средства хозяйственных организаций, главным образом банки и иные кредитные организации. Ведущие позиции сохраняются за банковским кредитованием.
Возможность пользоваться кредитом (ссудой) позволяет предприятиям ускорять реализацию намеченных мероприятий (проектом), не дожидаясь накопления собственных денежных фондов. Это позволяет повысить эффективность использование ресурсов, ускорить оборачиваемость средств.
Мобилизацию денежных средств и их трансформацию в ссудный капитал обеспечивает банковская система – одно из важнейших подразделений финансовой системы государства.
2
декабря 1990 г. был принят Федеральный
закон «О банках и банковской
деятельности», где была
-
первый уровень – Центральный
банк Российской Федерации (
-
второй уровень – коммерческие
банки и специализированные
В центре кредитной системы на первом уровне находится Банк России, играющий важную роль в макроэкономическом регулировании финансовых и денежных отношений в стране
На
втором уровне банковской системы находятся
коммерческие банки (акционерные, кооперативные),
которые призваны обслуживать предприятия
и организации всех форм собственности.
Они осуществляют посреднические операции,
обслуживают расчёты и
На 1 января 2004 г. в России насчитывалось 1828 кредитных организаций, в том числе 1329 коммерческих банков, имеющих право на осуществление банковских операций, из них 1202 банка имеют право привлечения вкладов населения.
В 1999-2000 гг. Банк выделил на поддержку 15 банкам 17 млрд. руб. государственных средств, однако недоимка не сократилась.
В соответствии с Инструкцией № 1 Банка России «О порядке регулирования кредитных организаций» от 1 октября 1997 г. минимальный размер уставного капитала для вновь созданных коммерческих банков был установлен в сумме, эквивалентной 1 млн. евро.