Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 07:12, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является изучение сущности и динамики развития финансовой системы Российской Федерации. В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- изучение сущности и элементов финансовой системы Российской Федерации;
- изучение состояния финансовой системы.
ВВЕДЕНИЕ
В
настоящее время вопросы
Качественные преобразования финансовой системы произошли вследствие превращения экономики Российской Федерации из административно-командной системы в рыночную, децентрализации и ослабления роли государства, проявлением чего стала реорганизация государственной системы финансирования.
В тоже время проблема развития финансовой системы страны остается актуальной в связи с тем, что экономика Российской Федерации является динамично развивающимся механизмом, изменение которого влечёт за собой изменение его составляющих элементов.
Основной целью данной курсовой работы является изучение сущности и динамики развития финансовой системы Российской Федерации. В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- изучение сущности и элементов финансовой системы Российской Федерации;
- изучение состояния финансовой системы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение и регулирование финансовой деятельности.
Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными хозяйствующими субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:
-
государственные финансы (
-
финансы предприятий и
- страхование;
-
кредитно-банковскую систему (
Каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев.
Звенья первой сферы – государственных финансов – относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне (на уровнях государственного управления), а местные финансы – соответственно на местном уровне управления.
Звенья второй сферы (финансы хозяйствующих субъектов) включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Страхование включает различные формы и виды страхования (добровольное, обязательное, личное, имущественное и т. д.).
Кредитно-банковская сфера состоит из банков и иных кредитных учреждений страны. К финансовой системе страны относятся институты (организации, учреждения), осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность.
Разграничение
финансовой системы на отдельные
сферы (подразделения) и звенья обусловлено
особенностями функционирования каждого
звена, различиями в методах распределения
и использования фондов денежных средств
и, следовательно, особой ролью в финансовой
системе.1
1.1 Финансовая система Российской Федерации: сущность,
подсистемы, характеристика сфер и звеньев
В научной и учебно-методической литературе существуют разные подходы к определению понятия «финансовая система». Вероятно, это связано и с тем, что исходное понятие «система» имеет множество значений, оттенков. В словаре русского языка Ожёгова под системой понимается и «форма организации чего-нибудь», и «совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединённых в одно целое», и «форма общественного устройства» и т. д.
Собственно, и финансовая система преимущественно рассматривается либо как «форма организации…», либо как «совокупность организаций…». Так, например, известный американский специалист Дж. Ван Хорн определяет финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам, а также правительствам. По мнению Л. А. Дробозиной, финансовая система – это «совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств». Коллектив авторов под руководством Г. Б. Поляка трактует финансовую систему как «…совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются формы денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства».
С учётом изложенного финансовую систему будем рассматривать как форму организаций денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
В
процессе распределения стоимости
совокупного общественного
Источниками первичных доходов и накоплений является валовой внутренний продукт, который выступает в форме:
-
заработной платы наёмных
-
прибыли и амортизационных
-
налоговых и иных платежей, включаемых
в себестоимость продукции (
Первичные доходы служат источником для дальнейшего перераспределительного процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределение прибыли и т. п. Результатом такого перераспределения являются конечные доходы, которые выступают в качестве собственных финансовых ресурсов экономических субъектов. Конечные финансовые ресурсы также являются объектом последующего распределительного и перераспределительного процесса для использования по их целевому назначению.
Процесс
распределения и
Финансовый механизм представляет собой «систему организации, регулирования и планирования финансовых отношений, способов формирования и использования финансовых ресурсов».
В
зависимости от методов формирования
доходов экономических
Финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно:
1) у хозяйствующих субъектов;
2) у населения;
3) у государства и органов местного самоуправления.
В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.
Существующие различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений:
-
финансы организаций (
-
публичные финансы (
- финансы домашних хозяйств (домохозяйств).
Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов.
Основой
финансовой системы являются децентрализованные
финансы, поскольку именно в этой
сфере формируется
Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.
Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели.
Несмотря на многообразие типов финансовых посредников, они выполняют общую функцию: приобретают и продают различные «финансовые продукты», обеспечивая эффективное перемещение финансовых ресурсов к их конечным потребителям.
Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платёжеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.
Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имуществом и т. п.
Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. В Бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.
Федеративное устройство России включает три уровня управления: федеральный уровень, уровень субъектов Федерации и местный уровень (органов местного самоуправления). Каждый из них предполагает наличие собственных представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, а также наличие собственного бюджета. Бюджеты являются финансовой основой управления государственных и муниципальных органов власти.
Бюджетная система Российской Федерации также включает три уровня:
1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2)
бюджеты субъектов Российской
Федерации (региональные
3)
бюджеты органов местного
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и принимаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов утверждаются в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в соответствии с правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.