Финансовая система современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 07:12, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является изучение сущности и динамики развития финансовой системы Российской Федерации. В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- изучение сущности и элементов финансовой системы Российской Федерации;
- изучение состояния финансовой системы.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 54.94 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

     В настоящее время вопросы создания и функционирования финансовой системы  страны являются достаточно изученной  темой. Множество научных публикаций на данную тему и нормативных документов, регулирующих деятельность финансов РФ, подробно рассматривают вопросы функционирования системы. 

     Качественные  преобразования финансовой системы  произошли вследствие превращения экономики Российской Федерации из административно-командной системы в рыночную, децентрализации и ослабления роли государства, проявлением чего стала реорганизация государственной системы финансирования. 

     В тоже время проблема развития финансовой системы страны остается актуальной в связи с тем, что экономика  Российской Федерации является динамично развивающимся механизмом, изменение которого влечёт за собой изменение его составляющих элементов. 

     Основной  целью данной курсовой работы является изучение сущности и динамики развития финансовой системы Российской Федерации. В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи: 

     - изучение сущности и элементов финансовой системы Российской Федерации; 

     - изучение состояния финансовой системы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА  ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

     Финансовая  система – это совокупность взаимосвязанных  и взаимодействующих сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение и регулирование финансовой деятельности.

     Поскольку финансы являются носителями распределительных  отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными хозяйствующими субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:

     - государственные финансы (федеральные  финансы и финансы субъектов  Российской Федерации);

     - финансы предприятий и организаций  (хозяйствующих субъектов);

     - страхование;

     - кредитно-банковскую систему (совокупность  банков и иных кредитных учреждений  страны).

      Каждая  из этих сфер имеет организационную  структуру и складывается из нескольких звеньев.

      Звенья  первой сферы – государственных  финансов – относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне (на уровнях государственного управления), а местные финансы – соответственно на местном уровне управления.

      Звенья  второй сферы (финансы хозяйствующих  субъектов) включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

      Страхование включает различные формы и виды страхования (добровольное, обязательное, личное, имущественное и т. д.).

     Кредитно-банковская сфера состоит из банков и иных кредитных учреждений страны. К финансовой системе страны относятся институты (организации, учреждения), осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность.

     Разграничение финансовой системы на отдельные  сферы (подразделения) и звенья обусловлено  особенностями функционирования каждого  звена,  различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью в финансовой системе.1 
 

1.1 Финансовая система Российской Федерации: сущность,

подсистемы, характеристика сфер и звеньев

     В научной и учебно-методической литературе существуют разные подходы к определению понятия «финансовая система». Вероятно, это связано и с тем, что исходное понятие «система» имеет множество значений, оттенков. В словаре русского языка Ожёгова под системой понимается и «форма организации чего-нибудь», и «совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединённых в одно целое», и «форма общественного устройства» и т. д.

     Собственно, и финансовая система преимущественно  рассматривается либо как «форма организации…», либо как «совокупность  организаций…». Так, например, известный  американский специалист Дж. Ван Хорн определяет финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам, а также правительствам. По мнению Л. А. Дробозиной, финансовая система – это «совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств». Коллектив авторов под руководством Г. Б. Поляка трактует финансовую систему как «…совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются формы денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства».

     С учётом изложенного финансовую систему  будем рассматривать как форму  организаций денежных отношений  между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

     В процессе распределения стоимости  совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений доходы субъектов экономических отношений подразделяются на первичные и конечные.

     Источниками первичных доходов и накоплений является валовой внутренний продукт, который выступает в форме:

     - заработной платы наёмных работников;

     - прибыли и амортизационных отчислений  у хозяйствующих субъектов;

     - налоговых и иных платежей, включаемых  в себестоимость продукции (работ  и услуг), у государства, органов  местного самоуправления.

     Первичные доходы служат источником для дальнейшего  перераспределительного процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределение прибыли и т. п. Результатом такого перераспределения являются конечные доходы, которые выступают в качестве собственных финансовых ресурсов экономических субъектов. Конечные финансовые ресурсы также являются объектом последующего распределительного и перераспределительного процесса для использования по их целевому назначению.

     Процесс распределения и перераспределения  стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя обособленные сферы финансовых отношений, позволяющие формировать собственные финансовые ресурсы у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления.

     Финансовый  механизм представляет собой «систему организации, регулирования и планирования финансовых отношений, способов формирования и использования финансовых ресурсов».

     В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств).

     Финансовая  система как форма организации  денежных отношений может быть подразделена на взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно:

     1) у хозяйствующих субъектов;

     2) у населения;

     3) у государства и органов местного самоуправления.

     В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.

     Существующие  различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений:

     - финансы организаций (хозяйствующих  субъектов);

     - публичные финансы (государственные  и муниципальные финансы);

     - финансы домашних хозяйств (домохозяйств).

     Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов.

     Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая  доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового  права в доходы бюджетов всех уровней  и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

     Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником  производственного и социального развития общества.

     Особое  значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели.

     Несмотря  на многообразие типов финансовых посредников, они выполняют общую функцию: приобретают и продают различные «финансовые продукты», обеспечивая эффективное перемещение финансовых ресурсов к их конечным потребителям.

     Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых  платежей, так и в формировании платёжеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.

     Финансы некоммерческих организаций имеют  свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имуществом и т. п.

     Централизованные  финансы представлены бюджетной  системой, а также государственным  и муниципальным кредитом. В Бюджетном  кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

     Федеративное  устройство России включает три уровня управления: федеральный уровень, уровень субъектов Федерации и местный уровень (органов местного самоуправления). Каждый из них предполагает наличие собственных представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, а также наличие собственного бюджета. Бюджеты являются финансовой основой управления государственных и муниципальных органов власти.

     Бюджетная система Российской Федерации также  включает три уровня:

     1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

     2) бюджеты субъектов Российской  Федерации (региональные бюджеты)  и бюджеты региональных (территориальных)  государственных внебюджетных фондов;

     3) бюджеты органов местного самоуправления (местные, муниципальные бюджеты).

     Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов разрабатываются и принимаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов утверждаются в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в соответствии с правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Информация о работе Финансовая система современной России