Финансовая система РФ: особенности и структура управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотрение особенности и структуры управление финансами в РФ.

В задачи данной работы входит:

•характеристика экономической сущности финансов и выявление закономерностей их функционирования на современном этапе развития общества;
•характеристика основных звеньев финансовой системы Российской Федерации;
•выявление основных направлений финансовой деятельности государства;
•анализ основных экономических показателей уровня благосостояния российского населения: ситуации на рынке труда, динамики доходов и уровня реальных доходов экономически активного населения России;
•рассмотрение и анализ бюджета за 2007 год и его особенности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3



1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ…………..5
1.Финансы как целостная экономическая категория……………….5
2.Основные звенья финансовой системы Российской Федерации…6


2.СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ…………………..13
1.Характеристика финансовой системы РФ………………………..13
2.Анализ финансовой деятельности государства………………….16
3.Перспективы финансового благосостояния населения России…22


3.АНАЛИЗ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2007Г….28
1.Анализ доходов и расходов бюджета РФ на 2007 год…………28
2.Анализ сбалансированности и соответствия бюджетного планирования задачам и приоритетам бюджетной политики………33
3.Сравнение опыта работы органов управления финансами РФ и за рубежом…………………………………………………………………..37


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………………41


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...43

Работа содержит 1 файл

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В РФ .doc

— 250.00 Кб (Скачать)

      

     В таблице 3 видно, что основная часть расходов федерального бюджета это текущие расходы, которые включают в себя содержание органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу. На капитальные расходы приходится 32% расходов федерального бюджета. Эти расходы включают в себя расходы на инновационную и инвестиционную деятельность. Это нормальный уровень капитальных расходов, что позволяет сделать вывод о том, что экономика России постепенно обновляется. 
 

           
    1.  Анализ  сбалансированности и соответствия бюджетного планирования задачам и приоритетам бюджетной политики
 

     Анализ  сбалансированности бюджета включает в себя количественную и качественную оценку дефицита (профицита) бюджета, определение источников покрытия дефицита бюджета. На основании данных, полученных при анализе, можно определить приоритеты и основные задачи бюджетной политики, направленные на минимизацию размеров дефицита бюджета.

     Бюджет  РФ на 2007 год был принят с превышением уровня доходов над расходами на 912534090,3 тыс. рублей.

     Анализ  соответствия бюджетного планирования задачам и приоритетам бюджетной  политики включает в себя оценку соответствия объявленных в бюджетном послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации стратегических ориентиров бюджетной политики на среднесрочную перспективу показателям анализируемого бюджета на соответствующий год.

     В бюджетном послании Президента отмечается, что бюджетная политика в 2007 году и среднесрочной перспективе должна формироваться исходя из необходимости улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами. Последовательное снижение темпов инфляции должно оставаться в центре внимания Правительства Российской Федерации. Акцент в антиинфляционных мерах должен быть перенесен с подавления уже возникших инфляционных всплесков на устранение причин, обуславливающих сохранение относительно высокой инфляции.

     Правительство Российской Федерации при формировании перспективного финансового плана  Российской Федерации на 2007 - 2009 годы и проекта федерального бюджета  на 2007 год должно было предусмотреть средства на выполнение принятых решений по повышению заработной платы в бюджетной сфере, денежного содержания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Особое внимание следовало уделить решению задачи повышения жизненного уровня пенсионеров. В частности, необходимо было обеспечить выполнение ранее принятого решения о доведении размеров социальных пенсий до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера.

     В Послании Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации поставлены задачи по качественному улучшению системы поддержки материнства и детства в целях существенного повышения рождаемости. Необходимые для их реализации средства должны быть учтены при формировании федерального бюджета на 2007 год и в последующие годы.

     В 2007 - 2008 годах следует обеспечить выделение средств на реализацию приоритетных национальных проектов.

     В сфере образования требовалось оказывать поддержку регионам, внедряющим в общеобразовательных учреждениях новую систему оплаты труда, основанную на нормативно-подушевом финансировании и направленную на повышение доходов учителей. В этой связи целесообразно расширить применение бюджетных грантов как инструмента проведения структурных реформ в социальной сфере. Следовало также создать необходимые условия для развития образовательного кредитования.

     В агропромышленной сфере необходимо было обеспечить доступность и адресный характер мер государственной поддержки, расширение ее форм. Особое внимание следовало уделять внедрению современных технологий, дальнейшему развитию кредитования, в том числе ипотечного, сельхозстрахования и иных механизмов, стимулирующих деловую активность граждан и повышение уровня жизни на селе. Развитие лизинга должно стимулировать применение наиболее экономичных в эксплуатации сельскохозяйственных машин и оборудования.

     В расходной части бюджета должны быть также предусмотрены средства на развитие индустрии нанотехнологий и создание элементной базы.

     Как показывает анализ исполнения бюджета  РФ за 2007 год , основные направления бюджетной политики России, определённой в Бюджетном послании Президента РФ выполняются, но имеет место задержка в сроках реализации плановых мероприятий, финансируемых из бюджета, о чём свидетельствует отчёт об исполнении бюджета за 2007 год. Согласно данному отчёту бюджет 2007 года утверждён по доходам в сумме 7 781 119 783,7 тыс. рублей, по расходам в сумме 5 986 561 831,4 тыс. рублей с превышением доходов над расходами (профицит федерального бюджета) в сумме 1 794 557 952,3 тыс. рублей, что существенно превысило запланированные показатели.

     В таблице 4. приводится сравнительный анализ плановых и фактических показателей расходов бюджета РФ в 2007 году.

Таблица 4. Сравнительный анализ плановых и  фактических расходов бюджета РФ за 2007 год
Расходы Сумма, тыс. руб.
план факт
1. Общегосударственные вопросы 1122104867,0 815732505,1
2. Национальная  оборона 839102587,6 831875106,7
3. Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 674790899,1 666975048,8
4. Национальная экономика 730234035,5 692599950,1
5. Жилищно-коммунальное хозяйство 296241247,2 294937739,5
6. Охрана окружающей среды 8231415,1 8199713,0
7. Образование 287080421,1 294610948,1
8. Культура, кинематография и средства массовой информации 70772649,5 70992863,8
9. Здравоохранение и спорт 276678159,1 196494203,8
10. Социальная  политика 286410298,8 214039445,6
11. Межбюджетные  трансферты 1 939 742 741,7 1900104306,8
12. Всего расходов 6531389321,7 5986561831,4
 

     В таблице 4 видно, что фактические  расходы бюджета в 2007 году ниже запланированного уровня. Этот факт говорит об экономном расходовании бюджетных средств, но с другой стороны, это свидетельствует о том, что многие запланированные мероприятия, финансируемые из Федерального бюджета, не выполнены в полном объёме. Невыполнение плана по бюджетным расходам имеет место практически по всем показателям, за исключением расходов на образование, культуры, кинематографию и средства массовой информации. По данным направлениям бюджетной политики можно говорить о положительных тенденциях. Образование и культура как сфера человеческой жизнедеятельности в России после длительного «застоя» начинает «пробуждаться». 

           
    1. Сравнение опыта работы органов управления финансами РФ и за рубежом
 

Управления государственных  финансов Казначейства Франции:

  1. Контроль поступлений.

      Казначейство  Франции осуществляет сбор прямых налогов (подоходного налога (самые большие  сборы по отношению к другим налогам, которые администрирует Казначейство Франции), штрафов, др.) включая получение  неуплаченных налогов. Также, Казначейство Франции собирает налоги в местные бюджеты (земельный налог, градостроительные налоги, «профессиональные» налоги и др.). Налоги в госбюджет собирают и другие структурные подразделения Министерства экономики, финансов и промышленности Франции. Казначейство ведёт учет всех этих доходов. Только Казначейство имеет права проводить операции по единому счету.

  1. Контроль и осуществление государственных расходов.

      Через Казначейство Франции осуществляются расходы  центрального правительства и местных органов власти. В 2003 году расходы центрального правительства составили сумму около 347 млрд. Евро. Расходы местных органов власти за тот же период ~ 142 млрд. Евро (что на 5 % больше, чем в 2002 году). Правительством Франции осуществляется политика стратегического развития системы исполнения государственных расходов по следующим основным направлениям:

    • децентрализации власти, 
    • снижения времени проведения операций,
    • сосредоточения внимания на выборочном контроле потенциально рискованных операций (например, определенных направлений расходов (государственные закупки, дотации, субвенции, др.), расходов на большие суммы). Сегодня практически не контролируются периодические и незначительные платежи (~ 100-200 Евро). В то же время, все платежи возможны только после поступления товаров. Работа по исполнению бюджетов чётко регламентирована по срокам. Весь цикл реализации расходных операций местных органов власти (от момента получения получателем средств счетов-фактуры до момента кассового расхода) – 11,5 рабочих дней. Весь цикл реализации расходных операций центрального правительства – 8 рабочих дней. Существенное сокращение сроков  связано с более высоким профессионализмом чиновников центрального правительства и более развитой инфраструктурой. Исключение – государственные закупки. Для них Евросоюзом (ЕС) директивно установлен срок 45 рабочих дней. В то же время, на практике среднегодовой срок составляет 35 рабочих дней.
  1. Подготовка бюджетной и отчетной информации.

      Учет  доходов и расходов центрального правительства ведется ~ 3500 отделениями Казначейства Франции. Вся информация ежедневно поступает в центральное учетное агентство (АССТ). Существуют следующие периодические отчеты:

    • ежегодный «публичный» отчет,
    • ежедневный оперативный отчет, предоставляемый  Министру экономики, финансов и промышленности Франции,
    • квартальный отчет, предоставляемый руководству Министерства экономики, финансов и промышленности Франции, а также Парламенту.

      Всего бюджетных учреждений центрального правительства и местных органов власти  Франции ~ 110 тысяч.

  1. Консалтинг.

      Сотрудники  казначейства выступают финансовыми  консультантами бюджетных учреждений и местных органов власти. Предоставляемые  консультации касаются процедур исполнения бюджетов, налоговых ставок и т.д. В 2004 году предоставлено около 7000 официальных консультаций.

      Учитывая, что во Франции 36 тысяч коммун, в  которых существуют серьезные кадровые проблемы со специалистами в области  финансов, эти консультации для этих субъектов бюджетных правоотношений очень важны.

      Для выполнения этой работы активно используются информационные технологии. Есть два  специализированных программных продукта, а также публичный сайт Казначейства Франции.

      Качество  этого консалтинга имеет для  Казначейства Франции принципиальное значение, так как административную и уголовную ответственность за нарушения, возникающие в процессе исполнения бюджетов местных органов власти, несут сотрудники Казначейства Франции. Представители соответствующих администраций несут только политическую ответственность.

  1. Управление сбережениями и общими средствами.

      В Казначействе Франции обслуживаются  следующие финансовые ресурсы:

    • центрального правительства,
    • местных органов власти,
    • нотариусов,
    • физических лиц, находящихся под опекой.

       Основные  задачи  центрального аппарата управления государственных финансов (Казначейства Франции):

  1. Координация деятельности всего Казначейства Франции.
  2. Модернизация правил практики государственного учета - реформа системы государственного учета.
  3. Оказание помощи в реформах местным органам власти.
  4. Управление кадрами Казначейства Франции.

       Организационная структура центрального аппарата управления государственных финансов (Казначейства Франции):

      Казначейство  Франции возглавляет руководитель. У руководителя есть 2 заместителя (один координирует решение текущих вопросов, другой отвечает координацию работ по реинжинирингу (стратегическому развитию)). Организационная структура Управления учета государственных финансов (Казначейства Франции) представляет собой 7 подуправлений, в которых работает ~ 1100 человек. Центральный аппарат Управления учета государственных финансов (Казначейства Франции) расположен в Париже (район Берси).

       Основные  задачи структурных подразделений:

      Задачи 1-го подуправления:

    • бюджетирование,
    • организация инфраструктурных реформ.

      Задача 2-го подуправления:

  • кадры.

      Задача 3-го подуправления:

      – информатизация.

      Задача 4-го подуправления:

  • доходы.

      Задача 5-го подуправления:

  • обслуживание местных органов власти.

      Задача 6-го подуправления:

  • учет, отчетность, бюджетная классификация.

      Задача 7-го подуправления:

  • функциональный реинжиниринг
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Финансовая  система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы:  государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.

Информация о работе Финансовая система РФ: особенности и структура управления