Финансовая система РФ: особенности и структура управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотрение особенности и структуры управление финансами в РФ.

В задачи данной работы входит:

•характеристика экономической сущности финансов и выявление закономерностей их функционирования на современном этапе развития общества;
•характеристика основных звеньев финансовой системы Российской Федерации;
•выявление основных направлений финансовой деятельности государства;
•анализ основных экономических показателей уровня благосостояния российского населения: ситуации на рынке труда, динамики доходов и уровня реальных доходов экономически активного населения России;
•рассмотрение и анализ бюджета за 2007 год и его особенности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3



1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ…………..5
1.Финансы как целостная экономическая категория……………….5
2.Основные звенья финансовой системы Российской Федерации…6


2.СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ…………………..13
1.Характеристика финансовой системы РФ………………………..13
2.Анализ финансовой деятельности государства………………….16
3.Перспективы финансового благосостояния населения России…22


3.АНАЛИЗ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2007Г….28
1.Анализ доходов и расходов бюджета РФ на 2007 год…………28
2.Анализ сбалансированности и соответствия бюджетного планирования задачам и приоритетам бюджетной политики………33
3.Сравнение опыта работы органов управления финансами РФ и за рубежом…………………………………………………………………..37


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………………41


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...43

Работа содержит 1 файл

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В РФ .doc

— 250.00 Кб (Скачать)

       • продолжение работы по приведению трудового  законодательства в соответствие с требованиями рыночной экономики;

       • подготовка нормативных правовых актов, направленных на реализацию Трудового  кодекса;

       • введение законодательного запрета  увязки приема на работу с обязательной регистрацией в городе или регионе нахождения места работы;

       • разработка среднесрочного и долгосрочного  прогноза профессионально-квалификационной структуры работников, совершенствование  анализа, прогноза и мониторинга  рынка труда в целях сбалансированности спроса и предложения рабочей  силы, разработка системы профессиональных стандартов;

       • поэтапное приближение минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума; создание экономических, организационных и других условий, обеспечивающих своевременную и  в полном объеме выплату заработной платы;

       • совершенствование досудебных институтов и механизмов защиты трудовых прав, поддержка общественных организаций, занимающихся вопросами защиты трудовых прав граждан, информационно-методическая поддержка гражданской самозащиты в сфере труда и занятости, оказание государственной поддержки в развитии системы негосударственной защиты трудовых прав;

       • совершенствование коллективно-договорного  регулирования трудовых отношений, процедур переговорного процесса, обеспечение  независимости профсоюзных организаций от работодателя;

       • совершенствование системы обязательного  социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повышение действенности  механизма экономической заинтересованности субъектов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в снижении степени профессионального риска, исключение дублирования с другими видами социального страхования, создание условий для участия негосударственных страховщиков в данном виде социального страхования;

       • разработка комплекса мер по содействию добровольному переселению в  Российскую Федерацию российских граждан  из государств – участников СНГ  и стран Балтии; в том числе  предоставление необходимой информации об условиях переезда, возможностях приема, обустройства и проживания в Российской Федерации, а также меры по развитию системы оказания образовательных услуг на территории Российской Федерации для молодежи из государств-участников СНГ и стран Балтии;

       • оптимизация внутренних миграционных процессов и обеспечение свободного перемещения рабочей силы, разработка мер, направленных на сокращение оттока трудоспособного населения из районов Урала, Сибири и Дальнего Востока, создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в указанных регионах Российской Федерации.

       Целями  государственной политики в области  социальной поддержки населения  на рассматриваемый период являются:

       • снижение бедности, смягчение ее негативных последствий, уменьшение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества;

       • повышение эффективности социальных пособий и предоставление других форм помощи малоимущим семьям на основе принципа адресности;

       • улучшение положения и качества жизни граждан из так называемых групп риска;

       • расширение рынка и повышение  качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения  свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами.

       Для реализации этих целей, по мнению Правительства, необходимы:

       • изменений и дополнений в Федеральный  закон «О государственной социальной помощи», а также принятие иных нормативных  правовых актов в сфере оказания государственной социальной помощи в целях разграничения полномочий, прав и ответственности в этой сфере между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов; совершенствования процедуры проверки нуждаемости ее получателей, а также использования возможностей для самостоятельного преодоления тяжелой жизненной ситуации;

       • развитие программно-целевых и конкурсных механизмов финансирования деятельности по предоставлению населению социальных услуг с целью обеспечения эффективного доступа граждан к получению услуг;

       • создание условий для привлечения  к оказанию социальных услуг как  государственных, так и негосударственных организаций;

       • разработка общих требований к деятельности государственных, муниципальных, частных  и иных учреждений, предоставляющих  различные виды социальных услуг, на основе социальных регламентов и  системы оценки качества выполнения социальных программ; использование наряду с государственным финансированием частных благотворительных средств;

       • дальнейшее развитие сети нестационарных учреждений по социальному обслуживанию инвалидов и граждан пожилого возраста;

       • комплексная информатизация социальной сферы, позволяющая создать единую систему сбора, хранения и представления информации, характеризующей состояние социальной сферы Российской Федерации.

 

  1. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2007 ГОД
 
    1. Анализ  доходов и расходов бюджета РФ на 2007 год
 

     Анализ  доходов и расходов бюджета включает в себя:

     1) анализ доходной части бюджета  (соотношение налоговых и неналоговых  доходов, соотношение прямых и  косвенных налогов);

     2) анализ расходной части бюджета  (анализ функциональной и экономической структуры расходов).

     Анализ  проведём на основании Федерального закона «О Федеральном бюджете на 2007 год».

     Анализ  доходной части бюджета представлен в таблице 1. 

     Таблица 1. Структура доходов бюджета РФ на 2007 год

Виды доходов Сумма, млн. руб. В % к общей  сумме доходов В % в разделе Прямые налоги в % к общей сумме прямых налогов Косвенные налоги в % к общей сумме косвенных  налогов
  Всего доходов,

в том числе:

7443923,4 100 - - -
1. Налоговые доходы, всего, в том числе: 6836328,6 91,84 100 - -
1.1 Налог  на прибыль (доход) предприятий  и организаций (П) 635607,7 8,54 9,3 62,03 -
1.2 Налоги  и взносы на социальные нужды  (П) 389087,9 5,23 5,69 37,97 -
1.3 Налоги  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории РФ (К) 1489323,7 20,01 21,79 - 25,64
1.4 Налоги  на товары, ввозимые на территорию  Российской Федерации (К) 874330,6 11,75 12,79 - 15,05
1.5 Налоги, сборы и регулярные платежи  за пользование природными ресурсами  (К) 1114683,8 14,97 16,31 - 19,19
1.6 Государственная  пошлина, сборы (К) 26660,2 0,36 0,39 - 0,46
1.7 Задолженность  и перерасчёты по отменённым  налогам, сборам и иным обязательным  платежам 2291,9 0,03 0,03 - -
1.8 Таможенные  пошлины и сборы 2304342,8 30,96 33,71 - 39,67
Итого прямых налогов 1024695,6 13,77 14,99 100 -
Итого косвенных налогов 5809341,1 78,04 84,98 - 100
2. Неналоговые доходы, всего, в том числе: 374388,5 5,03 100 - -
  2.1 Доходы от  внешнеэкономической деятельности (за вычетом таможенных пошлин  и сборов) 59923,5 0,8 16,01 - -
  2.2 Доходы от  использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 88220,2 1,19 23,56 - -
  2.3 Платежи при  пользовании природными ресурсами 46551,4 0,63 12,43 - -
  2.4 Доходы от  оказания платных услуг и компенсации  затрат государства 125407,1 1,68 33,5 - -
  2.5 Доходы от  продажи материальных и нематериальных  активов 6976,1 0,09 1,86 - -
  2.6 Административные  платежи и сборы 41226,2 0,55 11,01 - -
  2.7 Штрафы, санкции,  возмещение ущерба 3896,8 0,05 1,04 - -
  2.8 Прочие неналоговые  доходы 2187,2 0,03 0,58 - -
3. Безвозмездные поступления 232724,3 3,13 100 - -
4. Целевые отчисления от всероссийских государственных  лотерей 482 0,01 100 - -
 

     В таблице  видно, что основную часть доходов федерального бюджета составляют налоговые доходы (91,84% от общей суммы доходов бюджета). Неналоговые доходы составляют 5,03%, безвозмездные поступления 3,13%, целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей 0,01%.

     Среди налоговых доходов наибольшая доля приходится на  косвенные налоги (84,98% от величины налоговых доходов). Среди прямых налогов наибольшая доля приходится на налог на прибыль организаций (62,03% от суммы прямых налогов). Среди косвенных налогов на первом месте таможенные пошлины и сборы (39,67%), на втором – налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории России (25,64%), на третьем месте налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (19,19%), на четвёртом – налоги на товары, ввозимые на территорию России (15,05%). Государственная пошлина и сборы занимают малую долю в структуре косвенных налогов (0,46%).

     Среди неналоговых доходов большая  доля приходится на доходы от оказания платных услуг и компенсации  затрат государства (33,5% от общей суммы  неналоговых доходов). На втором месте  доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (23,56%). На третьем месте (16,01%) доходы от внешнеэкономической деятельности (за вычетом таможенных пошлин и сборов). На четвёртом месте платежи при пользовании природными ресурсами (12,43%). На пятом месте административные платежи и сборы (11,01%). На остальные неналоговые доходы приходится небольшая (менее 2%) доля в общей структуре неналоговых доходов.

     Согласно  Бюджетному посланию Президента введение новых налогов в ближайшей перспективе не планируется. Налоговая политика направлена на совершенствование системы контроля за уплатой налогов и на снижение налогового бремени.

     Перейдём  к анализу расходной части  бюджета. Анализ функциональной структуры  расходов бюджета РФ представлен в таблице 2.2. 

     Таблица 2. Функциональная структура расходов бюджета РФ в 2007 году

Расходы Сумма, тыс. руб. В % к общей  сумме расходов
1. Общегосударственные вопросы 1122104867,0 17,18
2. Национальная  оборона 839102587,6 12,85
3. Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 674790899,1 10,33
4. Национальная  экономика 730234035,5 11,18
5. Жилищно-коммунальное хозяйство 296241247,2 4,54
6. Охрана окружающей среды 8231415,1 0,13
7. Образование 287080421,1 4,4
8. Культура, кинематография и средства массовой информации 70772649,5 1,08
9. Здравоохранение и спорт 276678159,1 4,24
10. Социальная  политика 286410298,8 4,39
11. Межбюджетные  трансферты 1 939 742 741,7 29,7
12. Всего расходов 6531389321,7 100
 

     В таблице видно, что основная часть расходов федерального бюджета приходится на межбюджетные трансферты (29,7% от общих расходов бюджета). Это характеризует распределительный характер бюджетной политики России. Доходы субъектов федерации в виде обязательных нормативных отчислений зачисляются в федеральный бюджет, а затем перераспределяются между бюджетами субъектов федерации в зависимости от их бюджетной обеспеченности. Таким образом становится возможным формировать доходную часть дотационных бюджетов.

     На  втором месте среди расходов бюджета находятся расходы на общегосударственные вопросы (17,18%). Это связано со сложностью системы государственного управления Российской Федерации, величиной территории и неравномерностью распределения населения по территории. В результате Россия вынуждена держать огромный по численности государственный аппарат управления.

     На  третьем месте расходы на национальную оборону (12,85%). Это традиционная для  многих государств картина. Расходы  на национальную оборону занимают существенную долю в бюджетных расходах.

     На  четвёртом месте расходы на национальную экономику (11,18%). Это характеризует  положительный курс Правительства  РФ на развитие национальной экономики.

     Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность на пятом месте (10,33%). Это связано с тем, что переходный период в экономике обостряет внутренние проблемы безопасности страны, что выражается в высоком уровне преступности.

     В таблице 2. представлена экономическая структура расходов бюджета РФ в 2007 году в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета. 

     Таблица 3. Экономическая структура расходов бюджета РФ в 2007 году

Расходы Сумма, тыс. руб. В % к общей  сумме расходов
1. Текущие расходы 4441344739 68
2. Капитальные расходы 2090044583 32
  Всего расходов 6531389322 100

Информация о работе Финансовая система РФ: особенности и структура управления