Финансовая система РФ: особенности и структура управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотрение особенности и структуры управление финансами в РФ.

В задачи данной работы входит:

•характеристика экономической сущности финансов и выявление закономерностей их функционирования на современном этапе развития общества;
•характеристика основных звеньев финансовой системы Российской Федерации;
•выявление основных направлений финансовой деятельности государства;
•анализ основных экономических показателей уровня благосостояния российского населения: ситуации на рынке труда, динамики доходов и уровня реальных доходов экономически активного населения России;
•рассмотрение и анализ бюджета за 2007 год и его особенности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3



1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ…………..5
1.Финансы как целостная экономическая категория……………….5
2.Основные звенья финансовой системы Российской Федерации…6


2.СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ…………………..13
1.Характеристика финансовой системы РФ………………………..13
2.Анализ финансовой деятельности государства………………….16
3.Перспективы финансового благосостояния населения России…22


3.АНАЛИЗ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2007Г….28
1.Анализ доходов и расходов бюджета РФ на 2007 год…………28
2.Анализ сбалансированности и соответствия бюджетного планирования задачам и приоритетам бюджетной политики………33
3.Сравнение опыта работы органов управления финансами РФ и за рубежом…………………………………………………………………..37


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………………41


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...43

Работа содержит 1 файл

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В РФ .doc

— 250.00 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3 

   
  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ…………..5
    1. Финансы как целостная экономическая категория……………….5
    2. Основные звенья финансовой системы Российской Федерации…6
 
  1. СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ…………………..13
    1. Характеристика финансовой системы РФ………………………..13
    2. Анализ финансовой деятельности государства………………….16
    3. Перспективы финансового благосостояния населения России…22
 
  1. АНАЛИЗ  БЮДЖЕТА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2007Г….28
    1. Анализ доходов и расходов бюджета РФ на 2007 год…………28
    2. Анализ сбалансированности и соответствия бюджетного планирования задачам и приоритетам бюджетной политики………33
    3. Сравнение опыта работы органов управления финансами РФ и за рубежом…………………………………………………………………..37
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………………41 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...43  

 

ВВЕДЕНИЕ 

       Рыночная  экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально

ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы.

       Фина́нсы (от лат. financia — наличность, доход) —  совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств1.

       Регулируя и направляя потоки денежных средств  для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды  общества, государство перераспределяет стоимость валового национального продукта, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям хозяйствования.

       Между тем, отечественными и иностранными финансистами как в устных выступлениях, так и в научных статьях  неоднократно отмечалась неэффективность бюджетно-финансовой системы России. Неэффективность проявляется, в частности, в неспособности органов власти всех уровней обеспечивать население гарантированными государством благами, а бюджетные учреждения — полноценным финансированием (причем вне зависимости от невыполнения или перевыполнения доходной части бюджета), в неспособности обслуживать собственные заимствования, в стремительном приросте объемов кредиторской задолженности, в непрозрачности и неполной подконтрольности финансовых операций депутатскому корпусу и обществу в целом. Эти и другие негативные черты бюджетно-финансовой системы страны связаны, в частности, с тем, что данная сфера общественных отношений до сих пор практически не подверглась реформам, а основные принципы ее функционирования оставались прежними, командно-административными.

       Таким образом, актуальность исследования проблем  функционирования финансовой системы  Российской Федерации обусловлена  прежде всего ценностью для общества самих финансовых отношений. Кроме того, все происходящее в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого.

       Цель  данной работы рассмотрение особенности  и структуры управление финансами  в РФ.

       В задачи данной работы входит:

  • характеристика экономической сущности финансов и выявление закономерностей их функционирования на современном этапе развития общества;
  • характеристика основных звеньев финансовой системы Российской Федерации;
  • выявление основных направлений финансовой деятельности государства;
  • анализ основных экономических показателей уровня благосостояния российского населения: ситуации на рынке труда, динамики доходов и уровня реальных доходов экономически активного населения России;
  • рассмотрение и анализ бюджета за 2007 год и его особенности.

       Объектом  исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе управления финансами.

Предметом работы является финансовая система, ее структура и управление в РФ.

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
 
    1. Финансы как целостная экономическая категория
 

       Финансы — это экономический инструмент, регулирующий производство и распределение  товаров через рынок ресурсов и рынок продуктов2. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы и низовому звену — предприятиям (организациям), и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством.

       В настоящее время во всем мире, независимо от политического устройства и уровня экономического развития того или иного государства, финансы вступили в очередной период своего развития, связанный с многозвенностью финансовых систем, высокой степенью их воздействия на экономику и большим разнообразием финансовых отношений. Наряду с традиционными государственными финансами значительное развитие получили местные финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды, финансы государственных предприятий. Возникли совершенно новые сферы финансовых отношений — такие, например, как финансы межгосударственных сообществ. Например, межгосударственные фонды денежных средств, используемые для финансирования сельского хозяйства, преодоления негативных последствий интеграционных процессов и т.п., были созданы в рамках Европейского сообщества.

       Финансовые  отношения, таким образом, порождаются  общественными потребностями, а  не деятельностью государства, которое  само, по выражению К.Маркса, «есть  продукт общества на известной ступени  развития». Именно общественные условия, а не деятельность государства служат основой существования финансов.

       Местом  возникновения финансовых отношений  является вторая стадия воспроизводственного процесса, где происходит распределение  стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам  хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. На первой, второй и третьей стадии кругооборота средств происходят акты купли-продажи в процессе воспроизводства, средства лишь меняют свою форму с денежной на товарную, и обратно. Следовательно, в обмене нет места финансам. Финансы возникают лишь тогда, когда происходит распределение стоимости произведенного продукта. Поэтому важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

       Распределительные отношения — часть экономических  отношений в обществе. И финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое  общественное назначение — формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости.  

    1. Основные  звенья финансовой системы Российской Федерации
 

       Финансы любого государства составляют целостную  систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов3. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать:

       а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию  и использованию соответствующих  денежных фондов;

       б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

       Совокупность  финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование  фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку4.

       Так, в частности, финансовую систему  Российской Федерации составляют следующие  фонды денежных средств и соответствующие  им правовые институты:

       1. Бюджетная система, состоящая  из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.

       2. Государственные внебюджетные фонды  (регулированию которых посвящена  непосредственно глава 17 БК РФ. Так, согласно ст. 144 БК, государственными  внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.)

       3. Фонды, консолидированные в бюджете.

       4. Внебюджетные децентрализованные  фонды.

       5. Фонды страхования.

       6. Государственный кредит.

       7. Финансы хозяйствующих субъектов  (ресурсовые фонды).

       8. Финансы населения.

       Все перечисленные финансовые институты  можно разбить на две подсистемы. Это — общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне, а также финансы населения.

       Главным звеном финансовой системы государства  является государственный бюджет, который  представляет собой форму образования  и использования централизованного  фонда денежных средств для обеспечения  функций органов государственной власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации в качестве закона.

       Через госбюджет государство концентрирует  у себя значительную долю национального  дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

       Важная  роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). Финансирование предприятий и учреждений социально-культурного направления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, повышать уровень их социального обеспечения, осуществлять социальную защиту.

       Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия  имеют не только социальное, но и  экономическое значение, так как  представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.

       Одним из звеньев общегосударственных  финансов являются внебюджетные фонды  — средства федерального правительства  и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет5.

       Формирование  внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика  ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

Информация о работе Финансовая система РФ: особенности и структура управления