Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 17:22, курсовая работа
Цель данной работы рассмотрение особенности и структуры управление финансами в РФ.
В задачи данной работы входит:
•характеристика экономической сущности финансов и выявление закономерностей их функционирования на современном этапе развития общества;
•характеристика основных звеньев финансовой системы Российской Федерации;
•выявление основных направлений финансовой деятельности государства;
•анализ основных экономических показателей уровня благосостояния российского населения: ситуации на рынке труда, динамики доходов и уровня реальных доходов экономически активного населения России;
•рассмотрение и анализ бюджета за 2007 год и его особенности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ…………..5
1.Финансы как целостная экономическая категория……………….5
2.Основные звенья финансовой системы Российской Федерации…6
2.СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ…………………..13
1.Характеристика финансовой системы РФ………………………..13
2.Анализ финансовой деятельности государства………………….16
3.Перспективы финансового благосостояния населения России…22
3.АНАЛИЗ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2007Г….28
1.Анализ доходов и расходов бюджета РФ на 2007 год…………28
2.Анализ сбалансированности и соответствия бюджетного планирования задачам и приоритетам бюджетной политики………33
3.Сравнение опыта работы органов управления финансами РФ и за рубежом…………………………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...43
Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.
Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой — дает возможность расходовать эти средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.
Стоит напомнить, что до 1990 г. страхование в России было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и только государство могло давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели. В связи с развитием рыночных отношений в нашей стране появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле6. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями.
Среди
звеньев финансово-кредитной
Задачей фондового рынка является обеспечение процесса перетекания капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок, как и кредитное звено, служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Но его отличительной особенностью является то, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.
Наконец,
финансы хозяйствующих
Состав финансовой системы показывает, что в ее формировании в условиях развития рыночной экономики стал использоваться зарубежный опыт.
Финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения. В целом финансовая система представлена на рис 1.
Схема финансовой системы
Рис. 1
Финансовая система характеризуется не только составом входящих в нее частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), связывающими главных агентов финансовых отношений. Такими агентами следует считать государственный бюджет, предприятия и предпринимательские структуры, домашние хозяйства. Кроме того, финансовые потоки связывают этих агентов с кредитной системой и с иностранными государствами в лице их правительств, фирм, фондов, банков. В результате возникает система взаимных финансовых связей и потоков, в упрощенном виде изображенная на рисунке 2.
Схема финансовых связей в экономике
Рис. 2
Представительные
связи и финансовые отношения: “государство-предприятие”
(ГП), “предприятие-государство” (ПГ),
“государство-государство” (ГГ), “предприятие-население”
(ПН), “население-государство” (НГ), “население-предприятие”
(НП), “предприятие-предприятие” (ПП),
“население-население” (НН), “государство-население”
(ГН). Связь “государство-государство”
характеризует перераспределение, переток
денежных средств из одних каналов государственного
бюджета в другие. Связь “предприятие-предприятие”
отражает финансовые потоки между предприятиями,
а связь “население-население” определяет
движение денежных средств между отдельными
группами населения.
Финансовая система - это совокупность подразделений и звеньев распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение7.
Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными экономическими (хозяйствующими) субъектами. Поэтому в совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:
Финансовая система в её широком понимании включает также и кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны).
Краткую
характеристику и роль отдельных
структурных подразделений
Общегосударственные финансы включают бюджетную систему (государственный бюджет), государственные внебюджетные целевые фонды, государственный кредит, государственный фонд страхования8.
Бюджетная система России - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации совокупность бюджетов (федерального, региональных и местных) и внебюджетных фондов. В бюджетную систему входят государственный кредит, государственный фонд страхования.
Государственный бюджет Российской Федерации - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных, в первую очередь, через систему налогообложения. Государственный бюджет РФ объединяет федеральный бюджет, территориальные бюджеты (бюджеты субъектов РФ) и местные бюджеты.
Следующим звеном общегосударственных финансов являются государственные внебюджетные целевые фонды. При переходе к рыночным условиям хозяйствования были образованы следующие внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Эти фонды являются федеральной собственностью, но действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы. Внебюджетные фонды имеют целевое назначение - финансирование социальных услуг, предоставляемых населению.
Наряду
с государственными внебюджетными
фондами социального назначения
создаются фонды экономического
назначения, за счет которых обеспечиваются
потребности государства в
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства. Государственный кредит - это также внешние займы государства, когда государство берет кредит у зарубежных государств для покрытия дефицита бюджета.
Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует проведению мероприятий по их предупреждению.
Более подробно вопросы формирования и использования государственного бюджета, внебюджетных фондов и целевых фондов денежных средств будут рассмотрены в соответствующих темах курса.
Финансы предприятий являются одним из важных звеньев финансовой системы Российской Федерации. Они функционируют в производственной и непроизводственной сферах экономики.
Предприятия производственной сферы в условиях рыночной экономики осуществляют свою деятельность на основе полного хозяйственного (коммерческого) расчета.
Хозяйственный (коммерческий) расчет производственных предприятий основан на трех принципах: финансовой самостоятельности, рентабельности, самофинансирования за счет полученной прибыли.
Финансы предприятий являются не просто одним из составных звеньев финансовой системы, а практически являются одним из основных звеньев финансовой системы Российской Федерации, занимая в ней определяющее положение. В этом звене финансовой системы формируются финансовые потоки, создаются валовой внутренний продукт и национальный доход, который в дальнейшем подлежит перераспределению через налоговую и бюджетную системы, производственные и социальные сферы. Особенности финансов отдельных предприятий зависят от формы собственности и организационно-правовой формы.
Однако не все предприятия (организации) строят свою работу на принципах коммерческого расчета. Гражданский кодекс РФ разграничивает юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. Во внимание принимается основная цель. В качестве критерия такого разграничения служит также порядок использования полученной прибыли.
Таким образом, в сфере финансов предприятий выделяют следующие звенья финансовой системы9:
Основой
организации финансов предприятий
всех форм собственности является наличие
финансовых ресурсов в размерах, необходимых
для хозяйственной и
Кредитно-банковская система - это совокупность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитные отношения.
Объективная
необходимость существования
2.2.
Анализ финансовой
Деятельность
государства в области
1) распределительной, которая на государственном уровне связана с:
• межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах большей эффективности и рационального использования национального дохода;
• наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (обучение, социальное страхование, здравоохранение);
• перераспределением доходов между различными социальными группами населения (малоимущие, многодетные и т.д.).
Информация о работе Финансовая система РФ: особенности и структура управления