Финансовая система Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Исторически финансы были связаны с деятельностью государства. Они сложились, как государственные финансы, в виде образования и использования государственной казны. Это положение не только сохранилось, но и получило дальнейшее развитие. В современных условиях государство организует финансовую систему и использует её для управления народным хозяйством страны.

Содержание

Введение 1

Глава 1.Предпосылки возникновения финансов 6
Сущность финансов 6
Функции финансов 14

Глава 2.Финансовая система и ее структура 17

Глава 3.Финансовая система Республики Казахстан 27
Банковская система РК 27
Экономическая сущность бюджета и бюджетное устройство 30
Состав доходов и расходов государственного бюджета 35
Налоговая система 40

Заключение 42

Список использованной литературы 46

Работа содержит 1 файл

Курсовая по финансам.docx

— 109.58 Кб (Скачать)

4) денежные  выплаты физическим лицам - затраты,  связанные с платежами физическим  лицам в денежной форме в  соответствии с законодательными  актами РК, кроме денежных выплат  работникам за труд;

     5) иные виды затрат на выполнение  обязательств государства. 

     Операционное  сальдо - разница между доходами и затратами бюджета.

     Чистое  бюджетное кредитование - разница  между бюджетными кредитами и  их погашением.

     В зависимости от срока предоставления бюджетные кредиты подразделяются на следующие виды: краткосрочные - до 1 года;

                                                   37

     среднесрочные - от 1 года до 5 лет; долгосрочные - от 5 до 30 лет.

     Cальдо  по операциям с финансовыми  активами - разница между суммами  приобретения финансовых активов  и поступлений от продажи финансовых  активов государства. 

     Динамика  доходов государственного бюджета  за 2005 - 2007 годы.

Показатели Млрд

тенге

% К ввп в % Млрд

тенге

% В Ввп % Млрд тенге % К Ввп %
 
Всего
2098.5 100 27.7 2338.0 100 22.9 2.287 100 22.7
Налоговые поступление в т.ч В 1998.3 95.2 26.3 2209.1 94.5 21.6 2356.0 81.6 18.5
 
КПН
834.3 39.8 11.0 776.6 33.2 7.6 758.3 26.3 6.0
 
НПН
122.9 5.9 1.6 165.0 7.1 1.6 221.0 7.7 1.7
Соц.налог 197.3 9.4 2.6 236.6 10.1 2.3 295.7 10.2 2.3
НДС 343.9 16.4 4.5 489.6 21.0 4.8 6293 21.8 5.0
Акцизы  
33.4
1.6 0.4 47.4 2.0 0.5 58.7 2.0 0.5
Неналоговые поступления 66.0 3.2 0.9 54.8 2.3 0.6 181.1 6.2 1.1
Пост.от продажи осн.капитала 34.2 1.6 0.5 71.1 3.2 0.7 92.7 3.2 0.7
Трансферы ____ ____ ____ ____ ____ ___ 2580 9.0 2.1

     Анализ  данных таблиц показывает, что значительный рост доходов государственного бюджета  наблюдается в республике в 2005 году и составил 2098,5 млрд. тенге. Это было обусловлено ростом нефтедоходов, в  частности корпоративного подоходного  налога. За год поступления в бюджет от корпоративного подоходного налога выросли в 2,2 раза составив 834,3 млрд. тенге, или 39,8 % доходов бюджета.

                                                 38

     В 2006 году было принято решение о  том, что все нефтедоходы должны поступать в Национальный фонд РК, а с Нацфонда предусмотреть трансферты в республиканский бюджет. В результате использования этого механизма  в 2006-2007 году в определенной степени  уменьшились поступления в бюджет от корпоративного подоходного налога.

     В целом за анализируемый период доходы государственного бюджета в основном формируются за счет налоговых поступлений, удельный вес их в общем объеме доходов в среднем составляет более 90 %. При этом значительное налоговое  поступление обеспечивается за счет корпоративного подоходного налога и налога на добавленную стоимость. С 2006 года увеличение поступления НДС  связано с ростом объемов импорта. Сегодня более 70 % суммы поступления  НДС в бюджет составляют товары, импортируемые на территорию РК.

     В 2007 году расходы бюджета по сравнению  с 2006 годом увеличены в 1,4 раза и  составили в сумме 3113,5 млрд. тенге. В республике в последние годы определенные средства бюджета были направлены на поддержку реального  сектора экономики. В 2004 году общая  сумма бюджетных средств на реальный сектор составила 256,6 млрд. тенге, а  в 2007 году - 653,3 млрд. тенге и увеличилась  по сравнению с 2004 годом в 2,6 раза. При этом затраты бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство возросли в 3 раза, на развитие промышленности, архитектурной и  строительной деятельности - 6,5 раза.

     Социальные  затраты государственного бюджета  за 2007 год составили 1379,4 млрд. тенге  и по сравнению с 2004 годом увеличились  в 2,2 раза. При этом на образование  затраты возросли в 2,4 раза, здравоохранение - 2,3 раза, социальную помощь и обеспечение - 1,9 раза.  
 
 
 

                                                   39

     1.4 Налоговая система

     Налоги - это обязательные платежи, устанавливаемые  государством и взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.

     Экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть  экономических отношений по изъятию  определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций  и задач. Налоговая система включает в свой состав государственную налоговую  службу, которая представлена в Казахстане уполномоченным государственным органом - Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан, межрегиональными налоговыми комитетами, налоговыми комитетами по областям, межрайонными налоговыми комитетами, налоговыми комитетами по районам, городам и районам в  городах. В случае создания специальных  экономических зон могут быть образованы налоговые комитеты на территории этих зон.

     Налоговая служба осуществляет контроль за исполнением  законов республики о налогах  и других обязательных платежах в  бюджет с учетом затрат цен и тарифов.

     Корпоративный подоходный налог. Данный вид налога занимает значительное место в поступлениях государственного бюджета Казахстана - около 31%. Механизм обложения корпоративным  подоходным налогом определяет порядок  исчисления, уплаты, условия взимания, льготы и санкции, сроки уплаты налога юридическими лицами.

     В основных чертах этот механизм, согласно законодательству Республики Казахстан, сводится к следующему. К плательщикам корпоративного подоходного налога относятся юридические лица - резиденты  Республики Казахстан, за исключением  Национального банка Республики Казахстан и государственных  учреждений, а также юридические  

                                                      40

лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан 

через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в Республике Казахстан.

     Организационно-управленческая деятельность в области налогообложения  осуществляется органами налоговой  службы. В соответствии с Налоговым  кодексом Республики Казахстан органы налоговой службы состоят из уполномоченного  государственного органа и налоговых  органов.

     Уполномоченный  государственный орган - это центральный  исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий от имени государства  и в его интересах налоговую  деятельность, главным образом, в  части сбора окладных налогов, осуществления  налогового контроля за исполнением  налоговых обязательств перед государством и принятия мер по обеспечению  исполнения этих обязательств налогоплательщиками. Уполномоченный орган осуществляет руководство органами налоговой  службы республики,

     Уполномоченным  органом является Налоговый комитет  Министерства финансов Республики Казахстан, который выступает в качестве самостоятельного ведомства, осуществляющий в пределах своей компетенции  реализационные и контрольно-надзорные  функции в сфере обеспечения  поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты  и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов и  социальных отчислений в Государственный  фонд социального страхования.

     К налоговым органам относятся  налоговые комитеты по областям, городам  Астана и Алматы, межрайонные налоговые  комитеты, налоговые комитеты по городам  и районам в городах. 

                                                        41 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Финансовая  система является системой интеграционного типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно : финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому выступают элементом системы этих отношений, с другой — представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, финансовых планов (прогнозов), сметного финансирования, финансовых показателей и др.

     Помимо  функционального критерия классификации  финансовой системы применяется классификация по признаку субъектов финансов (участвующих в финансовых отношениях), что позволяет разграничить финансовую систему по звеньям.Звенья как соподчиненный ряд классификации содержат элементы высшего разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий аппарат. Такое свойство систематизации придает финансовой системе интеграционный характер.

     В рыночных отношениях функционирование экономики товарно-денежные отношения  регулируются государством в гораздо  меньшей степени. Основные регуляторы — спрос и предложение товаров, работ, услуг. Вне товарных отношений финансы существовать не могут. Только при обмене произведенных товаров, услуг, их реализации за определенный денежный эквивалент у товаропроизводителей образуется денежная выручка. Из выручки от реализации продукции, работ, услуг должны быть выделены соответствующие фонды денежных средств, которые направляются на возмещение израсходованных средств производства, оплату труда.

                                              42

     А стоимость прибавочного продукта должна быть распределена на части,удовлетворяющие экономическим интересам всех участников общественного производства, воспроизводственной сферы, нетрудоспособных членов общества, для создания страховых фондов и ресурсов.

     Для осуществления переориентации экономики  необходимы крупные финансовые вложения, поэтому важными проблемами являются изыскание источников структурных  преобразований, определение соотношения  между средствами государства в  виде бюджетных ассигнований и собственными средствами предприятий.Государственный  бюджет в качестве инструмента управления экономикой оказывает интегрированное воздействие на общественное производство как фин.документ, как экономический рычаг; и как стимул.Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы. В нем находят взаимосвязь различные виды доходов, расходов и государственные займы. Доходная часть содержит перечень поступающих средств, а расходная - объединяет все виды производимых займов. Т.е. госбюджет - это экономическая категория, которая выражает производственные отношения в денежной форме, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта.

     Государственный бюджет является инструментом осуществления  государственной политики и основным источником денежных средств для реализации намеченных программ. Формирование доходной части имеет в настоящее время немало проблем, поэтому частые корректировки налогового законодательства, усугубляющие положение предприятий, негативным образом влияют на процесс производства, а значит, на состояние госбюджета.

                                                    43

     Важным  вопросом при составлении госбюджета являются направления 

расходования  бюджетных средств, связанные с  проведением финансово-бюджетной  политики.

     На  уровне микроэкономики структуру финансовой системы составляют первичные финансы - на предприятиях и в домашних хозяйствах. Их финансовая деятельность включает два момента: образование денежных средств (что происходит посредством начального распределения доходов) и расходование таких средств. Доходы и расходы балансируются (уравновешиваются) следующим образом. На предприятиях состояние финансов отражается в счете прибылей и убытков (затрат). В домашнем хозяйстве полученные доходы (от использования факторов производства) сопоставляются с расходами (затратами на текущее потребление и сбережения).

Информация о работе Финансовая система Республики Казахстан