Финансовая система Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Исторически финансы были связаны с деятельностью государства. Они сложились, как государственные финансы, в виде образования и использования государственной казны. Это положение не только сохранилось, но и получило дальнейшее развитие. В современных условиях государство организует финансовую систему и использует её для управления народным хозяйством страны.

Содержание

Введение 1

Глава 1.Предпосылки возникновения финансов 6
Сущность финансов 6
Функции финансов 14

Глава 2.Финансовая система и ее структура 17

Глава 3.Финансовая система Республики Казахстан 27
Банковская система РК 27
Экономическая сущность бюджета и бюджетное устройство 30
Состав доходов и расходов государственного бюджета 35
Налоговая система 40

Заключение 42

Список использованной литературы 46

Работа содержит 1 файл

Курсовая по финансам.docx

— 109.58 Кб (Скачать)

     Общегосударственные финансы органически связаны  с финансами предприятий. С одной  стороны, главным источником доходов  бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального 

                                                  22

     производства.

     С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства  осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами — заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

     Взаимосвязь и взаимозависимость составных  звеньев финансовой системы обусловлены  единой сущностью финансов.

     Через финансовую систему государство  воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя  для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

     Государственный бюджет — главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму  образования и использования  централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций  органов государственной власти.

     В условиях перехода на рыночные отношения  государственный бюджет сохраняет  свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного  режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью  экономических методов,

                                                      23

     позволяющих перейти к финансовому регулированию  экономики.

     Формирование  внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика  ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды  включаются в состав себестоимости  и установлены в процентах  к фонду оплаты труда.

     Обособленное  функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать  важнейшие социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджета  расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной  власти. Это, с одной стороны, облегчает  их использование; с другой — дает возможность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в  целях усиления контроля за расходованием  средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых  из них в бюджете с сохранением  целевой направленности их расходов.

     Государственный кредит отражает кредитные отношения  по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств  предприятий, организаций и населения  на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

     Кредитором  выступают физические и юридические  лица, заемщиком — государство  в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство  привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных  ценных бумаг. Данная форма кредита  позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы  на покрытие бюджетного дефицита без  осуществления для этих Целей  эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного  обращения в стране.                       

                                             24

       В условиях инфляции государственные  займы временно уменьшают у  населения платежеспособный спрос.  Из обращения изымается избыточная  денежная масса, т.е. происходит  отток денег из обращения на  заранее оговоренный срок.

     Необходимость использования государственного кредита  обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных  доходов. Мобилизуемые временно свободные  средства населения и юридических  лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном  уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских  и сельских районов, строительство  объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения.

     В зависимости от заемщика государственные  займы делятся на размещаемые  центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный  кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока привлечения средств  займы делятся на краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).

     Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие  дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга  страны.

     Государственный долг — это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок. 

                                             25

     Государственный внешний долг — это задолженность  по непогашенным внешним займам и  невыплаченным по ним процентам.

     В финансовую систему Казахстана входят такие ветви как:

     - Банковская система РК 

     - Бюджетная система Казахстана 

     - Налоговая система. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 26 
Глава 3. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

    1. Банковская система РК.

После получения суверенитета в декабре 1990 года Казахстан сразу же приступил  к созданию собственной банковской системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. В январе 1991 года был принят Закон « О банках и банковской деятельности в Казахской ССР», что  явилось по существу началом банковской реформы и создания двухуровневой  банковской системы в стране. Республиканский  государственный банк был преобразован в Национальный банк Республики Казахстан.

Национальный  Банк Республики Казахстан -является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан. Все иные банки представляют собой нижний (второй) уровень банковской системы за исключением Банка Развития Казахстана, имеющего особый правовой статус. Национальный Банк представляет, в пределах своей компетенции, интересы Республики Казахстан в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях. 14 апреля 1993г. был принят Закон «О банках в Республике Казахстан». В настоящее время действует Закон Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» от 30 марта 1995 года № 2155.

     Организационная структура Национального банка  состоит из центрального аппарата, совета директоров, правления, представительства  в Москве, 16 территориальных филиалов, центра кассовых операций и хранения ценностей, а также 10 организаций  и дочерних предприятий. В их состав входят: Казахстанский центр межбанковских  расчетов НБК, Банковское сервисное  бюро, Казахстанский монетный двор НБК, Банкнотная

                                                      27 
 

     фабрика НБК,

     Казахстанский фонд гарантирования депозитов, Казахстанский  Актуарный центр, Фонд гарантирования страховых выплат, Накопительный  пенсионный фонд «ГНПФ», Резервный  центр НБК «Q-BRO», Магистратура по программе MBA.

     Высшим  органом управления Нацбанка является Правление, возглавляемое председателем  Нацбанка. Правление состоит из 9 человек в составе председателя, 4 должностных лиц Нацбанка, председателя Агентства РК по регулированию и  надзору финансового рынка и  финансовых организаций, одного представителя  Президента и двух представителей от правительства. Члены Правления  утверждаются Президентом РК.

     Основной  целью Национального Банка является обеспечение стабильности цен в  Республике Казахстан. Для реализации основной цели на Национальный Банк возлагаются  следующие задачи:

     - разработка и проведение денежно-кредитной  политики государства 

     - обеспечение функционирования платежных  систем 

     - осуществление валютного регулирования  и валютного контроля 

     - содействие обеспечению стабильности  финансовой системы.

     Национальный  Банк в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие  основные функции:

     - проведение государственной денежно-кредитной  политики в Республике Казахстан;

     - осуществление эмиссии банкнот  и монет на территории Республики  Казахстан;

     - осуществление функции банка  банков;

     - осуществление функции банка,  финансового советника, агента  Правительства Республики Казахстан  и иных услуг для Правительства  и других государственных органов  по соглашению с ними; 

                                                     28

     - организация функционирования платежных  систем;

     - осуществление валютного регулирования  и валютного контроля в Республике  Казахстан;

     - управление золотовалютными активами  Национального Банка;

     - осуществление контроля и надзора  за деятельностью финансовых  организаций, а также регулирование  их деятельности по вопросам, отнесенным к компетенции Национального  Банка и др.

     - осуществление доверительного управления  Национальным фондом Республики  Казахстан.

     Национальный  банк - единственный государственный  орган, обладающий эмиссионным правом выпуска банкнот в стране, единственного  законного платежного средства. Нацбанк  устанавливает порядок определения  обменного курса валюты РК к денежным единицам иностранных государств.

     В настоящий момент структура коммерческих банков в РК представлена 36 банками.

Таблица 1. Основные показатели финансовой системы Республики Казахстан по состоянию на 1 марта 2009 года, млрд. тенге

Наименование Банковский  сектор Накопитель-ные  пенсионные фонды Страховой сектор Небанковские  организации
Совокупные  активы 13 373,2 69,1 293,9 212,7
Совокупные  обязательства 11 993,7 12,9 123,7 164,0
Собственный капитал 1 379,5 59,2 170,2 48,7
 

Банковская система  – наиболее динамично развивающийся  сектор экономики Казахстана.

                                                          29

Информация о работе Финансовая система Республики Казахстан