Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:04, курсовая работа
Исторически финансы были связаны с деятельностью государства. Они сложились, как государственные финансы, в виде образования и использования государственной казны. Это положение не только сохранилось, но и получило дальнейшее развитие. В современных условиях государство организует финансовую систему и использует её для управления народным хозяйством страны.
Введение 1
Глава 1.Предпосылки возникновения финансов 6
Сущность финансов 6
Функции финансов 14
Глава 2.Финансовая система и ее структура 17
Глава 3.Финансовая система Республики Казахстан 27
Банковская система РК 27
Экономическая сущность бюджета и бюджетное устройство 30
Состав доходов и расходов государственного бюджета 35
Налоговая система 40
Заключение 42
Список использованной литературы 46
По
уровню проникновения в экономику
(около 90% ВВП) сопоставима с показателями
стран Евросоюза. Основные качественные
показатели (достаточность капитала
и ликвидность) в целом по банковской
системе, с учетом ситуации на международных
рынках капитала, достаточны [6]. По состоянию
на 1 марта 2009 года банковский сектор Республики
Казахстан представлен 37 банками
второго уровня.Совокупные активы банков
по состоянию на 1 марта 2009 года составили
13 373,2 млрд. тенге, увеличившись за месяц
на 1 450,6 млрд. тенге или 12,2%. Значительное
увеличение активов обусловлено
переоценкой активов
Ссудный портфель банков (с учетом межбанковских займов) по состоянию на 1 марта 2009 года составил 10 243,7 млрд. тенге, увеличившись за февраль на 1 126,7 млрд. тенге или на 12,4%. При этом, займы нерезидентам РК на 1 марта текущего года составили 1 887,6 млрд. тенге или 18,4% от ссудного портфеля (на 1 марта 2008 г. данный показатель составлял 1 424,1 млрд. тенге или 16,1%). По состоянию на 1 марта 2009 года, займы выданные в иностранной валюте составили 58,8% от совокупного судного портфеля.
В структуре кредитного портфеля банков по состоянию на 1 марта 2009 года доля стандартных кредитов составила 37,6%, сомнительных – 55,2%, безнадежных – 7,2%. (По состоянию на 1 марта 2008 года доля стандартных кредитов составляла 41,9%, сомнительных – 56,2%, безнадежных – 1,9%). Сумма кредитов, относящихся к сомнительным займам 5 категории и безнадежным (с учетом провизий по однородным кредитам) 1 составила
1 234,4 млрд. тенге или 12,1% от совокупного ссудного портфеля (на 1 марта 2008 г. – 354,5 млрд. тенге или 4,0%).
Займы, по которым имеется просроченная задолженность по платежам свыше 90 дней на 1 марта текущего года составили 656,4 млрд. тенге или 6,4% от ссудного портфеля банков (на 1.01.2009 г. – 476,3 млрд. тенге или 5,2%).
Объем провизий по займам по состоянию на 01 марта 2009 г. составил 1 499,5 млрд. тенге или 14,6% от кредитного портфеля, за отчетный месяц, увеличившись на 413,9 млрд. тенге или 38,1%. Провизии увеличились, в связи с доформированием провизий против займов выданных в иностранной валюте (переоценка в связи девальвацией тенге в феврале 2009 года), а также значительным доформированием провизий одним банком, по итогам проведения инспекторской проверки.
Рисунок 3. Динамика кредитного портфеля банков с 01.01.08 по 01.03.09
1.2 Экономическая сущность бюджета и бюджетное устройство.
Как
экономическая категория
Государственный
бюджет как экономическая категория
выполняет функции - распределительную
и контрольную. Бюджет воздействует
на экономику через бюджетный
механизм. Бюджетный механизм - это
совокупность форм и методов образования
и использования
Регулирование
экономики осуществляется путем
установления количественных размеров
централизованного фонда
Бюджетное устройство - это принципы построения бюджетной системы, организационные формы взаимосвязи ее звеньев.
В состав бюджетной системы Республики Казахстан входят: республиканский бюджет и местные бюджеты, которые в свою очередь подразделяются на областные, бюджеты городов и районов.
Государственный
бюджет представляет собой свод республиканского
и местных бюджетов без учета
взаимопогашающих операций между ними.
В Бюджетном кодексе РК государственный
бюджет представлен понятием консолидированный
бюджет - бюджет, который состоит
из республиканского бюджета, бюджета
области, бюджетов города республиканского
значения,
32
столицы, поступлений в бюджет, направляемых в Национальный фонд РК.
17 декабря
1991 года был подписан первый
Закон «О бюджетной системе»,
который определил бюджетное
устройство Казахстана. Второй Закон
был подписан 24 декабря 1996 года
вследствие принятия
В апреле 1999 года принят третий Закон «О бюджетной системе». Произведено разделение доходной части между республиканским и местными бюджетами по видам поступлений, разграничены государственные функции. Важным шагом в реформировании бюджетного процесса стала реорганизация Агентства по стратегическому планированию, Министерства экономики и торговли, Министерства государственных доходов, Министерства экономики и бюджетного планирования и Министерства финансов в 2002 году. Тем самым были разделены функции планирования и исполнения бюджета, а процессы стратегического, экономического и бюджетного планирования были консолидированы.
С 2005 года вступил в действие Бюджетный кодекс - единый закон, регламентирующий все финансовые процедуры, начиная от формирования бюджета и заканчивая его исполнением и контролем. В Бюджетном кодексе заложены новые принципы бюджетной системы, коренным образом пересмотрены ранее существовавшие принципы бюджетного планирования.
Введена
вертикальная схема внутреннего
контроля республиканского и местных
бюджетов: внутренний контроль проводит
Комитет финансового контроля Минфина.
Функции внешнего контроля остаются
за Счетным комитетом и
33
В
целях эффективной реализации
поставленных задач Нацфонда
разработан метод
Бюджетная
система основывается на принципах
единства, полноты, реальности, гласности.
В Бюджетном кодексе РК к этим
общепринятым принципам добавлены
принципы транспарентности, последовательности,
эффективности и
Рассмотрение проекта республиканского бюджета осуществляется Республиканской бюджетной комиссией и определяется на предстоящий финансовый год не позднее 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому году.
Проект закона о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год вносится Правительством РК в Парламент РК не позднее 1 сентября. Утверждение республиканского бюджета происходит на совместном заседании палат Парламента РК не позднее 1 декабря текущего года.
Исполнение бюджета начинается 1 января и завершается 31 декабря текущего финансового года.
Правительство РК обеспечивает исполнение республиканского бюджета. Местные исполнительные органы обеспечивают исполнение местных бюджетов.
Закон
РК « О республиканском бюджете
на 2008 год» был принят 6 декабря 2007 года.
34
1.3 Состав доходов и расходов государственного бюджета.
Функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения.
Обе категории имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.
Состав
и структура доходов и расходов
зависят от направлений осуществления
бюджетной и налоговой политики
государства, осуществляемых в конкретных
социально-экономических и
При
этом государство использует приемлемые
в определенных условиях формы и
методы формирования доходов и осуществления
расходов. Состав и структура доходов
государственного бюджета Республики
Казахстан определяются действующей
системой налоговых платежей и поступлениями
неналоговых средств.Структура
1)доходы:
- налоговые поступления;
- неналоговые поступления;
-
поступления от продажи
- поступления трансфертов;
2)затраты;
35
3)операционное сальдо;
4)чистое бюджетное кредитование:
- бюджетные кредиты;
- погашение бюджетных кредитов;
5)сальдо по операциям с финансовыми активами:
-
приобретение финансовых
-
поступления от продажи
6)дефицит (профицит) бюджет;
7)финансирование дефицита (использование профицита) бюджета:
- поступление займов;
- погашение займов;
- движение остатков бюджетных средств.
Доходами бюджета являются налоговые и другие обязательные платежи, трансферты, денежные средства, передаваемые государству на безвозмездной и безвозвратной основах.
Налоговые поступления - налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан.
Неналоговые поступления - обязательные невозвратные платежи в бюджет, установленные законодательными актами РК.
Поступления от продажи основного капитала включают денежные средства:
- от продажи государственного имущества;
-
от продажи товаров из
36
-
от продажи земельных участков,
находящихся в государственной
собственности или
-
от продажи нематериальных
Поступления трансфертов - безвозмездных и невозвратных платежей в бюджет и из бюджета.
Затратами бюджета являются бюджетные средства, выделенные на невозвратной основе. Они подразделяются на следующие виды:
1)
затраты, обеспечивающие
2)
затраты, связанные с
3)
затраты на государственный