Финансовая система Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Исторически финансы были связаны с деятельностью государства. Они сложились, как государственные финансы, в виде образования и использования государственной казны. Это положение не только сохранилось, но и получило дальнейшее развитие. В современных условиях государство организует финансовую систему и использует её для управления народным хозяйством страны.

Содержание

Введение 1

Глава 1.Предпосылки возникновения финансов 6
Сущность финансов 6
Функции финансов 14

Глава 2.Финансовая система и ее структура 17

Глава 3.Финансовая система Республики Казахстан 27
Банковская система РК 27
Экономическая сущность бюджета и бюджетное устройство 30
Состав доходов и расходов государственного бюджета 35
Налоговая система 40

Заключение 42

Список использованной литературы 46

Работа содержит 1 файл

Курсовая по финансам.docx

— 109.58 Кб (Скачать)

     По  уровню проникновения в экономику (около 90% ВВП) сопоставима с показателями стран Евросоюза. Основные качественные показатели (достаточность капитала и ликвидность) в целом по банковской системе, с учетом ситуации на международных  рынках капитала, достаточны [6]. По состоянию  на 1 марта 2009 года банковский сектор Республики Казахстан представлен 37 банками  второго уровня.Совокупные активы банков по состоянию на 1 марта 2009 года составили 13 373,2 млрд. тенге, увеличившись за месяц  на 1 450,6 млрд. тенге или 12,2%. Значительное увеличение активов обусловлено  переоценкой активов номинированных в иностранной валюте, вследствие девальвации тенге в феврале 2009 г. По состоянию на 1 марта 2009 года, активы номинированные в иностранной валюте составили 60,4% от совокупных активов.На 1 марта 2009 года совокупный расчетный собственный капитал банковского сектора составил 1 935,0 млрд. тенге, уменьшившись за месяц на 4,5 млрд. тенге или 0,2%.

Ссудный портфель банков (с учетом межбанковских займов) по состоянию на 1 марта 2009 года составил 10 243,7 млрд. тенге, увеличившись за февраль  на 1 126,7 млрд. тенге или на 12,4%. При  этом, займы нерезидентам РК на 1 марта  текущего года составили 1 887,6 млрд. тенге  или 18,4% от ссудного портфеля (на 1 марта 2008 г. данный показатель составлял 1 424,1 млрд. тенге или 16,1%). По состоянию на 1 марта 2009 года, займы выданные в иностранной валюте составили 58,8% от совокупного судного портфеля.

     В структуре кредитного портфеля банков по состоянию на 1 марта 2009 года доля стандартных кредитов составила 37,6%, сомнительных – 55,2%, безнадежных – 7,2%. (По состоянию на 1 марта 2008 года доля стандартных кредитов составляла 41,9%, сомнительных – 56,2%, безнадежных  – 1,9%). Сумма кредитов, относящихся  к сомнительным займам 5 категории  и безнадежным (с учетом провизий по однородным кредитам) 1 составила

                                                   30

      1 234,4 млрд. тенге или 12,1% от совокупного  ссудного портфеля (на 1 марта 2008 г. – 354,5 млрд. тенге или 4,0%).

Займы, по которым  имеется просроченная задолженность  по платежам свыше 90 дней на 1 марта  текущего года составили 656,4 млрд. тенге  или 6,4% от ссудного портфеля банков (на 1.01.2009 г. – 476,3 млрд. тенге или 5,2%).

     Объем провизий по займам по состоянию на 01 марта 2009 г. составил 1 499,5 млрд. тенге или 14,6% от кредитного портфеля, за отчетный месяц, увеличившись на 413,9 млрд. тенге или 38,1%. Провизии увеличились, в связи с доформированием провизий против займов выданных в иностранной валюте (переоценка в связи девальвацией тенге в феврале 2009 года), а также значительным доформированием провизий одним банком, по итогам проведения инспекторской проверки.

Рисунок 3. Динамика кредитного портфеля банков с 01.01.08 по 01.03.09

                                                      31

1.2  Экономическая сущность  бюджета и бюджетное  устройство.

     Как экономическая категория государственный  бюджет выражает денежные отношения, возникающие  между государством и другими  участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения  стоимости общественного продукта путем образования централизованного  фонда денежных средств государства  и его использования на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

     Государственный бюджет как экономическая категория  выполняет функции - распределительную  и контрольную. Бюджет воздействует на экономику через бюджетный  механизм. Бюджетный механизм - это  совокупность форм и методов образования  и использования централизованного  фонда денежных средств государства.

     Регулирование экономики осуществляется путем  установления количественных размеров централизованного фонда денежных средств, регламентации форм и методов  его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе становления и исполнения бюджета.

     Бюджетное устройство - это принципы построения бюджетной системы, организационные  формы взаимосвязи ее звеньев.

     В состав бюджетной системы Республики Казахстан входят: республиканский  бюджет и местные бюджеты, которые  в свою очередь подразделяются на областные, бюджеты городов и  районов.

     Государственный бюджет представляет собой свод республиканского и местных бюджетов без учета  взаимопогашающих операций между ними. В Бюджетном кодексе РК государственный  бюджет представлен понятием консолидированный  бюджет - бюджет, который состоит  из республиканского бюджета, бюджета  области, бюджетов города республиканского значения,  

                                                 32

столицы, поступлений в бюджет, направляемых в Национальный фонд РК.

17 декабря  1991 года был подписан первый  Закон «О бюджетной системе», который определил бюджетное  устройство Казахстана. Второй Закон  был подписан 24 декабря 1996 года  вследствие принятия Конституции  и нового налогового законодательства. В 1997 году внедрена новая бюджетная  классификация доходов и расходов, позволившая взаимоувязать расходы  бюджетов с выполнением программ.

     В апреле 1999 года принят третий Закон  «О бюджетной системе». Произведено  разделение доходной части между  республиканским и местными бюджетами  по видам поступлений, разграничены государственные функции. Важным шагом  в реформировании бюджетного процесса стала реорганизация Агентства  по стратегическому планированию, Министерства экономики и торговли, Министерства государственных доходов, Министерства экономики и бюджетного планирования и Министерства финансов в 2002 году. Тем самым были разделены функции  планирования и исполнения бюджета, а процессы стратегического, экономического и бюджетного планирования были консолидированы.

     С 2005 года вступил в действие Бюджетный  кодекс - единый закон, регламентирующий все финансовые процедуры, начиная  от формирования бюджета и заканчивая его исполнением и контролем. В Бюджетном кодексе заложены новые принципы бюджетной системы, коренным образом пересмотрены ранее  существовавшие принципы бюджетного планирования.

     Введена вертикальная схема внутреннего  контроля республиканского и местных  бюджетов: внутренний контроль проводит Комитет финансового контроля Минфина. Функции внешнего контроля остаются за Счетным комитетом и ревизионными комиссиями маслихатов. Введен новый  механизм перечисления средств в  Национальный фонд. 
 

                                                        33

 В  целях эффективной реализации  поставленных задач Нацфонда  разработан метод сбалансированного  бюджета с учетом положительного  мирового опыта. 

Бюджетная система основывается на принципах  единства, полноты, реальности, гласности. В Бюджетном кодексе РК к этим общепринятым принципам добавлены  принципы транспарентности, последовательности, эффективности и результативности, приоритетности, ответственности, самостоятельности  бюджетов. В доходной части бюджета  государства основную долю занимают налоговые поступления - 90 %, а также  существуют неналоговые поступления  и поступления от продажи основного  капитала.

     Рассмотрение  проекта республиканского бюджета  осуществляется Республиканской бюджетной  комиссией и определяется на предстоящий  финансовый год не позднее 1 августа  года, предшествующего планируемому финансовому году.

     Проект  закона о республиканском бюджете  на предстоящий финансовый год вносится Правительством РК в Парламент РК не позднее 1 сентября. Утверждение  республиканского бюджета происходит на совместном заседании палат Парламента РК не позднее 1 декабря текущего года.

     Исполнение  бюджета начинается 1 января и завершается 31 декабря текущего финансового  года.

     Правительство РК обеспечивает исполнение республиканского бюджета. Местные исполнительные органы обеспечивают исполнение местных бюджетов.

     Закон РК « О республиканском бюджете  на 2008 год» был принят 6 декабря 2007 года.  
 

                                                    34

1.3 Состав доходов и расходов государственного бюджета.

     Функционирование  бюджета, связанное с формированием  и использованием централизованного  фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических  форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы  стоимостного распределения.

     Обе категории имеют специфическое  общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными  средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

     Состав  и структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления  бюджетной и налоговой политики государства, осуществляемых в конкретных социально-экономических и исторических условиях.

     При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и  методы формирования доходов и осуществления  расходов. Состав и структура доходов  государственного бюджета Республики Казахстан определяются действующей  системой налоговых платежей и поступлениями  неналоговых средств.Структура бюджета  строится на основе бюджетной классификации  и состоит из следующих разделов:

     1)доходы:

     - налоговые поступления;

     - неналоговые поступления;

     - поступления от продажи основного  капитала;

     - поступления трансфертов;

     2)затраты;

                                              35

     3)операционное  сальдо;

     4)чистое  бюджетное кредитование:

     - бюджетные кредиты;

     - погашение бюджетных кредитов;

     5)сальдо  по операциям с финансовыми  активами:

     - приобретение финансовых активов;

     - поступления от продажи финансовых  активов государства;

     6)дефицит  (профицит) бюджет;

     7)финансирование  дефицита (использование профицита) бюджета:

     - поступление займов;

     - погашение займов;

     - движение остатков бюджетных  средств.

     Доходами  бюджета являются налоговые и  другие обязательные платежи, трансферты, денежные средства, передаваемые государству  на безвозмездной и безвозвратной  основах.

     Налоговые поступления - налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные  Налоговым кодексом Республики Казахстан.

     Неналоговые поступления - обязательные невозвратные платежи в бюджет, установленные  законодательными актами РК.

     Поступления от продажи основного капитала включают денежные средства:

     - от продажи государственного  имущества;

     - от продажи товаров из государственного  материального резерва;

                                               36

     - от продажи земельных участков, находящихся в государственной  собственности или предоставления  их в постоянное или временное  пользование;

     - от продажи нематериальных активов,  принадлежащих государству.

     Поступления трансфертов - безвозмездных и невозвратных платежей в бюджет и из бюджета.

     Затратами бюджета являются бюджетные средства, выделенные на невозвратной основе. Они  подразделяются на следующие виды:

     1) затраты, обеспечивающие деятельность  государственных учреждений;

     2) затраты, связанные с организацией  и проведением мероприятий, не  носящих постоянного характера;

     3) затраты на государственный заказ  - оплата государственными учреждениями  товаров (работ, услуг), полученных  от физических, юридических лиц  и крестьянских хозяйств на  основе гражданско-правовых сделок  в рамках реализации бюджетных  программ;

Информация о работе Финансовая система Республики Казахстан