Автор: a********************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 09:47, курсовая работа
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.Сущность и элементы финансовой системы……………………………6
1.1. Понятие финансовой системы и ее сущность…….………..………...6
1.2. Элементы финансовой системы и их роль……...………..……..…….8
ГЛАВА 2. Финансовая система Российской Федерации…...…………..………..11
2.1. Эволюция финансовой системы …………………………….………11
2.2. Структура финансовой системы Российской Федерации………….13
ГЛАВА 3. Проблемы финансовой системы Российской Федерации и пути их решения……………………………………………………………………………...27
3.1. Проблемы финансовой системы Российской Федерации………..27
3.2. Пути решения……………………………..………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….33
Библиографический список…………..…………………………………………….34
Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы. Курсовая работа определяет постановку следующих задач:
раскрытие основных сфер и звеньев финансовой системы;
рассмотрение главного звена финансовой системы – государственного бюджета на примере Российской Федерации.
на основе данных о динамике доходов и расходов федерального бюджета сделать соответствующие выводы.
выделить проблемы финансовой системы Российской Федерации, рассмотреть пути их разрешения.
Объектом исследования является финансовая система.
Предметом исследования является структура финансовой системы Российской Федерации.
Введение
Финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.
Совершенствование финансов неразрывно связано с развитием общества: чем сложнее и выше уровень отношений между людьми, тем более совершенной структурой обладают финансы. Они поэтому вообще неотделимы от человека, поскольку представляют собой распределение и перераспределение созданных человеком богатств. Это, помимо прочего, означает, что история финансов не закончилась: они будут и далее совершенствоваться и развиваться.
Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития.
Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.
Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.
Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы. При этом финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
- недостаточные темпы развития экономики;
- диспропорции развития экономической системы;
- отставание в адаптации к изменениям к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
- излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
- низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.
Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы. Курсовая работа определяет постановку следующих задач:
- раскрытие основных сф
Введение ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.Сущность и элементы финансовой системы……………………………6
1.1. Понятие финансовой системы и ее сущность…….………..………...6
1.2. Элементы финансовой системы и их роль……...………..……..…….8
ГЛАВА 2. Финансовая система Российской Федерации…...…………..………..11
2.1. Эволюция финансовой системы …………………………….………11
2.2. Структура финансовой системы Российской Федерации………….13
ГЛАВА 3. Проблемы финансовой системы Российской Федерации и пути их решения……………………………………………………………………………...27
3.1. Проблемы финансовой системы Российской Федерации………..27
3.2. Пути решения……………………………..………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….33
Библиографический список…………..…………………………………………….34
Расходы
государственного бюджета тесно
связаны с доходами. Эта взаимосвязь
выражается в количественном соответствии
расходов доходам. С одной стороны,
объем расходов бюджета лимитируется
жесткими рамками поступающих доходов,
причем последние, в свою очередь, определяются
экономическими возможностями государства.
С другой стороны, расходы при
надлежащем использовании бюджетных
средств могут оказывать
Наиболее крупными до недавних пор были расходы бюджета на финансирование народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные основы хозяйствования система расходования бюджетных средств претерпевает существенные изменения. Бюджетные ассигнования призваны обеспечивать решение важных и крупных государственных задач: финансировать приоритетные мероприятия, связанные с быстрыми темпами развития ключевых отраслей экономики, обеспечивать реализацию целевых комплексных программ.
Сокращение
объема бюджетного финансирования затрат
по народному хозяйства
Тенденция к сокращению бюджетных расходов на народное хозяйство не может завершиться полным отказом от бюджетного финансирования этих затрат. Государственный сектор экономики требует разработки и реализации государственных инвестиционных программ. Для стабилизации экономики необходима финансовая помощь государства в виде бюджетных субсидий, субвенций, бюджетных кредитов.
Значительные бюджетные средства направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Они позволяют государству развивать систему образования, финансировать культуру, осуществлять социальную защиту граждан. Несмотря на важную роль данной группы бюджетных расходов, затраты на эти цели не только далеки от оптимальных, но и отражают постепенное ухудшение социального обслуживания населения нашей страны. Связано это с тем, что социальная функция государства в течение многих лет была на втором плане. По оценкам некоторых экономистов, на образование, медицину и экологию вместе взятые, приходилось в конце 80-х в начале 90-х годов лишь около 14% валового национального продукта, тогда как на военные цели уходило от 25 до 30%.
Динамика бюджетных расходов на социально-культурные мероприятия показывает явное их отставание по темпам роста не только от общего объема бюджетных расходов, но и от расходов народного хозяйства. Используемый нашей практикой в течение многих лет остаточный принцип финансирования социальных потребностей привел к тому, что некоторые из вновь принятых российским парламентом социальных программ оказались без источников финансирования. Например, принятый Закон «О ветеранах» не работает.
Основное
место в затратах на оборону занимает
закупка вооружений и военной
техники, затем - затраты по текущему
содержанию армии и флота, финансирование
научно-исследовательских
Объем расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы военного нападения, при благоприятной военной обстановке они сокращаются.
Расходы
на управление - это расходы, которые
несет государство по содержанию
аппарата управления исполнительной и
законодательной органов
Постоянно проводится сокращение расходов на управление, осуществляется совершенствование структуры управления.
Планирование расходов бюджета осуществляется на основе социальных нормативов и норм, которые утверждаются Постановлением Правительства.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.
Бюджетная политика является
важнейшим инструментом
Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.
Статистика государственных финансов ведет учет доходов и расходов сектора государственного управления.
Для составления и исполнения бюджетов всех уровней, начиная с 1995г., используется бюджетная классификация РФ.
Бюджетная форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Рис 2. Соотношение доходов к расходам
В 2007 и 2008 годах доходы бюджета составляли 7781,1млрд. руб. и 9275,9 млрд. руб. соответственно, что на 1794 млрд. руб. и 1705 млрд. руб. превышает расходы, следовательно, наблюдается преобладание профицита над дефицитом. В последующие годы (2009 и 2010) уровень расходов над доходами возрастает, что свидетельствует о дефиците бюджета (рисунок 2).
Таблица 1
Структура доходов федерального бюджета в 2010 году.
Виды доходов | млрд. руб | % к ВВП |
Доходы от внешнеэкономической деятельности | 3 227,7 | 7,2 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации | 1 442,6 | 3,2 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 1 408,3 | 3,1 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации | 1 199,6 | 2,7 |
Доходы
от использования имущества, находящегося
в государственной и |
424, 8 | 0,9 |
ПРОЧЕЕ | 600,8 | 1,3 |
ВСЕГО ДОХОДОВ | 8 303,8 | 18,5 |
Данные
свидетельствуют, что большую часть
всех доходов бюджета составляют
налоговые доходы, среди налоговых
доходов бюджета наибольший процент
составляет налог на добавленную стоимость
(налоговые доходы - это обязательные,
безвозмездные, безвозвратные платежи
в пользу бюджета). Необходимо отметить,
что ряд федеральных налогов являются
регулирующими, т.е. часть из них направляются
в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.
Полностью в федеральный бюджет поступают
такие налоги, как, например, акцизы на
товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные
пошлины, таможенные сборы и иных таможенные
платежи.
Таблица 2
Структура расходов федерального бюджета в 2010 году.
Наименование статьи расходов | млрд. руб | % к ВВП |
Межбюджетные трансферты | 4 136,0 | 9,2 |
Национальная оборона | 1 276,5 | 2,8 |
Национальная экономика | 1 222,7 | 2,7 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1 085,4 | 2,4 |
Общегосударственные вопросы | 886,0 | 2,0 |
Прочие расходы | 1 509,1 | 3,4 |
По всем разделам и подразделам | 10 115,6 | 22,5 |
Выше
указывалось, на какие цели расходуются
средства, составляющие государственный
бюджет. Поскольку государству
3. Проблемы финансовой системы Российской Федерации пути их решения
3.1 . Проблемы финансовой системы Российской Федерации
Финансовая
система в России сегодня только-только
отлаживается, здесь много вопросов
и проблем. Пять-шесть лет назад
Россия начала после «беспокойных»
90-х отстраивать нормальную финансовую
систему и уже многого
В своей работе хотелось освятить некоторые наиболее актуальные на сегодняшний день проблемы финансовой системы страны.
Согласно
данным РИА Новости, министр финансов
РФ Алексей Кудрин считает пенсионную
проблему основным риском российской
финансовой системы.
В ходе дискуссии
на Петербургском экономическом форуме,
глава Минфина сообщил о том, что на ближайшее
время, пять-десять-пятнадцать лет, пенсионная
проблема является фундаментальной проблемой
нашей финансовой системы, самым большим
финансовым разрывом, самым большим риском
финансовой системы, в том числе бюджетной
системы, налогово-бюджетной.
Глава Минфина охарактеризовал ситуацию,
сложившуюся с пенсиями, как критическую:
средняя пенсия к средней зарплате на
сегодняшний день - около 26-27%. Это означает,
что в среднем средний гражданин, уходя
на пенсию, получает десять тысяч рублей,
а уйдя на пенсию, будет получать в среднем
2,7 тысяч рублей.
По его мнению, такое соотношение означает существенное ухудшение уровня жизни гражданина в связи с его уходом на пенсию. Как сообщил министр даже по скромным меркам международной организации труда, это не должно быть меньше 50%". Кудрин считает, что предлагаемое в последнее время снижение налогов может значительно затруднить решение этой проблемы. [15]
Еще одной не мало важной проблемой является проблема финансового рынка. Неэффективная система регулирования российского финансового рынка ограничивает возможности его развития. В числе главных проблем на пути развития отечественного финансового рынка входит отсутствие централизованного депозитария. Система учета рыночных сделок в России сейчас достаточно надежна, но тем не менее, необходимо наличие централизованного депозитария, который позволит обеспечить надзорный учет сделок, влияние на стоимость сделок. В России недостаточно отрегулирован механизм защиты от возможного манипулирования ценами на финансовом рынке. Возможность выхода российских организаций на международный рынок ограничивает то, что "российский регулятор не имеет системы обмена конфиденциальной информацией о компаниях, действующих на финансовых рынках. Существует и проблема регулирования доступа участников на рынки.