Финансовая система и её звенья

Автор: a********************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.Сущность и элементы финансовой системы……………………………6
1.1. Понятие финансовой системы и ее сущность…….………..………...6
1.2. Элементы финансовой системы и их роль……...………..……..…….8

ГЛАВА 2. Финансовая система Российской Федерации…...…………..………..11
2.1. Эволюция финансовой системы …………………………….………11
2.2. Структура финансовой системы Российской Федерации………….13

ГЛАВА 3. Проблемы финансовой системы Российской Федерации и пути их решения……………………………………………………………………………...27
3.1. Проблемы финансовой системы Российской Федерации………..27
3.2. Пути решения……………………………..………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….33
Библиографический список…………..…………………………………………….34



Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы. Курсовая работа определяет постановку следующих задач:
раскрытие основных сфер и звеньев финансовой системы;
рассмотрение главного звена финансовой системы – государственного бюджета на примере Российской Федерации.
на основе данных о динамике доходов и расходов федерального бюджета сделать соответствующие выводы.
выделить проблемы финансовой системы Российской Федерации, рассмотреть пути их разрешения.

Объектом исследования является финансовая система.

Предметом исследования является структура финансовой системы Российской Федерации.






Введение
Финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.
Совершенствование финансов неразрывно связано с развитием общества: чем сложнее и выше уровень отношений между людьми, тем более совершенной структурой обладают финансы. Они поэтому вообще неотделимы от человека, поскольку представляют собой распределение и перераспределение созданных человеком богатств. Это, помимо прочего, означает, что история финансов не закончилась: они будут и далее совершенствоваться и развиваться.
Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития.
Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.
Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.
Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы. При этом финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
- недостаточные темпы развития экономики;
- диспропорции развития экономической системы;
- отставание в адаптации к изменениям к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
- излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
- низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.
Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы. Курсовая работа определяет постановку следующих задач:
- раскрытие основных сф

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.Сущность и элементы финансовой системы……………………………6
1.1. Понятие финансовой системы и ее сущность…….………..………...6

1.2. Элементы финансовой системы и их роль……...………..……..…….8

ГЛАВА 2. Финансовая система Российской Федерации…...…………..………..11
2.1. Эволюция финансовой системы …………………………….………11
2.2. Структура финансовой системы Российской Федерации………….13

ГЛАВА 3. Проблемы финансовой системы Российской Федерации и пути их решения……………………………………………………………………………...27
3.1. Проблемы финансовой системы Российской Федерации………..27
3.2. Пути решения……………………………..………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….33

Библиографический список…………..…………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

моя курсовая финансы.docx

— 69.31 Кб (Скачать)

     Внутри  каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости  от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние  на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы  предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

     Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

     Разные  звенья финансовой системы обслуживают  разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое  и межтерриториальное - государственным  бюджетом, внебюджетными фондами.

     Каждое  звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья  в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы  промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий  и т. д., а в зависимости от формы  собственности - финансы государственных  предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические  особенности предприятий, функционирующих  на коммерческих началах, оказывают  существенное влияние на организацию  финансовых отношений, состав формируемых  денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

     В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам  страхования. В составе государственных  финансов группировка финансовых отношений  внутри звеньев осуществляется в  соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов  федерации, местный).

     Одним из главных звеньев финансовой системы  является государственный бюджет. С  его помощью правительство концентрирует  в своих руках значительную часть  национального дохода, перераспределяемого  финансовыми методами. В этом звене  сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими  звеньями финансовой системы, выступает  координирующим центром и оказывает  им необходимую помощь в форме  бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или  менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

     Еще одним важным звеном являются местные  финансы, роль и влияние которых  повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые  не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты  служат проводником социальной политики центральных властей.

     Внебюджетные  фонды управляются непосредственно  центральными, а в отдельных случаях  местными властями. Наиболее распространенными  источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.

     Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуют в совокупности единую финансовую систему.  

 

     2.Финансовая  система в Российской  Федерации

     2.1. Эволюция финансовой  системы

     Известно, что финансы – это совокупность экономических (денежных) отношений, связанных  с формированием, распределением, перераспределением и использованием фондов денежных средств. На микроуровне это фонды предприятий (уставный, резервные и др.), на макроуровне  – госбюджет и государственные  внебюджетные фонды. Поскольку главным  источником доходов бюджета являются налоги, то налоговая политика неразрывно связана с финансовой политикой  государства и является  ее составной  частью.

       Финансовая система Русского  государства стала складываться  в IX – X веках одновременно с объединением русских земель в Киевскую Русь. Централизованная система управления финансами начала постепенно формироваться с конца XV века. В XVIII веке в России было создано министерство финансов, которое занималось только государственными доходами. Государственными расходами занималось Государственное казначейство. Государственный контролер занимался ревизией всех счетов.

     Надо  отметить, что в эпоху бурного  развития капитализма в России (конец XIX - начало XX веков) налоги были щадящими, что стимулировало предпринимателей к получению максимальной прибыли. Налоговые поступления составляли около 60 % доходов государственного бюджета. При этом бюджет был профицитным, а Россия – одной из крупнейших, ведущих держав мира. Первая мировая война 1914 отрицательно сказалась на финансовой системе России. Для покрытия растущих военных расходов правительство стало повышать ставки налогов, а также вводить новые налоговые платежи.

     После Октябрьской революции 1917 г. в результате политики «военного коммунизма»  финансовая система России (так же как и денежно-кредитная) была разрушена. Ее восстановление началось только с  началом НЭПа, когда были сняты  запреты на торговлю, на местный  кустарный промысел, появились иностранные концессии.  Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. В  период НЭПа существовали различные формы собственности, действовали экономические законы, что являлось одним из главных условий функционирования налоговой системы.

     В дальнейшем после отмены в конце 20-х годов НЭПа финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов перешли к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через государственный бюджет.  Таким образом, в 30-х годах прошлого столетия впервые в мировой практике хозяйствования была внедрена абсолютно новая модель экономики – экономика центрального планирования или плановая экономика, основанная на стопроцентной монополии государственной собственности на землю, недра и все средства производства. В такой модели нет и не может быть места налоговой системе по простой причине исчезновения основного субъекта налогообложения – самостоятельного частного собственника.  Экономически абсурдными представлялись налоговые отчисления предприятий государству, поскольку доход, созданный предприятиями, фактически являлся государственной собственностью.

     Полная  централизация денежных средств  и отсутствие какой-либо самостоятельности  предприятий в решении финансовых вопросов лишало хозяйственных руководителей  всякой инициативы и постепенно подводило  страну к финансовому кризису, который  разразился в конце 80-годов XX столетия и получил название «перестройки» или «рыночных преобразований».

     После прихода к власти Горбачева в  соответствии с законом СССР 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)»  был проведен эксперимент по распространению  новых методов хозяйствования на предприятии. Суть эксперимента сводилась  к тому, что основными принципами деятельности предприятий признавались полный хозрасчет и самофинансирование. Данные принципы означали ограничение и полный отказ от бюджетных ассигнований. При этом предприятия использовали нормативный метод распределения доходов. Устанавливались нормативы платежей в бюджет, в фонд производственного и социального развития, в фонд оплаты труда, в другие централизованные фонды и резервы.

       Нормативный метод распределения  доходов стал переходом от  остаточного принципа формирования  ресурсов предприятий из бюджета  к системе налогов. Логическим  завершением этого перехода стало  принятие и ввод в действие  с 1.01.1991 г. Закона СССР «О  налогах с предприятий, объединений,  организаций». После развала Советского  Союза и начала кардинальных  экономических преобразований с  1.01.1992 г. вступил в силу новый  Закон «Об основах налоговой  системы Российской Федерации», давший начало современной российской  налоговой системе. 

     2.2. Структура финансовой  системы в Российской  Федерации

       Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяют развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как, деньги, кредит и другие, финансы органически связаны с функционированием государства. [8, 30]

           В предыдущей главе были рассмотрены  элементы финансовой системы,  в общем. Далее рассмотрим структуру  финансовой системы на примере  конкретного государства - Российской  Федерации.

     В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов  финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов  и децентрализованных финансов.

     В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования  финансовых ресурсов; каждая из них  имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.

     Существующие  различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в  методах, способах формирования и использования  финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений:

  • финансы организаций (хозяйствующих субъектов);
  • публичные финансы (государственные и муниципальные финансы);
  • финансы домашних хозяйств (домохозяйств).

     Основой финансовой системы являются  децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая  доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового  права в доходы бюджетов всех уровней  и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств  в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению  в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.).

     Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются  услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного  и социального развития общества. Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели. [8, 67]

          Несмотря на многообразие типов  финансовых посредников, они выполняют  общую функцию: приобретают и  продают различные «финансовые  продукты», обеспечивая эффективное  перемещение финансовых ресурсов  к их конечным потребителям (рис. 1).

                                     Финансовая система РФ

           

       

централизованные  финансы                             децентрализованные финансы

Информация о работе Финансовая система и её звенья