Финансовая система и её звенья

Автор: a********************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.Сущность и элементы финансовой системы……………………………6
1.1. Понятие финансовой системы и ее сущность…….………..………...6
1.2. Элементы финансовой системы и их роль……...………..……..…….8

ГЛАВА 2. Финансовая система Российской Федерации…...…………..………..11
2.1. Эволюция финансовой системы …………………………….………11
2.2. Структура финансовой системы Российской Федерации………….13

ГЛАВА 3. Проблемы финансовой системы Российской Федерации и пути их решения……………………………………………………………………………...27
3.1. Проблемы финансовой системы Российской Федерации………..27
3.2. Пути решения……………………………..………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….33
Библиографический список…………..…………………………………………….34



Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы. Курсовая работа определяет постановку следующих задач:
раскрытие основных сфер и звеньев финансовой системы;
рассмотрение главного звена финансовой системы – государственного бюджета на примере Российской Федерации.
на основе данных о динамике доходов и расходов федерального бюджета сделать соответствующие выводы.
выделить проблемы финансовой системы Российской Федерации, рассмотреть пути их разрешения.

Объектом исследования является финансовая система.

Предметом исследования является структура финансовой системы Российской Федерации.






Введение
Финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.
Совершенствование финансов неразрывно связано с развитием общества: чем сложнее и выше уровень отношений между людьми, тем более совершенной структурой обладают финансы. Они поэтому вообще неотделимы от человека, поскольку представляют собой распределение и перераспределение созданных человеком богатств. Это, помимо прочего, означает, что история финансов не закончилась: они будут и далее совершенствоваться и развиваться.
Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития.
Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.
Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.
Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы. При этом финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
- недостаточные темпы развития экономики;
- диспропорции развития экономической системы;
- отставание в адаптации к изменениям к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
- излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
- низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.
Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы. Курсовая работа определяет постановку следующих задач:
- раскрытие основных сф

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.Сущность и элементы финансовой системы……………………………6
1.1. Понятие финансовой системы и ее сущность…….………..………...6

1.2. Элементы финансовой системы и их роль……...………..……..…….8

ГЛАВА 2. Финансовая система Российской Федерации…...…………..………..11
2.1. Эволюция финансовой системы …………………………….………11
2.2. Структура финансовой системы Российской Федерации………….13

ГЛАВА 3. Проблемы финансовой системы Российской Федерации и пути их решения……………………………………………………………………………...27
3.1. Проблемы финансовой системы Российской Федерации………..27
3.2. Пути решения……………………………..………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….33

Библиографический список…………..…………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

моя курсовая финансы.docx

— 69.31 Кб (Скачать)

             

   государственные           муниципальные                финансы                               финансы

     финансы                          финансы                       домохозяйств                     организаций  

     

     

                                                                                                         финансы

      бюджетная                            государственный                   коммерческих

        система                                и муниципальный                   организаций

                                                            кредиты

     

                                                                                                        финансы   

      федеральный            внебюджетные                                   некоммерческих

      бюджет                           фонды                                              организаций

     

      бюджеты                            фонды социального

     субъектов РФ                           назначения                              финансы

                                                                                                        финансовых

      муниципальные                фонды экономического             посредников

       бюджеты                               назначения

     

     

                             

                                 отраслевые               территориальные

                         (межотраслевые)                 (региональные) 

  

                           

                     Рис.1. Финансовая система Российской Федерации   

       Общее управление финансами осуществляют  высшие законодательные органы  власти: Федеральное Собрание –  Парламент Российской Федерации  и его две палаты: Государственная  Дума и Совет Федерации.

     Наряду  с Федеральным Собранием регламентация  деятельности финансовой системы осуществляется непосредственно Президентом –  в форме указов. Правительство  также издает постановления и  распоряжения, создающие нормативную  базу управления финансами. Таким образом, на основе законов, указов Президента и постановлений Правительства  реализуется финансовая политика и  создается нормативная база финансовой системы. Центральным органом, проводящим финансовую политику и управление финансами, является Министерство финансов Российской Федерации.

     Министерство  финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в  Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных  органов исполнительной власти. [12, 34]

     Финансовые  отношения, складывающиеся у государства  с предприятиями и организациями, учреждениями и населением называются бюджетными.

     Бюджетные отношения возникают в распределительном  процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих  органов власти) и связаны с  формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного на удовлетворение общегосударственных потребностей.

     Совокупность  бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда  страны составляет понятие государственного бюджета. [Родионова]

     Государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий. нужд обороны и государственного управления.

     Бюджет  рассматривается  как самостоятельная  экономическая категория. Эта категория, являясь  частью финансов, характеризуется  теми же чертами, но одновременно имеет  особенности. К числу  особенностей относятся  следующие:

     - государственный бюджет является  особой экономической формой  перераспределительных отношений,  связанной с обособлением части  национального дохода в руках  государства и ее использованием  с целью удовлетворения потребностей  всего общества и отдельных  его государственно-территориальных  формирования;

     - с помощью бюджета происходит  перераспределение национального  дохода между отраслями народного  хозяйства, территориями и сферами  общественной деятельности;

     - область бюджетного распределения  занимает центральное место в  составе государственных финансов.

     Государственный бюджет имеет силу закона. С позиции  законодательного установления финансовой базы государства рассматривается  как его финансовый план.

     Сущность  госбюджета как экономической категории  реализуется через распределительную  и контрольную функции.

     Благодаря первой происходит концентрация денежных средств  в руках государства  и их использование  с целью удовлетворения общегосударственных  потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают  в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении  бюджетных средств, эффективно ли они  используются.

     Содержание  распределительной функции бюджета  определяется процессами перераспределения  финансовых ресурсов между разными  подразделениями общественного  производства (межотраслевое, межтерриториальное - федеральный, республиканский, краевой, областной, сельский и поселковый).

     Контрольная функция заключается в том, что  бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические  процессы, протекающие в структурных  звеньях экономики. Благодаря этому  свойству бюджет показывает как поступают  в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его  потребностей. Основу контрольной функции  составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях  бюджетных поступлений.

     Доходы  бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

     Формой  проявления этих экономических  отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций  и населения в  государственный  бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны  являются результатом  распределения стоимости  общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения  сконцентрированной в руках государства  стоимости, ибо последняя  используется для  формирования бюджетных  фондов территориального, отраслевого и  целевого назначения.

     Состав  бюджетных доходов, формы мобилизации  денежных средств в бюджет зависят  от системы и методов хозяйствования.

     Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами.

     Эти денежные отношения  объективно обусловлены  и имеют специфическое  общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому  налог может рассматриваться  в качестве экономической  категории с присущими  ей двумя функциями:

     1) фискальной и 

     2) экономической.

     С помощью первой формируется бюджетный  фонд; реализуя вторую, государство  влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

     Сегодня налоговая система призвана реально  влиять на укрепление рыночных начал  в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социального  обнищания низкооплачиваемых слоев  населения.

     Налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

     Совокупность  разных видов налогов образует налоговую  систему.

     Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с перераспределением фонда бюджетных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

     По  роли в общественном производстве расходы  государственного бюджета подразделяются на две части:

     1 - связана с развитием материального  производства, совершенствованием  его отраслевой структуры;

     2 - используется на содержание  и дальнейшее развитие непроизводственной  сферы.

     С помощью бюджетных расходов государство  может регулировать распределение  денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями  общества в области экономического и социального развития воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производств.

     В соответствии с общественным назначением  все расходы бюджета могут  быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборона, управление.

     Структура бюджетных расходов в разрезе  названных групп в течение  многих лет была относительно стабильной. Основные ресурсы - примерно половина - направлялись на финансирование народного  хозяйства; около трети - на социально-культурные мероприятия.

     Динамика  бюджетных показателей свидетельствует, что бюджет, особенно в последние  годы, был сильно перегружен расходами, связанными с экономической функцией государства, а социальная функция, ориентированная непосредственно  на человека, не получала необходимого финансового подкрепления для своей  реализации. С переходом на рыночную основу хозяйствования акценты в  распределении бюджетных средств  смещаются в сторону усиления социальной функции.

     Основу  отраслевой группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление  экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из него расходы подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского  хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др., в  непроизводственной - по отраслям и  видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное  управление и т.д.

     В государственном бюджете сохраняется  целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство выделяются затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и т.д.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы - затраты на заработную плату, приобретение оборудования, питание, капитальный ремонт. Классификация расходов по целевому назначению является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств.

Информация о работе Финансовая система и её звенья