Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 10:57, контрольная работа
Крымская война расстроила денежное обращение России, и в полосу буржуазных реформ страна вступила с неразменнным бумажноденежным обращением. Курс кредитного рубля в 60-70-х гг. все время стоял ниже паритета и был подвержен колебаниям (до 1877 г. был на 14 -24% ниже паритета). Во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. правительство выпустило в обращение значительное количество кредитных билетов, вследствие чего курс кредитного рубля сильно упал. В 1879 г. он равнялся 63 коп. золотом.
1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Возникновение кредитных учреждений и формирование кредитной
системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
3. Кредитная система в конце XIX — начале XX вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
4. Появление бумажных денег. Денежная реформа 1839—1843 гг.
(Канкрина Е.Ф.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
5. Подготовка и проведение денежной реформы 1895-1897 гг.
(Витте СЮ.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
6. Состояние бюджета в конце XIX — начале XX вв. Основные доходы бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
7. Основные направления расходования бюджетных средств в конце
XIX — начале XX вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
8. Развитие биржевой торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
9. Финансы и бюджет в годы первой мировой войны . . . . . . . . . . . . . . . . 24
10. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В первые годы после реформы удельный вес золотых монет в структуре денежного обращения значительно повышался, а бумажных денег снижался. В дальнейшем эти соотношения менялись в сторону увеличения бумажных денег. Однако до 1914 г. удалось сохранить систему золотого монометаллизма и важнейший принцип — обмен бумажных денег на золото.
Введение
новой денежной системы не повлияло
на изменение существующих цен, оно
лишь закрепило соотношение
6. Состояние бюджета в конце XIX — начале XX вв.
Основные
доходы бюджета
В пореформенный период, после отмены крепостного права, состояние российских финансов было очень тяжелым. Огромный дефицит бюджета покрывался в основном иностранными и внутренними займами, а также выпуском бумажных денег. С конца 80-х годов XIX в. бюджет стал сводиться без дефицита.
В начале XX в. в связи с русско-японской войной и поражением в ней бюджет вновь оказался в тяжелом положении. Предполагалось для погашения дефицита бюджета осуществить большую эмиссию кредитных билетов. Правительство воздержалось от исполнения такого решения, и уже в 1907 г. началось медленное улучшение состояния российских финансов. После выполнения бюджетов с небольшим дефицитом в 1907 и 1908 гг. все последующие бюджеты, по официальным данным, были бездефицитными. Правительство придавало состоянию бюджета важное значение. Бюджетная политика состояла в ликвидации дефицита, создании прочной финансовой основы для реализации важнейших задач капиталистического развития России.
Государственный бюджет России состоял из двух разделов: обыкновенного и чрезвычайного. Каждый из них включал определенные статьи доходов и расходов, после чего сводились данные по общему суммарному бюджету.
За
разными бюджетами
Большие
доходы обыкновенного бюджета
Выкупные платежи ввиду их постоянного недобора были снижены в 1882 г., а затем, после 1906 г., отменены. Отмена выкупных платежей лишила казну ежегодных поступлений в сумме более 90 млн. руб. Они были компенсированы повышением ставок многих налогов, в том числе поземельного и промыслового.
Помещики
платили государственный
Промышленники и торговцы платили в госбюджет промысловый налог (промналог). Он был установлен в 1898 г. и состоял из двух частей: основного (патентного) и дополнительного. При определении величины основного налога учитывались многие факторы, но основными были полученная сумма прибыли и величина основного капитала. Размер налога колебался от 500 до 1500 руб. для - промышленных предприятий и от 12 до 500 руб. — для торговцев. Дополнительный налог различался для акционерных и частных предприятий.
В среднем промналог до 1906 г. составлял 22,2% от полученной в промышленности прибыли. Затем ставка была повышена в среднем до 30%.
Помимо промналога промышленники и торговцы платили земские налоги. Величина прямого налога, установленного на денежные капиталы, была незначительной. Поэтому в доходах государственного бюджета этот налог не играл существенной роли.
Политика правительства была направлена на усиление косвенного налогообложения. Косвенные налоги выступали прежде всего в виде акцизов. Их доля в доходах бюджета 1913 г. доходила до 47%, в то время как прямые налоги составляли 8%. Акцизы были установлены на такие виды товаров, как сахар, табак, водка, вино, керосин, спички, бумага, дрожжи и т.д. Поскольку эта продукция являлась для малообеспеченных слоев населения товарами первой необходимости, то рост цен на нее в первую очередь отражался на их материальном положении.
Повышение заработной платы не позволяло нейтрализовать рост цен на указанные товары.
Так, зарплата фабрично-заводских рабочих возросла в 1901 — 1907 гг. на 20%, тогда как косвенные налоги возросли за этот период на 57%. С 1907 по 1913 г. эти показатели соответственно были равны 5 и 32%.
Первым по величине налогом в системе акцизного обложения был "питейный" налог, установленный на винно-водочную продукцию и дававший более 25% доходов бюджета 1913 г. За ним следовал другой косвенный налог — таможенные пошлины.
Большие доходы казна получала от экспорта продукции, прежде всего зерновых, а также от деятельности государственного сектора. По официальной российской статистике тех лет, доходы госсектора имели устойчивую тенденцию роста. В 1900 г. валовой доход государственного хозяйства к общей сумме государственных доходов составлял 31%, в 1913 г. — 34%.
Доходы
по чрезвычайному бюджету состояли
в основном из займовых средств (внутренних
и внешних), а также поступлений от выпуска
кредитных билетов.
7. Основные направления расходования бюджетных средств
в конце
XIX — начале XX вв.
Государственные расходы обыкновенного бюджета группировались по министерствам и главным управлениям, имеющимся тогда в России. В самостоятельные статьи расходов были вынесены платежи по государственным долгам, затраты на содержание императорского дома, высших государственных учреждений, Синода. Платежи по внутреннему и внешнему государственным долгам не были разделены. Такая группировка позволяла прятать некоторые непроизводительные расходы, например военные. Но даже несмотря на это, доля прямых военных расходов, проходивших в основном по Военному и Морскому министерствам, постоянно росла. Так,-в 1900 г. от общей суммы расходов она составляла 25,6%, а в 1913 г. — 28,5%. Постоянно росли и затраты, связанные с содержанием аппарата управления, проходившие в основном по Министерству внутренних дел, Министерству Юстиции, высшим государственным учреждениям и Синоду.
Доля непроизводительных расходов в бюджете постоянно увеличивалась. В 1913 г. она составляла 59% всей расходной части бюджета.
К производительным расходам относились казенные затраты, направляемые на развитие государственного и частного секторов экономики, социальной сферы (медицины, образования, культуры и т.д.). Самой крупкой статьей среди расходов на развитие социальной сферы были расходы на просвещение. В 1913 г. они выросли по сравнению с 1900 г. в 2,4 раза, но в то же время составляли всего 4,3% расходов бюджета.
Россия имела большой государственный долг, который значительно вырос в начале XX в. Так, за период с 1881 по 1900 г. государственный долг вырос с 4,9 млрд. до 7,9 млрд. руб. (в том числе внешний долг — 3,9 млрд. руб.), в то время как с 1900 по 1914 г. он вырос более значительно — с 7,9 млрд. до 12,7 млрд. руб. (в том числе внешний долг — 5,4 млрд. руб.). Соответственно росли и расходы бюджета по его обслуживанию.
В
расходную часть чрезвычайного
бюджета включались следующие виды
расходов: погашение займов; средства,
ассигнуемые на сооружение и выкуп железных
дорог, портов; всевозможные чрезвычайные
расходы, в том числе связанные с перевооружением
армии, ликвидацией последствий войны
и неурожаев и др.
8. Развитие
биржевой торговли
Развитие банковской системы, промышленный подъем конца XIX в. повысили значение биржевой торговли. К концу столетия в России наблюдался рост числа бирж: если до 1861 г. их было лишь шесть, то к 1898 г. – уже 24, а к началу Первой мировой войны насчитывалось более 100 бирж. Происходили и качественные изменения в организации биржевого дела. В широких масштабах стала осуществляться продажа валют, переводных векселей, государственных ценных бумаг, облигаций государственных и железнодорожных займов, ипотечных бумаг. Наибольшим спросом на биржах страны пользовались акции металлургических и механических предприятий, коммерческих банков и нефтяных компаний.
Возросший
объем промышленного
Вместе с увеличением размаха биржевой торговли и количества бирж росло их значение в качестве всесословных предпринимательских организаций. Биржи в России управлялись биржевыми собраниями и комитетами. Биржевое собрание состояло из выборных (гласных) – в количестве от 80 до 150 человек – от всего биржевого сообщества (его образовывали все ведущие на бирже дела купцы первой и второй гильдий). В его компетенцию входили: установление правил торговли, обращение с ходатайствами в правительство о своих нуждах и потребностях, рассмотрение и утверждение смет, выборы состава биржевых комитетов и утверждение их отчетов. Численный состав биржевых комитетов колебался в пределах 15-25 человек. Именно биржевой комитет решал все текущие дела биржевого сообщества и подготавливал ходатайства в правительственные организации о нуждах биржевой торговли. Биржевые комитеты содействовали консолидации торгово-промышленных кругов России. В конце XIX – начале XX вв. они превратились в крупнейшие организации "третьего сословия", игравшие роль представительных учреждений.
Среди
руководителей биржевого
Биржа
в России заняла место фактически
отсутствовавших органов
8. Финансы
и бюджет в годы первой мировой войны
В
годы первой мировой войны резко
увеличилась потребность
Правительство пыталось компенсировать недополученные средства путем выпуска внутренних долгосрочных государственных займов, краткосрочных обязательств, получения внешних займов, а также эмиссии бумажных денег.
Госбанк
получил право выпускать
Уже в августе 1914 г. правительство прибегало к внутреннему займу, разместив билеты государственного казначейства на сумму 25 млн. руб. Резко увеличился объем внешнего заимствования. Займы увеличивали государственный долг России. К октябрю 1917 г. он достиг 60 млрд., в том числе внешний долг — 16 млрд. руб. На уплату процентов нужно было ежегодно расходовать до 3 млрд. руб., что почти равнялось всем доходам предвоенного государственного бюджета.
Информация о работе Финансовая система и денежное хозяйство России в XIX — начале XX вв.