Финансовая система и денежное хозяйство России в XIX — начале XX вв.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 10:57, контрольная работа

Описание работы

Крымская война расстроила денежное обращение России, и в полосу буржуазных реформ страна вступила с неразменнным бумажноденежным обращением. Курс кредитного рубля в 60-70-х гг. все время стоял ниже паритета и был подвержен колебаниям (до 1877 г. был на 14 -24% ниже паритета). Во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. правительство выпустило в обращение значительное количество кредитных билетов, вследствие чего курс кредитного рубля сильно упал. В 1879 г. он равнялся 63 коп. золотом.

Содержание

1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

2. Возникновение кредитных учреждений и формирование кредитной

системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

3. Кредитная система в конце XIX — начале XX вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

4. Появление бумажных денег. Денежная реформа 1839—1843 гг.

(Канкрина Е.Ф.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

5. Подготовка и проведение денежной реформы 1895-1897 гг.

(Витте СЮ.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

6. Состояние бюджета в конце XIX — начале XX вв. Основные доходы бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

7. Основные направления расходования бюджетных средств в конце

XIX — начале XX вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

8. Развитие биржевой торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

9. Финансы и бюджет в годы первой мировой войны . . . . . . . . . . . . . . . . 24

10. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

Финансовая система России.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

     В первые годы после реформы удельный вес золотых монет в структуре денежного обращения значительно повышался, а бумажных денег снижался. В дальнейшем эти соотношения менялись в сторону увеличения бумажных денег. Однако до 1914 г. удалось сохранить систему золотого монометаллизма и важнейший принцип — обмен бумажных денег на золото.

     Введение  новой денежной системы не повлияло на изменение существующих цен, оно  лишь закрепило соотношение кредитных  рублей к золотым монетам. Переход  к золотому стандарту и создание устойчивой денежной системы способствовали подъему экономики России: расширилась инвестиционная деятельность, усилился прилив в народное хозяйство иностранных капиталов, активизировалось развитие промышленности, торговли и других отраслей. Однако главное требование реформы — почти 100%-ное покрытие выпуска кредитных билетов золотом; ограничивало эмиссионную деятельность Госбанка и делало денежную систему крайне жесткой. Получалось, что эмиссия зависела только от наличия золота, а не определялась экономическими потребностями страны: если запасы золота в стране уменьшались, то должен был сокращаться и выпуск бумажных денег. 
 
 
 

6. Состояние бюджета в конце XIX — начале XX вв.

Основные  доходы бюджета 

     В пореформенный период, после отмены крепостного права, состояние российских финансов было очень тяжелым. Огромный дефицит бюджета покрывался в основном иностранными и внутренними займами, а также выпуском бумажных денег. С конца 80-х годов XIX в. бюджет стал сводиться без дефицита.

     В начале XX в. в связи с русско-японской войной и поражением в ней бюджет вновь оказался в тяжелом положении. Предполагалось для погашения дефицита бюджета осуществить большую эмиссию кредитных билетов. Правительство воздержалось от исполнения такого решения, и уже в 1907 г. началось медленное улучшение состояния российских финансов. После выполнения бюджетов с небольшим дефицитом в 1907 и 1908 гг. все последующие бюджеты, по официальным данным, были бездефицитными. Правительство придавало состоянию бюджета важное значение. Бюджетная политика состояла в ликвидации дефицита, создании прочной финансовой основы для реализации важнейших задач капиталистического развития России.

Государственный бюджет России состоял из двух разделов: обыкновенного и чрезвычайного. Каждый из них включал определенные статьи доходов и расходов, после чего сводились данные по общему суммарному бюджету.

     За  разными бюджетами правительство  старалось спрятать некоторые виды государственных расходов, раздробить их на более мелкие, выдавать за экстренные и т.д. Это касалось прежде всего военных затрат, расходов на содержание аппарата управления, которые постепенно росли. Поэтому бездефицитность российского государственного бюджета во многом была обманчивой. В основном она касалась обыкновенного бюджета. Вместе с тем дефицитность по суммарному бюджету все-таки существовала.

     Большие доходы обыкновенного бюджета обеспечивались через налоги (прямые и косвенные). Налоги платили различные социальные слои населения. Но тяжесть налогового бремени была неодинаковой. Значительную долю по прямым налогам платило крестьянство. Крестьяне платили выкупные платежи, государственный поземельный налог. Эти платежи поступали в доходы госбюджета. В местный бюджет шли земские налоги. Выплаты зависели от средней доходности земли.

     Выкупные  платежи ввиду их постоянного недобора были снижены в 1882 г., а затем, после 1906 г., отменены. Отмена выкупных платежей лишила казну ежегодных поступлений в сумме более 90 млн. руб. Они были компенсированы повышением ставок многих налогов, в том числе поземельного и промыслового.

     Помещики  платили государственный поземельный  и земские налоги. Ставка была такая  же, как и на крестьянские земли.

     Промышленники и торговцы платили в госбюджет  промысловый налог (промналог). Он был установлен в 1898 г. и состоял из двух частей: основного (патентного) и дополнительного. При определении величины основного налога учитывались многие факторы, но основными были полученная сумма прибыли и величина основного капитала. Размер налога колебался от 500 до 1500 руб. для - промышленных предприятий и от 12 до 500 руб. — для торговцев. Дополнительный налог различался для акционерных и частных предприятий.

В среднем  промналог до 1906 г. составлял 22,2% от полученной в промышленности прибыли. Затем ставка была повышена в среднем  до 30%.

     Помимо промналога промышленники и торговцы платили земские налоги. Величина прямого налога, установленного на денежные капиталы, была незначительной. Поэтому в доходах государственного бюджета этот налог не играл существенной роли.

     Политика  правительства была направлена на усиление косвенного налогообложения. Косвенные налоги выступали прежде всего в виде акцизов. Их доля в доходах бюджета 1913 г. доходила до 47%, в то время как прямые налоги составляли 8%. Акцизы были установлены на такие виды товаров, как сахар, табак, водка, вино, керосин, спички, бумага, дрожжи и т.д. Поскольку эта продукция являлась для малообеспеченных слоев населения товарами первой необходимости, то рост цен на нее в первую очередь отражался на их материальном положении.

     Повышение заработной платы не позволяло нейтрализовать рост цен на указанные товары.

     Так, зарплата фабрично-заводских рабочих  возросла в 1901 — 1907 гг. на 20%, тогда как  косвенные налоги возросли за этот период на 57%. С 1907 по 1913 г. эти показатели соответственно были равны 5 и 32%.

     Первым  по величине налогом в системе  акцизного обложения был "питейный" налог, установленный на винно-водочную продукцию и дававший более 25% доходов бюджета 1913 г. За ним следовал другой косвенный налог — таможенные пошлины.

     Большие доходы казна получала от экспорта продукции, прежде всего зерновых, а также от деятельности государственного сектора. По официальной российской статистике тех лет, доходы госсектора имели устойчивую тенденцию роста. В 1900 г. валовой доход государственного хозяйства к общей сумме государственных доходов составлял 31%, в 1913 г. — 34%.

     Доходы  по чрезвычайному бюджету состояли в основном из займовых средств (внутренних и внешних), а также поступлений от выпуска кредитных билетов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Основные направления расходования бюджетных средств

в конце XIX — начале XX вв. 

     Государственные расходы обыкновенного бюджета  группировались по министерствам и главным управлениям, имеющимся тогда в России. В самостоятельные статьи расходов были вынесены платежи по государственным долгам, затраты на содержание императорского дома, высших государственных учреждений, Синода. Платежи по внутреннему и внешнему государственным долгам не были разделены. Такая группировка позволяла прятать некоторые непроизводительные расходы, например военные. Но даже несмотря на это, доля прямых военных расходов, проходивших в основном по Военному и Морскому министерствам, постоянно росла. Так,-в 1900 г. от общей суммы расходов она составляла 25,6%, а в 1913 г. — 28,5%. Постоянно росли и затраты, связанные с содержанием аппарата управления, проходившие в основном по Министерству внутренних дел, Министерству Юстиции, высшим государственным учреждениям и Синоду.

     Доля  непроизводительных расходов в бюджете  постоянно увеличивалась. В 1913 г. она составляла 59% всей расходной части бюджета.

     К производительным расходам относились казенные затраты, направляемые на развитие государственного и частного секторов экономики, социальной сферы (медицины, образования, культуры и т.д.). Самой крупкой статьей среди расходов на развитие социальной сферы были расходы на просвещение. В 1913 г. они выросли по сравнению с 1900 г. в 2,4 раза, но в то же время составляли всего 4,3% расходов бюджета.

     Россия  имела большой государственный  долг, который значительно вырос в начале XX в. Так, за период с 1881 по 1900 г. государственный долг вырос с 4,9 млрд. до 7,9 млрд. руб. (в том числе внешний долг — 3,9 млрд. руб.), в то время как с 1900 по 1914 г. он вырос более значительно — с 7,9 млрд. до 12,7 млрд. руб. (в том числе внешний долг — 5,4 млрд. руб.). Соответственно росли и расходы бюджета по его обслуживанию.

     В расходную часть чрезвычайного  бюджета включались следующие виды расходов: погашение займов; средства, ассигнуемые на сооружение и выкуп железных дорог, портов; всевозможные чрезвычайные расходы, в том числе связанные с перевооружением армии, ликвидацией последствий войны и неурожаев и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8. Развитие биржевой торговли 

      Развитие  банковской системы, промышленный подъем конца XIX в. повысили значение биржевой торговли. К концу столетия в России наблюдался рост числа бирж: если до 1861 г. их было лишь шесть, то к 1898 г. – уже 24, а к началу Первой мировой войны насчитывалось более 100 бирж. Происходили и качественные изменения в организации биржевого дела. В широких масштабах стала осуществляться продажа валют, переводных векселей, государственных ценных бумаг, облигаций государственных и железнодорожных займов, ипотечных бумаг. Наибольшим спросом на биржах страны пользовались акции металлургических и механических предприятий, коммерческих банков и нефтяных компаний.

      Возросший объем промышленного производства, расширение внутреннего рынка, а  также растущие международные торговые отношения способствовали формированию новых форм биржевой торговли. Впервые появились специализированные товарные биржи, ведущее положение среди которых занимали зерновые, что было неудивительно, поскольку Россия вышла на первое место среди мировых экспортеров зерна. Особенно активизировалась биржевая деятельность в начале XX в. Настоящий биржевой бум начался с 1905 г., и в его результате до 1912 г. было учреждено более 40 новых бирж. Всего же на 1 января 1913 г. в стране действовали 93 общие и специализированные биржи.

      Вместе  с увеличением размаха биржевой торговли и количества бирж росло их значение в качестве всесословных предпринимательских организаций. Биржи в России управлялись биржевыми собраниями и комитетами. Биржевое собрание состояло из выборных (гласных) в количестве от 80 до 150 человек – от всего биржевого сообщества (его образовывали все ведущие на бирже дела купцы первой и второй гильдий). В его компетенцию входили: установление правил торговли, обращение с ходатайствами в правительство о своих нуждах и потребностях, рассмотрение и утверждение смет, выборы состава биржевых комитетов и утверждение их отчетов. Численный состав биржевых комитетов колебался в пределах 15-25 человек. Именно биржевой комитет решал все текущие дела биржевого сообщества и подготавливал ходатайства в правительственные организации о нуждах биржевой торговли. Биржевые комитеты содействовали консолидации торгово-промышленных кругов России. В конце XIX – начале XX вв. они превратились в крупнейшие организации "третьего сословия", игравшие роль представительных учреждений.

      Среди руководителей биржевого сообщества лидирующие позиции занимали представители  крупного капитала. Во главе Петербургского биржевого комитета десятилетиями  стоял А.Я. Прозоров – один из виднейших  руководителей Волжско-Камского банка. Председательский пост в Московском биржевом комитете много лет занимал Г.А. Крестовников – глава старейшего Московского купеческого банка. Самой авторитетной биржевой организацией был Московский биржевой комитет, объединявший вокруг себя около 500 семей торгово-промышленного сословия, главным образом центра страны[11].

      Биржа в России заняла место фактически отсутствовавших органов официального представительства предпринимателей. Это отвечало и интересам правительства, так как закон официально запрещал заниматься на бирже обсуждением политических вопросов, а круг рассматриваемых там проблем экономической политики в основном ограничивался интересами предпринимателей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

8. Финансы и бюджет в годы первой мировой войны 

     В годы первой мировой войны резко  увеличилась потребность государства  в финансовых ресурсах. Поступления  же в бюджет сократились, в частности уменьшился таможенный доход, поступления от государственного сектора. В 1914 г. было принято решение о запрете продажи алкогольных напитков. В результате реализации только этого решения казна потеряла огромную сумму. Государственный бюджет стал сводиться с дефицитом.

     Правительство пыталось компенсировать недополученные средства путем выпуска внутренних долгосрочных государственных займов, краткосрочных обязательств, получения внешних займов, а также эмиссии бумажных денег.

     Госбанк получил право выпускать кредитные  рубли, не покрытые золотом. Наводнение рынка бумажными деньгами, не обеспеченными золотом, приводило к тому, что золотое содержание рубля снижалось, количество золота в обращении уменьшилось. Был отменен размен бумажных денег на золото. Нарушение принципов денежного обращения, а также сокращение производства потребительских товаров вели к росту инфляции и цен.

     Уже в августе 1914 г. правительство прибегало  к внутреннему займу, разместив  билеты государственного казначейства на сумму 25 млн. руб. Резко увеличился объем внешнего заимствования. Займы увеличивали государственный долг России. К октябрю 1917 г. он достиг 60 млрд., в том числе внешний долг — 16 млрд. руб. На уплату процентов нужно было ежегодно расходовать до 3 млрд. руб., что почти равнялось всем доходам предвоенного государственного бюджета.

Информация о работе Финансовая система и денежное хозяйство России в XIX — начале XX вв.