Финансовая система и денежное хозяйство России в XIX — начале XX вв.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 10:57, контрольная работа

Описание работы

Крымская война расстроила денежное обращение России, и в полосу буржуазных реформ страна вступила с неразменнным бумажноденежным обращением. Курс кредитного рубля в 60-70-х гг. все время стоял ниже паритета и был подвержен колебаниям (до 1877 г. был на 14 -24% ниже паритета). Во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. правительство выпустило в обращение значительное количество кредитных билетов, вследствие чего курс кредитного рубля сильно упал. В 1879 г. он равнялся 63 коп. золотом.

Содержание

1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

2. Возникновение кредитных учреждений и формирование кредитной

системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

3. Кредитная система в конце XIX — начале XX вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

4. Появление бумажных денег. Денежная реформа 1839—1843 гг.

(Канкрина Е.Ф.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

5. Подготовка и проведение денежной реформы 1895-1897 гг.

(Витте СЮ.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

6. Состояние бюджета в конце XIX — начале XX вв. Основные доходы бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

7. Основные направления расходования бюджетных средств в конце

XIX — начале XX вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

8. Развитие биржевой торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

9. Финансы и бюджет в годы первой мировой войны . . . . . . . . . . . . . . . . 24

10. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

Финансовая система России.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

     Госбанк стал главным банком России. Он являлся хранителем золотого запаса страны и был ее центральным эмиссионным учреждением. Только Госбанк имел право осуществлять денежную эмиссию. В различных местностях страны имелись конторы и многочисленные его отделения.

     Денежные  средства Госбанка в основном были казенными. Частные лица аккумулировали свои денежные средства в коммерческих банках.

     Государственный банк являлся центром краткосрочного кредита. Долгосрочный ипотечный кредит в России предоставляли два крупных государственных банка — Крестьянский поземельный и Дворянский земельный, которые были образованы соответственно в 1882 и 1885 гг., а также коммерческие банки.

     Крестьянский  поземельный банк выдавал крестьянам ссуды на покупку земли, а также  помогал дворянам продавать свою землю на выгодных условиях. Роль Крестьянского банка возросла после 1906 г. в связи с реализацией аграрной реформы П.А. Столыпина.

     Дворянский  земельный банк оказывал всяческую  поддержку помещичьим хозяйствам. Он выдавал ссуды дворянам-землевладельцам под залог их земли.

Дворянский  и Крестьянский банки имели разветвленную  сеть своих контор и отделений  в различных губерниях страны.

     Развитие  коммерческих банков в России всегда находилось под жестким контролем  правительства. В 60-е годы XIX в. поощрялось учредительство коммерческих банков. В 70-е годы правительство, опасаясь конкуренции между банками, стало резко ограничивать их учредительство, даже введя запрет, который был отменен в 1883 г. Но вплоть до 1917 г. правительство ограничивало учреждение новых банков через жесткое законодательство. При этом некоторые коммерческие банки, чаще всего крупные петербургские и московские, получали правительственную поддержку. За счет средств Госбанка осуществлялось их неуставное долгосрочное финансирование.

     Искусственно  ограничивая конкуренцию между банками, а также создавая для отдельных банков привилегированные условия, правительство содействовало концентрации банков и централизации их капиталов. Результатом такой политики явилось сравнительно небольшое количество действовавших коммерческих банков. В начале XX в. в России их было 42, в то время как в странах Европы насчитывалось несколько сотен.

     Более половины банковского капитала было сосредоточено в Петербурге. Именно в этом городе были образованы очень  крупные банки, например Международный банк, Азовско-Донской. В Москве преобладали средние, а в провинции — мелкие банки.

     Основными операциями коммерческих банков были учет векселей, выдача ссуд под залог ценных бумаг, имущества, товаров, земли, а также привлечение средств во вклады и ведение текущих счетов. Следует отметить, что кредиты, выдаваемые коммерческими банками, были, как правило, более "дорогими". Так, средний учетный процент коммерческих банков в конце XIX в. составлял 7—8%, а Госбанка - 5,5-6%.

     Наряду  с государственным и коммерческими банками в финансово-кредитную систему России входили и другие структуры: учреждения малого кредита, организации частного банкирского промысла, сберегательные кассы.

Сеть  учреждений малого кредита была достаточно разветвленной. Она включала следующие основные звенья: общества взаимного кредита, кредитные и ссудо-сберегательные товарищества, земские кассы, городские банки и другие учреждения. Все они действовали на основании учрежденных правительством уставов, строго определявших их деятельность и порядок ведения отчетности. Они были обязаны информировать правительство о результатах своей годовой деятельности.

     Учреждения  малого кредита выдавали краткосрочные  кредиты мелким торговцам, промышленникам. Средний размер кредита, предоставляемого в конце XIX в. членам кредитных обществ, равнялся 77 руб.

В 1912 г. 60% капиталов учреждений малого кредита  составляли местные вклады и ссуды, около 10% — вклады казны, оставшиеся 30% — собственно ресурсы самих  учреждений.

     В конце XIX в. в финансово-кредитной системе России значительную роль играли предприятия частного банкирского промысла. К ним относились банкирские дома (банкирские конторы) и меняльные лавки.

     До 90-х годов XIX в. в России не было специального законодательства для учреждений банкирского промысла. Их владельцы получали как купцы гильдейские свидетельства на право ведения кредитных и финансовых операций. Законодательство 1895 г. упорядочило работу этих звеньев. Оно было направлено против финансовых нарушений, которых было много. Так, меняльным лавкам запрещалось проводить операции краткосрочного кредита, а также по обмену валюты. За ними закреплялось право размена денежных знаков и оплаты купонов ценных бумаг, вышедших в тираж. Министерству финансов разрешалось проводить ревизию любого банкирского заведения без особого на то разрешения владельца.

     В начале XX в. многие учреждения частного банкирского промысла разорились и стали банкротами. Однако их численность по-прежнему оставалась значительной. По данным министерства финансов в 1910 г. в России было 287 банкирских контор (домов), 88 меняльных лавок. Большинство из них находилось в столице и других крупных городах.

     В разветвленной финансово-кредитной  системе России с конца XIX в. возрастала роль сберегательных касс. За 15 лет — с 1895 по 1910 г. — количество сберкасс удвоилось, а годовые вклады увеличились в 4 раза. Чистый доход сбережений населения также возрастал. Увеличилось количество вкладчиков.

     Рост  числа банков, учреждений малого кредита, сберкасс в конце XIX — начале XX вв. свидетельствовал о том, что в развитии финансово-кредитных отношений в России наметился определенный прогресс, хотя потребности страны в них еще не удовлетворялись полностью. Кредитно-финансовая система нуждалась в дальнейшем совершенствовании и развитии.

      С начала XX в. обозначилось новое явление в истории отечественного крупного предпринимательства – усиленное проникновение банковского капитала в сферу промышленного производства, возникновение объединенных промышленно-банковских монополий, ориентированных большей частью на оборонные отрасли промышленности. В 1912 г. Русско-Азиатский банк установил свой контроль над обществом Путиловских заводов и за два года превратил его в организационный центр мощной военно-промышленной группы, куда также вошли Товарищество Невского судостроительного и механического завода, Русское общество для изготовления снарядов и военных припасов, а также ряд других предприятий. По сути, возник громадный военно-промышленный концерн.

      Финансово-промышленные группы были созданы и другими банками Санкт-Петербурга: Петербургским международным, Учетным, Ссудным и др. Все эти группы так или иначе были ориентированы на оборонные отрасли промышленности, в результате чего между ними развернулась острая конкурентная борьба за выгодные правительственные заказы. 
 
 
 
 

4. Появление бумажных денег.

Денежная  реформа 1839—1843 гг. (Канкрина Е.Ф.) 

     Состояние экономики, финансов, денежного обращения  наиболее полно проявляется в бюджете. В послепетровский период развития экономики России государственный бюджет постоянно сводился с дефицитом. Это объяснялось быстро растущими расходами казны: военными, связанными с содержанием армии, растущего аппарата управления, царского двора, поддержкой дворянского землевладения. Налоги, собираемые в основном с крестьянского населения, доходы от внешней торговли и другие источники доходных поступлений не способны были перекрыть расходы государства. Чтобы увеличить доходы казны и ликвидировать дефицит бюджета, правительство Екатерины II впервые прибегло к получению государственных займов (первый заем был получен в Амстердаме на сумму 7,5 млн. гульденов), и был осуществлен выпуск бумажных денег-ассигнаций (1769 г.).

     Еще одна причина выпуска ассигнаций — неудобство в использовании серебряной и медной монеты при крупных торговых оборотах. Ассигнации были выпущены достоинством 100, 75, 50 и 25 руб. Ассигнации обеспечивались серебряной и медной монетой, находившейся в распоряжении ассигнационных банков. Первоначально ассигнации свободно разменивались на монеты. В связи с ростом расходов бюджета правительство постоянно прибегало к эмиссии ассигнаций, в результате произошло их обесценивание. Размен был прекращен. К концу века ассигнационный рубль обесценился на треть, он упал до 68 коп. серебром.

     Правительство пыталось укрепить ассигнационный рубль, устанавливая принудительный его курс, однако уровень его не удавалось повысить. Население отказывалось использовать ассигнации и предпочитало серебряную и медную монету.

     Рост  государственных займов в 30-е годы XIX в., а также расширение внешнего товарооборота и его активность создали условия для притока золота и серебра в страну из-за границы. Объемы дорогого металла увеличивались также за счет его добычи внутри страны. Достаточные запасы серебра, накопленные в стране, обеспечили возможность проведения денежной реформы (1839—1843 гг.), установившей систему серебряного монометаллизма. Она получила название "реформы Канкрина", по имени министра финансов, проводившего ее. В качестве основной денежной единицы был введен серебряный рубль. Он был приравнен к 3 руб. 50 коп. ассигнаций. Таким образом, ассигнационный рубль продолжал обесцениваться. Ассигнациям отводилась вспомогательная роль. С 1841 г. стали выпускаться новые денежные знаки — государственные кредитные билеты 50-рублевого достоинства, которые обращались параллельно с серебряными рублями и разменивались на серебряные монеты. С 1843 г. начался обмен ассигнаций на государственные кредитные билеты, который продолжался до 1852 г.

     Денежная  система, созданная реформой 1839—1843 г., оказалась неустойчивой, так как отсутствовали условия для нормального ее функционирования. В ходе Крымской войны и после ее окончания правительство не раз прибегало к эмиссии для покрытия дефицита бюджета. В результате курс кредитного рубля постоянно снижался по сравнению с курсом серебряного рубля. Ввиду этого свободный обмен был отменен. Огромный дефицит бюджета, рост инфляции, а также отсутствие радикальных мер по оздоровлению финансовой системы привели к тому, что система денежного обращения к середине 50-х годов XIX в. оказалась в глубоком кризисе. России потребовалось еще более 50 лет для создания устойчивой денежной системы, основанной на золоте. 
 
 
 
 
 

5. Подготовка и проведение денежной реформы 1895-1897 гг. (Витте СЮ.) 

     Капитализация экономики России и промышленный подъем России, начавшийся в конце XIX в., требовали существенных изменений в области финансов, денежного обращения и кредита.

     После некоторых предварительных мероприятий в 1895—1897 гг. была проведена денежная реформа, установившая систему золотого монометаллизма. В основу денежного обращения было положено золото. Золотой рубль содержал 0,774235 г. чистого золота. Выпуск золотых монет был не ограничен. Они были следующего достоинства: 15 руб. — империал, 10 руб. — червонец, 7 руб. 50 коп. — полуимпериал и 5 руб. Вспомогательная роль отводилась серебряным монетам. В отличие от золотых монет их выпуск строго ограничивался. Он не должен был превышать суммы 3 руб. на каждого жителя страны. Также выпускалась медная монета мелкого достоинства. Однако такая денежная система требовала больших запасов золота при проведении реформы и в дальнейшем для сохранения стабильности курса рубля. К 1895 г. — началу проведения реформы — Государственный банк России накопил 1095 млн. руб. золотом. Эта сумма позволяла обеспечить золотое покрытие кредитных билетов, находившихся в то время в обращении. Основными источниками поступления золота в страну были государственные займы, экспорт сельскохозяйственной продукции и добыча российского золота. Кроме того, владельцы золотых слитков могли свободно предоставить их государственным органам для чеканки монет.

     Денежное  обращение кроме монетной системы  включало также бумажные деньги. Кредитные билеты выпускались в строго ограниченном размере, обусловленном потребностями денежного обращения и наличием золота. При этом стоимость золотого запаса, обеспечивавшего кредитные билеты, должна была быть не менее половины общей суммы выпущенных в обращение кредитных билетов. Кредитные билеты, выпускавшиеся в обращение сверх установленной нормы, обеспечивались золотом в соотношении 1 : I. В период проведения реформы государственному банку предоставлялось право выпускать кредитные билеты, не покрытые золотом, в размере не более 300 млн. руб. Банкноты, выпускаемые банком, могли свободно обмениваться на золотые монеты без ограничения. Кредитные билеты выпускались следующего достоинства: 500, 100, 25, 10, 5, 3 и 1 руб. При этом фактически была проведена девальвация рубля. Кредитный рубль был приравнен к 66,3 коп. золотом, что соответствовало установившемуся в то время курсу. Реформа, таким образом, способствовала уменьшению государственного долга на треть.

Информация о работе Финансовая система и денежное хозяйство России в XIX — начале XX вв.