Финансовая система государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и определение сущности такой финансовой категории как финансовая система, а так же взаимосвязь этой категории с другими не менее значимыми финансовыми категориями.
Для достижения цели в работе последовательно решались следующие задачи:
1. рассмотрение сущности финансовой системы государства, критерии и принципов финансовых отношений, включаемых в финансовую систему;
2. изучение сферы и звеньев финансовой системы, их характеристики;
3. исследование дискуссионных вопросов состава и структуры финансовой системы в современной экономической литературе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..
4
1. Сущность финансовой системы государства, критерии и принципы финансовых отношений, включаемых в финансовую систему…………………………………………………………………….


6
2. Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика………….
11
3. Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы в современной экономической литературе…………………...

17
Заключение………………………………………………………………..
25
Список использованных источников……………………………………
28

Работа содержит 1 файл

Финансовая система государства.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

Но, тем не менее, выделять эти отношения в самостоятельную сферу финансовой системы нет экономических оснований. Страховые организации (государственные и негосударственные) функционируют на тех же принципах, что и другие коммерческие организации, «преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности». Именно по этой причине страховые организации в Гражданском кодексе Республики Беларусь не выделяются в самостоятельную сферу или звено субъектов хозяйствования.

Что же касается социального страхования, то применительно к Республике Беларусь финансовые отношения, формируемые в этом сегменте, материализуются в бюджете Фонда социальной защиты населения, который включается, согласно законодательству, в состав республиканских внебюджетных фондов.

Есть и такие экономисты, которые в составе финансовой системы не выделяют крупные сферы, а включают в нее лишь отдельные звенья. Так, в учебнике «Финансы» под редакцией профессора Л.А. Дробозиной в состав финансовой системы включены только звенья (государственный бюджет, государственный кредит, внебюджетные фонды, фонды различных форм собственности и др.).

Такая классификация финансовой системы недостаточно точна, так как в ней не выделены крупные блоки (сферы), включающие ряд мелких звеньев финансовой системы. Кроме того, в указанном выше составе финансовой системы отсутствует финансовый аппарат, являющийся важным звеном финансовой системы, организующим финансовые отношения в обществе.

Что касается отдельных звеньев, включаемых в каждую из сфер финансовой системы, то этот вопрос освещается в экономической литературе по-разному.

Рассмотрим состав звеньев первой сферы — «финансы субъектов хозяйствования». Отдельные экономисты включают в эту сферу три звена: 1) финансы коммерческих предприятий и организаций; 2) финансовые посредники (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации, другие финансовые институты); 3) финансы некоммерческих организаций. Некоторые авторы выделяют в составе первой сферы финансовой системы четыре звена: 1) финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; 2) финансы предприятий, осуществляющих некоммерческую деятельность; 3) финансы государственных и муниципальных предприятий; 4) финансы общественных организаций (объединений). Наконец, есть и такие экономисты, которые включают в состав первой сферы финансовой системы всего два звена: 1) финансы коммерческих организаций и 2) финансы некоммерческих организаций. Отдельные экономисты кроме перечисленных выше звеньев включают в указанную сферу и домашние хозяйства.

Как видно из сказанного, среди экономистов пока нет единого мнения по вопросу состава звеньев сферы субъектов хозяйствования. До недавнего времени не было единого мнения по этому вопросу и среди экономистов Республики Беларусь. С принятием Гражданского кодекса Республики Беларусь в 1998 г. этот вопрос можно считать разрешенным. В соответствии с указанным кодексом в Республике Беларусь субъекты хозяйствования включают юридические и физические лица. К юридическим лицам относятся: коммерческие организации, а именно хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, в том числе сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства; некоммерческие организации, в которые включаются такие юридические лица, как ассоциации (союзы) — объединения коммерческих организаций, объединения некоммерческих организаций, объединения коммерческих и некоммерческих организаций, потребительские кооперативы, учреждения, товарищества собственников, фонды. К фонду относится некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Физические лица — это граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, т.е. индивидуальные предприниматели.

Необходимо также иметь в виду, что в состав домашних хозяйств, согласно Системе национальных счетов, входят индивидуальные предприниматели, которые в Республики Беларусь включены в самостоятельное звено финансовой системы (в сфере «финансы субъектов хозяйствования»). Получается, что одна часть домашних хозяйств (индивидуальные предприниматели) включена в финансовую систему, а более значительная часть физических лиц домашних хозяйств, включающая одно лицо или группу лиц, но не занимающихся предпринимательством; не включаются в домашние хозяйства. Чтобы устранить это противоречие необходимо в ближайшее время внести соответствующие коррективы в законодательство Республики Беларусь, т.е. вместо индивидуальных предпринимателей включить в число хозяйствующих субъектов (и, следовательно, в состав сферы «финансы субъектов хозяйствования») домашние хозяйства.

Что касается такого звена, как «финансовые посредники», которое включается некоторыми экономистами в состав первой сферы финансовой системы, исходя из Гражданского кодекса Республики Беларусь, его нельзя включать в первую сферу. Финансовые посредники по характеру своей деятельности относятся к коммерческим организациям и, следовательно, должны включаться в звено «финансы коммерческих организаций».

Нет единого мнения у экономистов и по вопросу состава звеньев государственных (централизованных) финансов. Большинство экономистов в сферу государственных финансов включают обычно такие звенья, как «государственный бюджет», «внебюджетные фонды», «государственный кредит», «фонды страхования».

Включение первых трех звеньев у большинства экономистов не вызывает возражений. Что касается страхования, то включение этого звена в состав государственных финансов экономически необоснованно, так как все страховые организации Россини Беларуси (в том числе и Белорусское государственное унитарное предприятие «Белгосстрах») функционируют как хозрасчетные предприятия, они получают прибыль от своей деятельности, вносят на общих основания в бюджет соответствующие платежи и т.д. Поэтому правомерно, как уже отмечалось выше, страховые организации включать в звено «коммерческие организации». Дополнительным аргументом о нецелесообразности выделения страхования в самостоятельное звено финансовой системы является тот факт, что в ведущих зарубежных странах страхование не выделяется в качестве самостоятельного звена финансовой системы [27, c. 39].

В последнее время в состав общегосударственных финансов отдельные экономисты включают и такое звено, как финансовый или фондовый рынок, который объединяет такие секторы, как рынок межбанковских кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты. По нашему мнению, все денежные операции, имеющие место в перечисленных выше секторах фондового рынка, выполняют соответствующие финансовые посредники (кредитные организации, биржи и другие финансовые институты), которые, как отмечалось выше, включаются в коммерческие организации. Поэтому выделять дополнительное звено — «фондовый рынок» — в составе государственных финансов нет необходимости.

Все сказанное выше говорит о том, что вопросы состава и структуры финансовой системы государства остаются дискуссионными и требуют дальнейшего осмысления и обсуждения. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов прежде всего касаются границ финансовых отношений. Выделяют 2 момента, по которым не совпадают точки зрения:

- на каких стадиях возникают финансовые отношения:

1) Распределительная концепция (сводит финансовые отношения только к стадии распределения). Финансы влияют опосредственно на производство, потребление, там учитываются только материально-вещественные факторы).

2) Воспроизводственная концепция. Финансы возникают на всех стадиях воспроизводственного процесса + обмен. Основной их аргумент - мощное влияние финансов на производство, потребление, обмен.

- включать ли личные распределительные отношения :

Некоторые считают, что распределительные отношения существуют только на общественном уровне, другие - что следует включать также и личные финансы (бюджет). У нас идет созревание необходимости включения таких финансов [29, с.55].

По отличительным признакам - расхождение в вопросе о том, следует ли в качестве свойств финансовых отношений указывать признак императивности (проф. Вознесенский) - это значит. что финансовые отношения регламентируются государством через нормативно-правовые документы.

Таким образом, названные выше субъекты хозяйствования (коммерческие и некоммерческие организации и индивидуальные предприниматели) и являются тремя звеньями первой сферы финансовой системы — «финансы субъектов хозяйствования». Однако до конца не решен вопрос о включении в первую сферу финансовой системы домашних хозяйств. Большинство экономистов не включают домашние хозяйства в состав финансовой системы. Об этом сказано и в энциклопедическом словаре. Однако некоторые  экономисты придерживаются другого мнения, они считают, что в составе сферы «финансы субъектов хозяйствования» в качестве отдельного звена необходимо выделять домашние хозяйства.

Представляется, что выделение домашних хозяйств в качестве одного из звеньев первой сферы финансовой системы (финансы субъектов хозяйствования), имеет серьезные основания, так как в этом сегменте существуют определенные экономические отношения, возникающие при реальном обороте денег. Домашние хозяйства являются важной экономической ячейкой общества, где осуществляется процесс формирования денежных доходов и их использование как на внутренние нужды (на приобретение продовольственных, промышленных и иных товаров), так и на общественные потребности (путем внесения платежей в республиканский и местные бюджеты и их последующего использования на финансирование плановых мероприятий).

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В экономической литературе нет устоявшегося определения финансовой системы. Многие экономисты видят в ней совокуп­ность сфер и звеньев финансовых отношений, посредством кото­рых образуются и используются различные фонды денежных средств. Данное определение требует уточнения.

Известно, что финансовые отношения объективны, но они подвергаются субъективным воздействиям, могут перестраи­ваться в тех направлениях, которые государство (а именно фи­нансовый аппарат в лице Министерства финансов, Министер­ства по налогам и сборам Республики Беларусь) сочтет необхо­димыми. Поэтому правы те экономисты, которые в своих дефи­нициях указанной категории учитывают роль финансовых ор­ганов.

Из сказанного следует, что финансовая система представ­ляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распре­деление и использование централизованных и децентрализо­ванных фондов денежных средств.

В экономической литературе довольно часто термин «финан­совая система» применяется для обозначения совокупности фи­нансовых учреждений. Это неправильно. Финансовые учрежде­ния являются лишь составной частью финансовой системы.

Состав финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство федеральным или унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством. Поэтому в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовая система Беларуси имеет некоторые особенности. Они, в частности, состоят в том, что в составе финансовой системы Республики Беларусь отсутствует такое звено, как финансы федеральных органов власти. В системе внебюджетных фондов России насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы. Есть и другие особенности в составе финансовой системы Беларуси.

Финансовая система Республики Беларусь включает в себя сферы: общегосударственные (централизованные финансы) и финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованные финансы). В условиях рыночных отношений третьей сферой является финансовый рынок, служащий для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств и обеспечивающий процесс перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода.

В белорусской экономике идет процесс становления финансового рынка.

Следует отметить также и то, что ряд авторов в состав финансовой системы включают сферу финансовых органов (министерство финансов, финансовые органы отраслевых министерств, ведомств, предприятий и прочих структур, государственные налоговые службы и т.д.). В этом случае финансовые отношения связаны с системой государственного управления.

Необходимо отметить, что состав и структура финансовой системы в стране не является неизменной. По мере развития и совершенствования экономических отношений в обществе, углубления процессов интеграции с Россией и другими странами в составе финансовой системы Республики Беларусь происходят определенные изменения.

В современной экономической литературе нет единого мнения по многим вопросам содержания финансовой системы. К наиболее дискуссионным проблемам, в частности, относятся вопросы:

- количества и наименования сфер финансовой системы;

- количества и названия звеньев финансовой системы, включаемых в соответствующие сферы финансовой системы.

Некоторые экономисты выделяют кроме названных выше сфер финансовой системы, еще одну сферу финансовой системы — сферу страхования, куда включают: социальное страхование, личное и имущественное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. Безусловно, финансовые отношения, связанные с личным, имущественным и другими видами страхования, являются очень важной составляющей в общей совокупности финансовых отношений государства.

Но, тем не менее, выделять эти отношения в самостоятельную сферу финансовой системы нет экономических оснований. Страховые организации (государственные и негосударственные) функционируют на тех же принципах, что и другие коммерческие организации, «преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности». Именно по этой причине страховые организации в Гражданском кодексе Республики Беларусь не выделяются в самостоятельную сферу или звено субъектов хозяйствования.

Взаимосвязь каждой сферы и звена финансовой системы заключается и в том, что все они в совокупности оказывают серьезное воздействие на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем на финансирование многочисленных мероприятий, предусматриваемых в финансовых планах разного уровня.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1        Беларусь на пути прогресса: инновационная экономика, управление, право / [редколлегия: В. Г. Янчевский (председатель) и др.]: материалы XIII Международной научно-практической конференции, Минск, 23―24 апреля 2009 г.: тезисы выступлений преподавателей, научных сотрудников, аспирантов и магистрантов. - Минск: Частный институт управления и предпринимательства, 2009. - 365 с.

2        Бойко Т.С. Финансовое право: Учебное пособие. - Минск: Книжный дом, 2006. - 320с.

3        Василевская Т.И. Финансовый механизм воздействия на развитие национальной экономики Республики Беларусь // Экономический рост РБ. – Мн.: БГЭУ, 2009. – Т.1 – 345с.

Информация о работе Финансовая система государства