Финансовая система государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и определение сущности такой финансовой категории как финансовая система, а так же взаимосвязь этой категории с другими не менее значимыми финансовыми категориями.
Для достижения цели в работе последовательно решались следующие задачи:
1. рассмотрение сущности финансовой системы государства, критерии и принципов финансовых отношений, включаемых в финансовую систему;
2. изучение сферы и звеньев финансовой системы, их характеристики;
3. исследование дискуссионных вопросов состава и структуры финансовой системы в современной экономической литературе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..
4
1. Сущность финансовой системы государства, критерии и принципы финансовых отношений, включаемых в финансовую систему…………………………………………………………………….


6
2. Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика………….
11
3. Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы в современной экономической литературе…………………...

17
Заключение………………………………………………………………..
25
Список использованных источников……………………………………
28

Работа содержит 1 файл

Финансовая система государства.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

Государственные предприятия имеют закрепленные за ни­ми основные и оборотные фонды, находятся на самостоятель­ной смете и осуществляют регламентированные законом взаи­моотношения с государственным бюджетом. В зависимости от типа предприятия они обладают различной степенью автоном­ности, производственной и финансовой самостоятельности.

Следует отметить, что с 80-х гг. роль этого звена под влияни­ем процессов реприватизации значительной части государ­ственного сектора падает. Данная политика преследует цель по­вышения финансовой эффективности хозяйственных субъек­тов, находившихся в государственной собственности, поиск бо­лее интенсивных методов хозяйствования и управления ими [6, с.7].

Второй сферой финансовой системы развитых зарубежных стран выступают финансы частных предприятий, корпораций, монополий, которые возникают в ходе экономической деятель­ности и обеспечивают процесс производства и получения при­были. Они материализуются в виде денежного капитала, раз­личных денежных фондов предприятия.

В связи с тем, что деятельность предприятий осуществляет­ся на основе индивидуального кругооборота капитала, эти де­нежные фонды носят обособленный, децентрализованный ха­рактер. В то же время государство имеет непосредственные взаимоотношения с финансами частных предприятий. Они выра­жаются в виде взимания платежей в государственный бюджет, формирования амортизационного фонда, регламентации кре­дитных отношений, предоставления государственных субси­дий.

Частные предприятия составляют подавляющую часть ма­териального производства, на них приходится главная доля создаваемого валового внутреннего продукта и национального дохода. Поэтому государство использует различные методы (в т.ч. финансовые) для стимулирования деятельности этих пред­приятий, роста их накоплений, различных денежных фондов, связанных с ускорением научно-технического прогресса, созда­нием резервов, повышением квалификации работающих. Госу­дарство устанавливает льготный режим налогообложения при­были, систему ускоренной амортизации, предоставляет в ряде случаев бюджетные кредиты, оказывает другие формы финан­совой поддержки. В свою очередь частные предприятия своими платежами участвуют в формировании доходной базы государ­ственного бюджета, других государственных фондов.

С учетом вышеизложенного можно расширить определение финансовой системы. Каждое звено финансовой системы пред­ставляет собой определенную сферу финансовых отношений, а эта система в целом — совокупность различных сфер финан­совых отношений, в процессе которых образуются и использу­ются фонды денежных средств.

Таким образом,  финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. Финансовая си­стема отражает всю совокупность экономических отно­шений, складывающихся между экономическими агента­ми в процессе образования, распределения и использова­ния финансовых ресурсов. Финансовая система обеспечива­ет материальную основу существования государства, создание, сохранение и совершенствование его социально-экономичес­кой системы, приемлемых для общества политических, эконо­мических и социальных условий воспроизводства, формиро­вания производственных отношений, надстройки.

 


2  СФЕРЫ И ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

 

Финансовую систему можно представить в виде совокупности финансовых звеньев, призванных обеспечить государству выполнение его политических и экономических функций. Она состоит из четырех основных звеньев — государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Каждое звено представляет собой совокупность финансовых элементов, органически увязанных между собой и направленных на осуществление финансовой политики государства.

Главным звеном этой системы является государственный бюджет — крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.

Вторым по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. Под влиянием развития производительных сил, научно-технической революции происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их удельный вес в финансовой системе. Местные финансы охватывают широкую группу налогов, систему местного кредита, специальных фондов. Структура местных финансов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства. В США, например, в состав местных финансов входят бюджеты штатов, графств, муниципалитетов. На долю местных финансов в федеративных государствах (США, ФРГ, Канада) приходится от 40 до 50% всех ресурсов общегосударственной финансовой системы, в унитарных государствах — около 30% [2, с.40].

Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных предприятий. Государственные предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете, осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с госбюджетом. В зависимости от типа предприятия они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности.

Особое финансовое звено образуют специальные правительственные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от госбюджета и управляются непосредственно центральными властями. К ним относятся фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения. Первоначальной задачей этих фондов было финансирование отдельных целевых мероприятий, но затем функции специальных фондов расширились, они приобретают значение резервов, к которым правительство прибегает в случаях финансовых затруднений, т. е. они используются для повышения маневренности финансовой системы в целом.

Государственный бюджет — центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все основные финансовые институты — расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции — проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства. Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.

В современных условиях бюджет широко используется государством для воздействия на различные стороны экономического организма: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала и т. п. Формы государственного вмешательства в экономику различны. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, расширение государственного потребления. Государственный бюджет служит катализатором развития НТП в условиях резкого обострения конкуренции на мировых рынках. В начале 90-х годов доля государства в финансировании НИОКР составляла в западных странах от 40 до 60%.

Государство не только стимулирует процесс накопления, но и воздействует на реализацию общественного продукта, создавая дополнительный спрос через государственные закупки товаров и услуг. Гарантированный государственный рынок наряду с перераспределением совокупного платежеспособного спроса позволяет частично разрешать противоречие между производством и потреблением.

Быстрые темпы НТП повышают требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. Все это ведет к росту объема средств, направляемых на развитие социальной сферы — просвещение (главным образом начальное и среднее, а также профессиональная переподготовка кадров), здравоохранение, социальное обеспечение. Причем значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам. В развитых странах на социальные цели расходуется до 30% бюджетных средств.

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов. В США, например, федеральный бюджет построен по принципу «полного» бюджета и состоит из двух элементов: собственно правительственный бюджет и доверительные (траст) фонды [2, с.42].

Собственно правительственный бюджет охватывает и финансирует общенациональные программы, связанные с политическими, экономическими и социальными функциями государства. В составе его расходов — военные, экономические, внешнеэкономические и внешнеполитические, выплата процентов по федеральному долгу, социальные, на аппарат управления. Доходы формируются в основном за счет налогов (личный подоходный налог, налог на прибыли корпораций, акцизы, таможенные пошлины). Федеральные фонды составляют 70% всего федерального бюджета, на них приходится вся сумма бюджетного дефицита.

Важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства пра­вительства и местных органов власти, предназначенные для Финансирования расходов, не включенных в бюджет.

Широкое использование наряду с государственным бюджетом средств внебюджетных фондов обусловлено рядом причин, прежде всего ограниченностью бюджетных ресурсов. Формиро­вание внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнитель­ные финансовые ресурсы, которые затем используются на от­дельные мероприятия. По экономическому содержанию дан­ные фонды представляют собой форму перераспределения и ис­пользования финансовых ресурсов. Они имеют строго целевое назначение, включая:

1)  мобилизацию средств для пенсионного обеспечения;

2)  финансирование мероприятий, связанных с проблемами занятости населения;

3)  материальное обеспечение обязательного медицинского

страхования;

4)  поддержку развития приоритетных отраслей экономи­ки и т.д.

Мобилизация и использование средств указанных фондов осуществляются в специальных формах и особыми методами, в связи с чем эти фонды выделяют в самостоятельное звено госу­дарственных финансов. Формирование фондов производится за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основ­ные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавлива­ются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и отличаются определенной самостоя­тельностью. Число внебюджетных фондов в каждой стране оп­ределяет правительство. Например, в России действует более 30 фондов. В Республике Беларусь до 1998 г. их перечень также составлял не один десяток, что усложняло контроль за расходо­ванием. Руководство страны упразднило ряд фондов (напри­мер, фонд социальной защиты молодежи), а некоторые респуб­ликанские внебюджетные фонды включило в состав республи­канского государственного бюджета (фонды поддержки про­изводителей сельскохозяйственной продукции, содействия за­нятости, дорожный, фонд охраны природы, инновационный и др.). Согласно законодательству, областные и Минский город­ской Совет депутатов формируют местные целевые бюджетные фонды (в частности, местные целевые бюджетные жилищно-инвестиционные фонды). Из республиканских внебюджетных фондов к 2011г. остались лишь инновационные, формируемые республиканскими и некоторыми другими органами управления.

Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодатель­ством.

Среди звеньев общегосударственных финансов особую роль выполняет государственный кредит, посредством которого осуществляется накопление дополнительных финансовых ре­сурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность де­нежных отношений, возникающих между государством как за­емщиком (или заимодателем) денежных средств и физически­ми (юридическими) лицами, а также иностранными прави­тельствами в процессе формирования и использования обще­республиканского фонда денежных средств.

Объективная необходимость существования государствен­ного кредита кроется в постоянной нехватке средств государ­ственного бюджета на удовлетворение потребностей общества и в наличии бюджетного дефицита.

Государственный кредит может быть внутренним и внеш­ним. Внутренним называется государственный кредит, разме­щаемый внутри страны, а внешним — размещаемый в других странах.

В Российской Федерации и в Республике Беларусь преиму­щественное развитие получил внутренний государственный кредит. Однако постоянная нехватка в последние годы внутрен­них финансовых ресурсов побуждает правительства обеих стран все шире привлекать внешний, т.е. международный, государ­ственный кредит.

Необходимо отметить, что авторы ряда учебных пособий по финансам выделяют в составе общегосударственных финансов еще одно звено — фонды страхования, или государственное, Имущественное, личное и другие виды страхования. Безуслов­но, финансовые отношения, связанные с личным, имуществен­ным и другими видами страхования, являются очень важным Вектором в общей совокупности финансовых отношений госу­дарства. Но выделять их в самостоятельное звено общегосудар­ственных финансов нет экономических оснований. Страховые организации (государственные и негосударственные), форми­рующие фонды страхования, функционируют на тех же прин­ципах, что и другие коммерческие организации, «преследую­щие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности». Именно по этой причине страховые организации не выделяются в Гражданском кодексе Республики Беларусь как самостоятельная сфера или звено субъектов хозяйствова­ния. Их следует включать в состав коммерческих организаций.

В последние годы отдельные экономисты относят к общего­сударственным финансам и такое звено, как фондовый рынок, который объединяет рынки межбанковских кредитов, ценных бумаг и рынок валюты. Все денежные операции в перечислен­ных секторах фондового рынка выполняют соответствующие финансовые посредники (кредитные организации, биржи и другие финансовые институты), которые принадлежат к ком­мерческим организациям. Следовательно, выделять дополни­тельное звено — фондовый рынок — в составе общегосудар­ственных финансов нет необходимости.

Информация о работе Финансовая система государства