Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и определение сущности такой финансовой категории как финансовая система, а так же взаимосвязь этой категории с другими не менее значимыми финансовыми категориями.
Для достижения цели в работе последовательно решались следующие задачи:
1. рассмотрение сущности финансовой системы государства, критерии и принципов финансовых отношений, включаемых в финансовую систему;
2. изучение сферы и звеньев финансовой системы, их характеристики;
3. исследование дискуссионных вопросов состава и структуры финансовой системы в современной экономической литературе.
Введение…………………………………………………………………..
4
1. Сущность финансовой системы государства, критерии и принципы финансовых отношений, включаемых в финансовую систему…………………………………………………………………….
6
2. Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика………….
11
3. Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы в современной экономической литературе…………………...
17
Заключение………………………………………………………………..
25
Список использованных источников……………………………………
28
Общегосударственные финансы тесно связаны с финансами предприятий, с которыми у них единый источник — создаваемый в народном хозяйстве национальный доход. Связь между этими двумя сферами финансовой системы проявляется, в частности, при формировании и распределении финансовых ресурсов. Мобилизованные посредством финансов финансовые ресурсы направляются в значительной части на развитие предприятий материального производства (промышленности, строительства, сельского хозяйства и др.). Таким образом, проявляется единство финансовой системы [20, с.68].
Третьей (дополнительной) сферой финансовой системы является финансовый аппарат, в который включаются такие республиканские органы управления финансами, как Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Таможенный комитет, Комитет по ценным бумагам, Фонд социальной защиты населения, финансовые управления (отделы) отраслевых министерств и др. Именно этот аппарат непосредственно участвует в финансовой деятельности всех предприятий, учреждений и организаций, создает условия, необходимые для нормального течения финансовых процессов в народном хозяйстве страны. Особенность финансового аппарата состоит в том, что он является частью государственного аппарата и его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако данная сфера оказывает непосредственное влияние на финансовые отношения, организуя их таким образом, чтобы эффективное воздействие оказывалось на все стороны деятельности народного хозяйства.
В других странах СНГ состав финансовой системы и ее функции в основном те же, что в Российской Федерации и Республике Беларусь. Вместе с тем, в отдельных странах СНГ имеются некоторые отличия в формах и методах организации финансовых отношений, в частности, в построении налоговых взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом, формировании и использовании внебюджетных фондов и т.д.
Таким образом, финансовая система состоит из четырех основных звеньев — государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Каждое звено представляет собой совокупность финансовых элементов, органически увязанных между собой и направленных на осуществление финансовой политики государства.
3 ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений . В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
В нашей стране написано много научных работ и учебников по финансовой системе. Но если рассматривать структуры системы, которые предлагают авторы, то можно заметить некоторые разногласия. Авторы выделяют разное количество сфер системы, структурные элементы сфер также не одинаковы. Поэтому я хочу провести свой анализ всех составных частей финансовой системы, рассмотреть различия и сходства тех структур, которые предлагают авторы книг и прийти к единой, более правильной, на мой взгляд, финансовой системе [22, с.71].
Не исключено, что тот состав и структура системы, которая является правильной сейчас, будет оставаться верной и в последующее время. Ведь в Республике Беларусь за год происходит большое количество изменений в экономике, принимаются новые законы и вводятся поправки.
По вопросам финансов и их функций написано немало монографий, книг, научных статей, однако многие аспекты остаются до конца невыясненными, и поэтому они широко осуждаются, дискутируются в экономической печати, а также на научных конференциях по финансовым проблемам.
Существует много определений понятия и сущности финансов. Еще в 1062 г. известный экономист, профессор Д. А. Аллахвердян определил понятие финансов следующим образом: «Социалистические финансы представляют собой систему экономических отношений, посредством которых на основе планового распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме образуются фонды денежных ресурсов, используемые на нужды расширенного воспроизводства и удовлетворения других общегосударственных потребностей» [19, с.25].
К дискуссионным относится вопрос об определении финансов как экономической категории. Ряд экономистов (В.П. Дьяченко, Э.А. Вознесенский, В.М. Родионова, В.В. Ковалев, А.Ю. Казак, Н.В. Миляков, О.И. Пилипенко, М.Л. Серова и др.) считают, что финансы представляют собой денежные отношения или совокупность денежных отношений. Другая группа экономистов (Д.А. Аллахвердян, Н.Г. Сычев, Л.А. Дробозина, Н.В. Гаретовский, А.М. Бабич, Л.Н. Павлова, П.И. Вахрин, А.И. Деева и др.) утверждают, что финансы — это экономические отношения или совокупность экономических отношений.
Необходимо иметь в виду, что экономические отношения — понятие более широкое, чем денежные отношения, последние — часть экономических отношений, поэтому более правомерно считать (как это делают экономисты первой группы), что финансы — это денежные отношения.
Есть и третья группа экономистов (В.М. Федосов, С.Я. Огородник, Н.Е. Заяц и др.), которые определяют финансы как специфическую форму производственных отношений. Такое определение финансов недостаточно точно и ясно, поскольку в нем не раскрыто, в чем состоит указанная специфическая форма [27, c. 20].
К числу дискуссионных относится и вопрос о специфических признаках финансов как экономической категории. Ряд экономистов, прежде всего, профессор Э.А. Вознесенский и многие его последователи, утверждают, что одним из важнейших специфических признаков финансов является их императивный, т.е. властный характер. Это означает, что финансовые отношения, существующие в национальной экономике, устанавливаются, организуются, перестраиваются, совершенствуются государством, т.е. его соответствующими органами, в частности, Министерством финансов, Министерством по налогам и сборам и другими органами управления страны. Однако с такой точкой зрения нельзя согласиться, прежде всего, потому, что практически и все другие денежные отношения, связанные с существованием таких экономических категорий, как кредит, цена, заработная плата, также регламентируются государством. В таком случае неясно, чем финансы отличаются от других экономических категорий. Поэтому утверждения сторонников существования такого специфического признака финансов, как «императивность», нельзя признать обоснованным.
Э. А. Вознесенский, правильно определяя сущностный признак финансов — чистый доход, рассматривает лишь одну сторону финансовых отношений — отношений перераспределения и создания централизованного фонда денежных средств государства. Другая сторона — обеспечение расширенного воспроизводства и всего кругооборота фондов находится за пределами финансовых отношений. Правильно найденный объект исследования — чистый доход, создаваемый в сфере материального производства как клеточка финансовых отношений, — исходное звено и источник перераспределительных финансовых отношений почему-то находится за пределами финансовых отношений. Основанием для такого вывода послужила лишь констатация факта чистого дохода как источника перераспределительных финансовых отношений с государством, но без отражения зависимости и взаимосвязи кругооборота фондов с другой частью чистого дохода, сужая этим сферу финансовых отношений [10, с.64].
Финансовые отношения объективны, они существуют независимо от воли и сознания людей, поскольку обусловлены потребностями общества. Государство лишь организует соответствующим образом объективно существующие финансовые отношения.
Возникает вопрос, какие же специфические признаки характерны для финансов? По мнению многих экономистов, первый специфический признак финансов как экономической категории состоит в том, что финансы имеют денежную форму выражения, т.е. деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег — нет денежных отношений, не может быть и финансов, т.е. финансы обусловлены существованием денег.
Вторым специфическим признаком финансов является то, что с их помощью осуществляется первичное распределение стоимости, а также ее перераспределение. Другими словами, можно сказать, что одним из специфических признаков финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.
Третьим специфическим признаком финансов, отличающим их от других категорий, является то, что финансы всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Этот признак является общим для финансовых отношений любых общественно-экономических формаций.
На протяжении многих веков менялись лишь формы и методы, с помощью которых создавались и использовались финансовые ресурсы. Так, в 1722 г. царь Петр I ввел в России подать (налог) в размере 50 руб. в год за ношение бороды. Это был, в сущности, один из методов мобилизации финансовых ресурсов.
В средние века в России существовал налог на убийство. Он взимался с тех феодалов, на территории которых произошло убийство человека (если не находили конкретного убийцу).
В СССР в годы Второй мировой войны и вплоть до распада страны существовал такой специфический налог, как налог на малосемейных и холостых граждан. Названные выше налоги также представляли собой специфические методы аккумуляции финансовых ресурсов.
Одним из самых дискуссионных является вопрос о количестве и названиях функций финансов. Ряд экономистов выделяют не две, а несколько функций. В частности, называют такие функции, как хозрасчетная, стимулирующая, регулирующая, стабилизационная, производственная, социальная, плановая и др.
На одной из научных конференций, состоявшейся в 1987 г. в Московском финансовом институте и посвященной обсуждению проблем сущности и функций финансов, доктор экономических наук А.А. Евстигнеева заявила, что финансы выполняют изотопную функцию. Вряд ли можно согласиться с этим, так как обоснованной аргументации по этому вопросу автор не приводит.
Нередко названные выше функции финансов рассматриваются экономистами как частный случай распределения. Но чаще речь идет не о функциях финансов как абстрактном понятии, а об их роли в общественном воспроизводстве. Однако это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Безусловно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться развитие производства товаров и услуг, внешнеэкономической деятельности, обеспечение условий проведения режима экономии материальных и денежных затрат и т.п. Однако отождествлять эти результаты, достигнутые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно. Ведь функция означает проявление сущности самой экономической категории, поэтому функция действует всегда в рамках тех экономических отношений, которые составляют содержание соответствующей категории. Если же действие распространяется на объекты, лежащие за пределами экономических отношений, составляющих данную категорию, то в таком случае речь идет не о функциях категории, а о ее роли, т.е. конкретных результатах, полученных от использования функций.
Некоторые экономисты отрицают факт существования контрольной функции финансов. В частности, Б.М. Сабанти считает, что контроль есть функция управления. «Если государственные органы в директивном порядке не будут обязывать финансовые и кредитные органы осуществлять контроль за образованием и использованием фондов, то самой экономической категории контрольная функция не свойственна».
Учитывая тот факт, что большинство экономистов вполне обоснованно считают, что контрольная функция, как и распределительная, объективны, т.е. они не зависят от воли и сознания людей, то утверждения Б.М. Сабанти следует считать неправомерным. Контрольная функция, как отмечалось выше, реализуется не сама по себе, а через директивные органы (прежде всего через финансово-кредитные), о которых говорит Б.М. Сабанти. Если на минуту представить, что в обществе нет указанных директивных органов, то существование контрольной функции от этого не исчезнет. Она будет проявляться стихийно посредством действия людей, которые не входят ни в какие директивные органы.
Отдельные экономисты (Б.М. Сабанти, Т.В. Брайчева и др.) считают, что финансам присущи такие две функции, как формирование доходов и фондов и использование денежных доходов и фондов.
Внешне такие трактовки не лишены оснований: при формировании фондов (централизованных и децентрализованных) у государства возникают финансовые отношения с одной группой предприятий, а при использовании фондов — с другой. Однако многие экономисты против такой концепции. Они считают, что создание фондов и их использование — это две стадии распределительного процесса, а поэтому нельзя расщеплять или делить распределительную функцию на две функции.
Таким образом, исходя из сказанного выше, можно утверждать, что финансам свойственны две функции — распределительная и контрольная.
В современной экономической литературе нет единого мнения по многим вопросам содержания финансовой системы. К наиболее дискуссионным проблемам, в частности, относятся вопросы [27, c. 35]:
- количества и наименования сфер финансовой системы;
- количества и названия звеньев финансовой системы, включаемых в соответствующие сферы финансовой системы.
Некоторые экономисты выделяют кроме названных выше сфер финансовой системы, еще одну сферу финансовой системы — сферу страхования, куда включают: социальное страхование, личное и имущественное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. Безусловно, финансовые отношения, связанные с личным, имущественным и другими видами страхования, являются очень важной составляющей в общей совокупности финансовых отношений государства.