Финансовая система, ее состав и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной работы является изучение финансовой системы, ее состава и структуры.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Показать состав и структуру финансовой системы;
2. Рассмотреть основные элементы финансовой системы: финансы хозяйствующих, государственных, муниципальных и домашних объектов; государственный кредит и страхование.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Национальная финансовая система: ее состав и структура________5
1.1. Понятие финансовой системы______________________________5
1.2. Состав и структура финансовой системы_____________________7
Глава 2. Характеристика основных элементов финансовой системы_______15
2.1. Финансы хозяйствующих субъектов _______________________ 15
2.2. Характеристика государственных и муниципальных
финансов_______________________________________________ 23
2.3. Характеристика финансов домашних хозяйств_______________ 28
2.4. Государственный кредит__________________________________35
2.5. Страхование как отдельная сфера финансовой системы РФ_____38
Глава 3. Особенности российской финансовой системы и перспективы ее
развития _________________________________________________43
3.1. Особенности российской финансовой системы_______________ 43
3.2. Перспективы развития российской финансовой системы_______44
Заключение______________________________________________________53
Список используемой литературы___________________________________54

Работа содержит 1 файл

Финансы курсовая.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

 

Для реализации политики в области  медицинского страхования создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Общие затраты Федерального бюджета  на сферу здравоохранения представлены на рисунке 7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 7. Основные расходы федерального бюджета РФ на здравоохранение (млрд. руб.)


Восстановление российских финансовых рынков после системного кризиса в августе 1998 г. произошло лишь в 2002 г. - основные рыночные показатели именно тогда достигли предкризисных уровней. Однако состояние национальной экономики, в первую очередь реального сектора, предъявляет уже новые, более высокие требования к российской банковской системе и финансовым рынкам - с точки зрения формирования сбережений основных экономических агентов, возможностей банковской системы предоставлять кредиты (средне- и долгосрочные) предприятиям реального сектора, эффективности функционирования финансовых рынков, в том числе и с позиции регулирования процентных ставок в экономике.

Развитие финансовых рынков в среднесрочной перспективе будет происходить под воздействием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы в настоящий момент в значительной степени определяют развитие национальной экономики и финансовой сферы - их воздействие является экзогенным и в настоящий момент правительство РФ не в состоянии ему противодействовать (именно из-за слабости национальной банковской системы и финансовых рынков). Реализация же внутренней экономической и финансовой политики теоретически может улучшить состояние национальной экономики - но при проведении интенсивных реформ банковской системы и финансовых рынков. Конечными целями подобных преобразований должны служить поддержка высоких темпов производства и нейтрализация воздействия внешних факторов.

В силу перечисленных выше причин разработка среднесрочных сценариев развития российских финансовых рынков сопряжена со следующими принципиальными проблемами:

  • неопределенностью состояния мировой экономики, темпы развития которой диктуют, в частности, спрос на энергоресурсы на мировом рынке - последний показатель превышает 50% от общего российского экспорта. Дополнительно, уровень процентных ставок в развитых экономиках определяет объем потенциальных прямых и процентных инвестиций в развивающиеся экономики, в том числе и в российскую;
  • состоянием развитых финансовых рынков. Данный показатель напрямую воздействует на развивающиеся рынки - посредством политики международных инвестиционных фондов;
  • развитием внутренней политической обстановки. Парламентские и президентские выборы в России в 2003-2004 гг. оказали воздействие на приток внешних инвестиций, уровень процентных ставок и цены на акции российских компаний.

Результаты парламентских выборов в декабре 2003 г. оказались достаточно ожидаемыми и в известной степени прогнозируемыми инвесторами (внешними и внутренними). Комплекс позитивных и негативных факторов оказал определенное воздействие на состояние российской финансовой сферы в октябре и ноябре 2003 г. (т. е. до парламентских выборов) - ввиду этого основные показатели состояния финансовой сферы фактически не изменились непосредственно до и после выборов в Государственную Думу.

Развитие национальных финансовых рынков в среднесрочной перспективе будет достаточно противоречивым. Так, если ситуация на фондовом рынке (рынке акций российских производственных компаний) будет напрямую зависеть от состояния российской экономики и благоприятных внешних факторов (высоких цен на нефть, кредитных рейтингов и прочих), то связь рынка российских долговых обязательств (федеральных, муниципальных и корпоративных облигаций) с состоянием национальной экономики будет противоположной. Это означает, что наибольшее развитие рынок долговых обязательств получит при реализации пессимистичного сценария.

Действительно, при ухудшении внешних условий (падении цен на нефть, сохранении низких темпов роста производства в развитых экономиках и стагнации на развитых финансовых рынках) состояние государственного бюджета и предприятий реального сектора России ухудшится - следовательно, возрастет и спрос на заемные ресурсы. При этом наибольшее развитие получит рынок федеральных облигаций, тогда как объем рынка муниципальных облигаций сократится - в силу меньшей конкурентоспособности последних по сравнению с федеральными облигациями и больших рисков. Потенциально более высокие риски снизят также темпы роста объемов рынка корпоративных облигаций, но рост последнего сегмента будет все же значительным. Рынок внешних долговых облигаций (государственных и частных) также расширится, но и доходность данных облигаций (или стоимость заимствований для федерального правительства и частных предприятий) на мировом рынке капитала существенно возрастет.

В конечном итоге именно при инерционном сценарии состояние российских финансов представляется наиболее устойчивым, но и наименее благоприятным. В рамках данного сценария экономика России будет по-прежнему существенно зависеть от внешних условий, темпы экономического роста будут позитивными, но низкими, а финансовая сфера развиваться лишь за счет внутренних ресурсов при минимальном участии государства и внешнего капитала. Пограничные сценарии (оптимистичный и пессимистичный) окажут неоднозначное воздействие на экономику и финансы России, но будут представлять собой некий вызов для внутреннего развития, в результате чего национальная банковская система, состояние и структура национальных финансовых рынков, уровень инвестиционной активности могут кардинально измениться - в сторону содействия экономическому росту. При этом оптимистичный сценарий предоставляет финансовые ресурсы для проведения структурных преобразований, тогда как пессимистичный - вынуждает их проводить. В обоих случаях преобразования в национальной финансовой сфере будут принципиальным образом зависеть от политики денежных властей, участие которых в расширении российских финансовых рынков, росте капитализации банковской системы, а также снижении различного рода рисков видится в качестве первоочередной задачи.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В моей курсовой работе было рассмотрено определение финансовой системы РФ, ее звенья и основные элементы.

Проанализировав элементы финансовой системы, можно сказать, что страхование не является отдельной сферой. Страхование действительно играет большую роль в перераспределительных отношениях по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств. Видимо авторы хотели подчеркнуть высокую значимость страхования, выделяя его в отдельную сферу.

В составе сферы финансов субъектов хозяйствования я выделила три звена: финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих предприятий и финансы индивидуальных предпринимателей. Многие авторы выделяли дополнительно к этим звеньям другие, такие как финансы домохозяйств, финансы общественных объединений, финансы посредников, финансы государственных, муниципальных, частных, акционерных, арендных, общественных субъектов хозяйствования. Но подробно разобрав сущность этих звеньев, стало ясно, что в действительности они существуют, но являются не отдельными звеньями, а лишь входят в состав трёх основных (финансы коммерческих, некоммерческих организаций и ПБОЮЛ).

В структуре сферы государственных  и муниципальных финансов авторы выделяли такие звенья как: финансы  государственного бюджета, финансы внебюджетных фондов, федеральные финансы, финансы субъектов федерации, местные финансы, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок. Проведя подробный анализ всех этих звеньев, можно сказать, что в состав муниципальных финансов входит два звена, финансы государственного бюджета и финансы внебюджетных фондов, а остальные элементы являются лишь составляющими этих основных двух звеньев.

Также были рассмотрены изменения, которые проходили в финансовой системе и перспективы ее развития.

Список используемой литературы

 

1. Ожегов С.И. Словарь  русского языка: ок. 57000 слов. –  Екатеринбург, «Урал - Советы» («Весть»), 1994. – 800 с.

2. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/Л,А, Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред.проф. Л.А. Дробозиной. – М.; ЮНИТИ, 2000.

3. Финансы, денежное обращение и кредит/Под ред.проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ., 2001 – 512с.

4. Финансы. Эви Боди, Роберт Мертон. Учебник. Вильямс. 2007 – 592 с.

5. Финансы: Рабочая программа/ под ред. Филина  А.Г., «МГТА», М., 2002.

6. Финансы.: Учебник для  студентов вузов, обучающихся  экономическим специальностям, специальности  «Финансы и кредит»/ Под ред.  Г.Б. Поляка – 3-е издание  перераб. и доп. – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2007 – 703с.

7. Бюджетная система  России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ,НИТИ-ДАНА, 1999 – 550с.

8. Финансы: Учебник/Поде  ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной  – М. Финансы и статистика, 2005 – 504с.

9. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. Сб./Росстат. – М., 2006.

10. Альвинская Н.В. Финансы современной России. Учебное пособие – М.: «ЮНП», 2006 – 226с.

11. Финансы, денежное  обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред.  М.В. Романовского, О.В. Врублевской.  – М.: Юрайт – Издат, 2004 – 544с.

12. Финансы: Учебник. 2-е издание перераб. и доп. / под ред. В.В. Ковалева – М: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008 – 640с.

13. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - М.: «Финансы и статистика», 2005.

14. www.budgetrf.ru

15. Структура ОМС России – www.ffoms.ru

 

 

 




Информация о работе Финансовая система, ее состав и структура