Финансовая система, ее состав и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной работы является изучение финансовой системы, ее состава и структуры.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Показать состав и структуру финансовой системы;
2. Рассмотреть основные элементы финансовой системы: финансы хозяйствующих, государственных, муниципальных и домашних объектов; государственный кредит и страхование.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Национальная финансовая система: ее состав и структура________5
1.1. Понятие финансовой системы______________________________5
1.2. Состав и структура финансовой системы_____________________7
Глава 2. Характеристика основных элементов финансовой системы_______15
2.1. Финансы хозяйствующих субъектов _______________________ 15
2.2. Характеристика государственных и муниципальных
финансов_______________________________________________ 23
2.3. Характеристика финансов домашних хозяйств_______________ 28
2.4. Государственный кредит__________________________________35
2.5. Страхование как отдельная сфера финансовой системы РФ_____38
Глава 3. Особенности российской финансовой системы и перспективы ее
развития _________________________________________________43
3.1. Особенности российской финансовой системы_______________ 43
3.2. Перспективы развития российской финансовой системы_______44
Заключение______________________________________________________53
Список используемой литературы___________________________________54

Работа содержит 1 файл

Финансы курсовая.doc

— 1.38 Мб (Скачать)


Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

Дисциплина: Финансы

Тема № 2

Название темы: «Финансовая система, ее состав и стуктура»

 

Выполнил студент:

Группа № 

Студенческий билет №

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2008

Содержание

 

Введение_________________________________________________________3

Глава 1. Национальная финансовая система: ее состав и структура________5

        1.1. Понятие финансовой системы______________________________5

        1.2. Состав и структура финансовой системы_____________________7

Глава 2. Характеристика основных элементов финансовой системы_______15     

 2.1. Финансы хозяйствующих субъектов _______________________  15

 2.2. Характеристика государственных и муниципальных

финансов_______________________________________________ 23

 2.3. Характеристика финансов домашних хозяйств_______________ 28

 2.4. Государственный кредит__________________________________35

 2.5. Страхование как отдельная сфера финансовой системы РФ_____38

Глава 3. Особенности российской финансовой системы и перспективы ее  

     развития _________________________________________________43

3.1. Особенности российской финансовой  системы_______________ 43

3.2. Перспективы развития российской финансовой системы_______44

Заключение______________________________________________________53

Список используемой литературы___________________________________54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы. При этом, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

  • недостаточные темпы развития экономики;
  • диспропорции развития экономической системы;
  • отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
  • излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
  • низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Предметом исследования данной курсовой работы является финансовая система. Объектом изучения – основные понятия, состав, структура финансовой системы, а  также ее особенности.

Тема курсовой работы является актуальной  для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и  необходимой  предпосылкой  роста и стабильности экономики в целом.  После того,  как создана надежная финансовая система,  могут развиваться рынки денег и капитала,  особенно первичный и вторичный  рынки национальных государственных ценных бумаг.

Целью исследования данной работы является изучение финансовой системы, ее состава  и структуры.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Показать состав и структуру  финансовой системы;

2. Рассмотреть основные элементы  финансовой системы: финансы хозяйствующих,  государственных, муниципальных  и домашних объектов; государственный  кредит и страхование.

3. Выявить особенности развития  российской финансовой системы  и перспективы ее развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Национальная финансовая система: ее состав и структура

1.1. Понятие финансовой  системы

 

Финансовые отношения обслуживают различные сферы экономики, при этом они функционируют в соответствии с одинаковыми принципами. Эта общность позволяет их объединить в единую финансовую систему.

В научной и учебно-методической литературе существуют разные подходы  к определению понятия «финансовая система». Вероятно, это связано с тем, что исходное понятие «система» имеет множество значений, оттенков.

В словаре русского языка  Ожегова под системой понимается и « форма организации чего-нибудь», и «совокупность организации, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое», и «форма общественного устройства». [1]

Собственно, и финансовая система преимущественно рассматривается  либо как «форма организации», либо как «совокупность организации».

Так по мнению Л.А. Дробозиной, финансовая система – это «совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств». [2]

Коллектив авторов под  руководством Г.Б. Поляка трактует финансовую систему как «… совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства». [3]

Профессора Эви Боди и Роберт Мертон определяют финансовую систему как «систему финансовых рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками». [4]

Имея ввиду финансовую систему, рассматривается вся совокупность финансовых отношений, как система, в которой выделяются отдельные сферы и звенья финансовых отношений. [5]

Финансы являются неотъемлемым элементом  общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами – с другой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.

При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие  черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку  финансовых отношений можно проводить  по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Сгруппированные по определенному  признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения  при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.

Таким образом, финансовая система – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, в системе которых разными методами формируются и используются денежные фонды государства, организаций и домашних хозяйств.

 

1.2. Состав и структура  финансовой системы

 

На финансовую систему  оказывает серьезное влияние тип государства: унитарное – единое и федеративное – союзное.

Унитарному государству  свойственна двухуровневая финансовая система: финансовые отношения регулируются центральной властью и муниципалитетами.

Для федеративного государства  характерна трехуровневая финансовая система, у которой появляются финансовые отношения членов федерации.

Финансовая система  РФ, как любого федеративного государства, также имеет три уровня: центра, регионов и местных органов самоуправления. Эта часть финансовой системы находится в распоряжении государства и выступает как централизованные финансы. Одновременно функционируют децентрализованные финансы.

В целом состав финансовой системы представлен на рисунке. 1.

Рисунок 1. Состав финансовой системы РФ.

 

Централизованные финансы – важная часть финансовой системы. Они находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетным кодексом, функционирующим с 1 января 2000 г., объединяются в бюджетную систему (федеральный, региональные, местные бюджеты) и внебюджетные специальные фонды.

В 1991 г. бюджетная система  Российской Федерации претерпела кардинальные изменения. До этого государственный  бюджет Российской Федерации, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты страны, в том числе сельские и поселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В союзном бюджете в 1970–1990 гг. концентрировались 52–50% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходились 48–50%, из которых 35% находились в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% – в местных бюджетах. [6]

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10), бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

• федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• бюджетов субъектов  Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов;

• местных бюджетов.

Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный  бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджета городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджета). [7]

Бюджеты – финансовая основа управления государственных  органов власти и органов местного самоуправления. Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет.

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет – статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы. Схема консолидированного бюджета РФ представлена на рисунке. 2.

 

Рисунок 2. Схема консолидированного бюджета РФ.

 

За счет финансовых ресурсов бюджетной системы обеспечивается структурная перестройка, развитие науки и техники, повышение эффективности производства, военная реформа и реформа жилищно-коммунального хозяйства. В целом это должно способствовать стабильному росту жизненного уровня населения страны.

Бюджетной системе принадлежит  решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов.

Специальные внебюджетные фонды начали функционировать с 1 января 1992 г. В начале 90-х годов  насчитывалось свыше двух десятков внебюджетных фондов, которые подразделялись на экономические (дорожные, НИОКР и др.) и социальные. Начиная с 1999 г. они были консолидированы с федеральным бюджетом (а региональные фонды консолидированы с региональными бюджетами), и в настоящее время на центральном уровне сохранилось лишь три социальных внебюджетных фонда.

Эти фонды имеют строго целевое назначение: они предназначены для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры.

Среди внебюджетных социальных фондов важнейший – Пенсионный фонд. Он формируется за счет единого социального налога, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, полученных от собственных инвестиций. Средства фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также пособий на детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

К внебюджетным социальным фондам относятся Фонд социального страхования, предназначенный главным образом для выплаты различных пособий, и федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, призванные обеспечить охрану здоровья населения.

Федеральный бюджет и  бюджеты внебюджетных социальных фондов разрабатываются и утверждаются как федеральные законы.

Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты региональных внебюджетных фондов также утверждаются представительными органами субъектов Федерации, а местные бюджеты – местными органами самоуправления.

Информация о работе Финансовая система, ее состав и структура