Финансовая система, ее состав и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной работы является изучение финансовой системы, ее состава и структуры.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Показать состав и структуру финансовой системы;
2. Рассмотреть основные элементы финансовой системы: финансы хозяйствующих, государственных, муниципальных и домашних объектов; государственный кредит и страхование.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Национальная финансовая система: ее состав и структура________5
1.1. Понятие финансовой системы______________________________5
1.2. Состав и структура финансовой системы_____________________7
Глава 2. Характеристика основных элементов финансовой системы_______15
2.1. Финансы хозяйствующих субъектов _______________________ 15
2.2. Характеристика государственных и муниципальных
финансов_______________________________________________ 23
2.3. Характеристика финансов домашних хозяйств_______________ 28
2.4. Государственный кредит__________________________________35
2.5. Страхование как отдельная сфера финансовой системы РФ_____38
Глава 3. Особенности российской финансовой системы и перспективы ее
развития _________________________________________________43
3.1. Особенности российской финансовой системы_______________ 43
3.2. Перспективы развития российской финансовой системы_______44
Заключение______________________________________________________53
Список используемой литературы___________________________________54

Работа содержит 1 файл

Финансы курсовая.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

Формирование денежных доходов домашних хозяйств характеризуется посредством различных показателей совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов населения.

Совокупные доходы определяются суммированием денежных и натуральных доходов, а также стоимости бесплатных и льготных услуг, предоставляемых за счет социальных фондов.

Располагаемые доходы определяются исключением из совокупных доходов населения налогов и обязательных платежей. Располагаемые доходы образуют основу для конечного потребления и сбережений населения.

Номинальные доходы характеризуют доходы домашнего хозяйства за определенный период времени в денежных единицах по нарицательной стоимости. Они учитываются как начисленные доходы и фактически полученные. Начисленные доходы характеризуются величиной причитающихся к выплате доходов, фактически полученные – образуются после выплаты доходов, включая погашение задолженности прошлого периода.

Реальные доходы представляют собой денежные доходы текущего периода, скорректированные на индекс потребительских цен. Они характеризуют покупательную способность фактически полученных доходов. Реальные доходы определяются количеством товаров и услуг, которые реально могут быть приобретены населением и отражают действительный уровень жизни населения и благосостояния домашних хозяйств, возможности удовлетворения материальных и нематериальных потребностей населения.

Денежные доходы домашних хозяйств классифицируются по источникам их формирования и представлены в таблице 1.[9]

 

 

 

 

Таблица 1. Состав денежных доходов  населения РФ, (млрд. руб.)

Наименование доходов

2000

2001

2002

2003

2004

Денежные доходы – всего в  том числе:

3983,9

5325,8

6831,0

8900,5

10930,0

Доходы от предпринимательской  деятельности

612,2

672,2

810,7

1066,9

1285,5

Оплата труда

2501,9

3439,5

4493,9

5690,2

7092,9

Социальные выплаты

551,1

808,3

1040,5

1253,4

1407,4

Доходы от собственности

270,9

304,6

353,8

694,5

904,2

Другие доходы

47,8

101,2

132,1

195,5

240,0


 

Выделяются следующие  виды доходов:

  • оплата труда – является основной формой доходов домашних хозяйств. В основе ее построения лежит тарифная система, которая включает тарифные ставки, тарифные разряды, тарифные сетки, тарифно-квалификационные требования, районные коэффициенты, виды заработной платы и условия ее выплаты, а также другие элементы, регламентирующие оплату труда наемных работников в различных сферах, отраслях, производствах, и т.д.;
  • социальные трансферты – представляют собой форму денежных доходов домашних хозяйств в виде пенсий, пособий, и иных социальных выплат, выплачиваемых из бюджетов разного уровня и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Их предоставление строго регламентируется государством;
  • доходы от предпринимательской деятельности – являются важной формой денежных доходов домашних хозяйств. Они формируются в результате осуществления гражданами предпринимательской деятельности без образования юридического лица и определяются той величиной доходов, которая поступает в домашнее хозяйство предпринимателя;
  • доходы от собственности – являются наиболее разнообразными. К ним относятся доходы от долевого участия в организации; доходы от размещения временно свободных денежных средств в банковские вклады; доходы от вложений в ценные бумаги; доходы, полученные в результате передачи в аренду или продажи движимого и недвижимого имущества, принадлежащего членам домашнего хозяйства; доходы, полученные от личных подсобных хозяйств в результате продажи излишков продукции, без организации их производства с целью регулярной реализации и т.п.;
  • другие доходы – образуются в виде поступлений денежных средств по договорам банковских ссуд, договоров займа, за счет их наследования и т.д.

Расходы домашних хозяйств классифицируются по различным критериям и представлены в таблице 2. [9]

 

Таблица 2. Состав денежных расходов населения  РФ, (млрд. руб.)

Наименование расходов

2000

2001

2002

2003

2004

Денежные расходы и сбережения – всего в том числе:

3983,9

5325,8

6831,0

8900,5

10930,0

Покупка товаров и оплата услуг

3009,2

3971,5

5001,8

6147,2

7624,4

Обязательные платежи и разнообразные  взносы

309,9

473,0

586,9

737,5

1000,9

Приобретение недвижимости

47,7

75,4

119,8

180,1

255,2

Прирост финансовых активов

617,1

805,9

1122,5

1835,7

2049,5

Из него прирост, уменьшение денег (-) на руках у населения

110,1

104,0

119,2

241,2

196,1


 

В их составе можно  выделить следующие расходы:

  • на покупку товаров и оплату услуг – их условно можно подразделить на две категории: текущие расходы и капитальные расходы.

Текущие расходы –  это затраты, связанные с первоочередными нуждами. В этом виде принимаются расходы, связанные с приобретением продовольственных товаров, оплатой коммунальных услуг, оплатой услуг связи, приобретением предметов личной санитарии и гигиены, приобретением лекарств, проездом в транспорте, приобретением непродовольственных товаров и услуг бытового и хозяйственного характера и т.п.

Капитальные расходы включают в себя затраты по приобретению непродовольственных товаров длительного пользования (мебель, хозяйственное оборудование, движимое имущество), по капитальному обустройству жилья, вложения в предметы искусства, антиквариата, ювелирные изделия и т.п.;

  • обязательные платежи и разнообразные взносы – обусловлены необходимостью уплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней и в государственные внебюджетные фонды, а также, платежей по страхованию, взносов в общественные и кооперативные организации и т.д. Обязательными для домашних хозяйств являются платежи, связанные с уплатой: сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; водного налога; государственной пошлины; транспортного налога; земельного налога; налога на имущество физических лиц;
  • приобретение недвижимости – данные расходы включают затраты на строительство и покупку жилых помещений, дач, летних садовых домиков, баз отдыха, других помещений, предназначенных для постоянного, сезонного или временного проживания, а также отдыха;
  • на прирост финансовых активов – эти расходы включают операции по использованию денежных сбережений путем их размещения на депозитных счетах в банковских и иных кредитных организациях, вложений в ценные бумаги и иные финансовые инструменты, и их накопление путем приобретения валюты и сохранения на руках у населения.

Важнейшей задачей ближайших  лет является существенное изменение роли финансов домашних хозяйств в финансовой системе страны. В развитых государствах с рыночной экономикой финансы домашних хозяйств являются главным ресурсом, определяющим финансовый потенциал страны и, в конечном счете, характер ее экономического развития в целом. Величина доходов домашних хозяйств и предпочтения населения в их использовании формируют облик и направления развития экономики любой страны с рыночной экономикой.

 

2.4. Государственный кредит

 

Многие авторы выделяют такое звено финансовой системы, как государственный кредит.

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве:

1. заемщика;

2. кредитора;

3. гаранта.

В первом случае, органы власти привлекают на добровольной, платной и возвратной основах временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, на внутреннем и внешнем рынках для финансирования дефицитов бюджетной системы. Данная деятельность реализует фискальную функцию государственного кредита и ведет к образованию государственного внутреннего и внешнего долга и необходимости его обслуживать. Такой государственный кредит называется внутренним.

Во втором случае, органы власти кредитуют: ниже стоящие уровни бюджетной системы, предоставляя им бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов; юридических лиц, предоставляя им целевые бюджетные кредиты на реализацию программ социально-экономического развития территории; другие иностранные государства, предоставляя им внешние кредиты за счет федерального бюджета на платной возвратной основе (Страны СНГ, Болгария, Индия, Алжир и др.). Эта деятельность формирует возвратные финансовые потоки и служит регулированию экономического и социального развития страны. Такие отношения называются внешним государственным кредитом.

 

Рисунок 5. Структура бюджетных  ссуд, предоставляемых государственным  бюджетом.

 

В третьем случае, органы власти предоставляют государственные и муниципальные гарантии и поручительства нижестоящим уровням бюджетной системы и юридическим лицам под долгосрочные целевые кредиты, внешние займы и др. Необоснованная выдача гарантий и поручительств может вести к увеличению государственного долга, т.к. это пролонгированные финансовые обязательства. Такие отношения называются условным государственным кредитом.

Как экономическая категория  государственный кредит обслуживает  формирование и использование государственных централизованных денежных фондов. Его специфическими чертами являются:

  • добровольность;
  • возвратность и платность;
  • на общегосударственном уровне не имеет конкретного целевого характера.

 

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.

2. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство снижает платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории: 1) очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; 2) охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств; 3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

 

2.5. Страхование как отдельная сфера финансовой системы РФ

 

Вопрос о выделении страхования в отдельную сферу является одним из основных дискуссионных вопросов. Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос необходимо проанализировать основные критерии организации финансов в страховании, источники формирования финансовых ресурсов и направления распределения прибыли.

Переход экономики на рыночные отношения, развитие предпринимательской деятельности, расширение круга товарных и обменных операций, взаимных договорных обязательств между хозяйствующими субъектами объективно требуют надежной системы гарантий, предоставляемой страхованием. Только на основе страхования становится возможной защита общественных и личных интересов, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Информация о работе Финансовая система, ее состав и структура