Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 09:33, реферат
ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
ВИДЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
Основной метод
финансового контроля - ревизия, то
есть наиболее глубокое и полное обследование
финансово-хозяйственной деятельности
предприятий, организаций, учреждений
с целью проверки ее законности, правильности,
целесообразности.
Бюджетный кодекс
РФ дает следующее определение: «бюджетная
система - основанная
на экономических отношениях и государственном
устройстве Российской Федерации, регулируемая
нормами права совокупность федерального
бюджета, бюджетов субъектов федерации,
местных бюджетов и бюджетов государственных
внебюджетных фондов» [1, ст.6]. Под бюджетным
устройством принято понимать организацию
бюджетной системы и принципы её построения.
Организационное
построение бюджетной системы всецело
зависит от формы государственного
устройства. Бюджетная система унитарных
государств включает в себя два уровня:
государственный бюджет и местные бюджеты.
У государств с федеративным устройством
наряду с федеральным и местными бюджетами
выделяются бюджеты субъектов федерации
(штатов в США, Бразилии, Индии; земель
в Германии; республик, краёв, областей
и автономных округов в России). Однако
и в унитарных, и в федеративных государствах
бюджеты нижестоящих уровней не входят
в бюджеты вышестоящих уровней.
Таким образом,
бюджетная система России, как
федеративного государства состоит
из трёх уровней:
§ первый уровень
- федеральный бюджет Российской Федерации
и бюджеты государственных
§ второй уровень
- бюджеты субъектов РФ и бюджеты
территориальных
§ третий уровень
- местные бюджеты (около 29 тысяч городских,
районных, поселковых и сельских бюджетов).
Совокупность
бюджетов всех уровней образует консолидированный
бюджет. Консолидированный бюджет определяется
Бюджетным кодексом как свод бюджетов
всех уровней на соответствующей территории.
Консолидированный
бюджет субъекта РФ составляют бюджет
самого субъекта и свод бюджетов находящихся
на его территории муниципальных
образований
Консолидированный
бюджет РФ - это федеральный бюджет
и консолидированные бюджеты
всех субъектов федерации. Консолидированные
бюджеты позволяют получить полное представление
обо всех доходах и расходах региона или
страны в целом, они не утверждаются и
служат для аналитических и статистических
целей.
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.
Доходы бюджета
классифицируются не только по методам
взимания и формам их мобилизации -
на налоговые и неналоговые, но и по другим
признакам, в частности:
1. В зависимости
от механизма поступления
2. По социально
- экономическому признаку
3. В зависимости
от конкретных объектов
4. По признаку
источников уплаты - налоги, уплачиваемые
из выручки, из прибыли, и
налоги, относимые на себестоимость
продукции (работ, услуг);
5. По конкретным
видам прямых и косвенных
Расходы
государственного бюджета
- это экономические отношения, возникающие
в связи с распределением фонда денежных
средств государства и его использование
по отраслевому, целевому и территориальному
назначению. Категория расходов бюджета
проявляется через конкретные виды расходов,
каждый из которых может быть охарактеризован
с качественной и количественной сторон.
Качественная характеристика позволяет
установить экономическую природу и общественное
назначение каждого вида бюджетных расходов,
количественная - их величину.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.
Для уяснения роли
и значения многообразных бюджетных
расходов их обычно классифицируют по
определенным признакам:
1. По роли в общественном
производстве;
2. Общественному
назначению;
3. Отраслям производства;
4. Целевому назначению.
Страхование - это такой вид необходимой
общественно - полезной деятельности,
при которой гражданин и организация заранее
страхуют себя от неблагоприятных последствий
в сфере их материальных и личных нематериальных
благ путём внесения денежных взносов
в особую специализированную организацию
(страховщика), оказывающей страховые
услуги, а эта организация при наступлении
указанных последствий выплачивает за
счёт средств этого фонда страхователю
или иному лицу обусловленную сумму.
Таким образом,
можно сделать вывод, что страхование
- это способ возмещения убытков, которые
потерпело физическое или юридическое
лицо, посредством их распределения
между многими лицами.
Возмещение убытков
производится из средств страхового
фонда, который находится в ведении
страховой организации. Объективная
потребность в страховании
Классификация
страхования представляет собой
научную систему деления страхования
на сферы деятельности, отрасли, под отрасли,
виды и звенья.
По форме организации
страхование выступает как
Государственное
страхование представляет собой
организационную форму, где в
качестве страховщика выступает государство
в лице специально уполномоченных на это
организаций. В круг интересов государства
входит его монополия на проведение любых
или отдельных видов страхования (определённых
законом “о статусе страховой деятельности”).
Акционерное страхование
- негосударственная организационная
форма, где в качестве страховщика выступает
частный капитал в виде акционерного общества,
уставной фонд которого формируется из
акций (облигаций) и других ценных бумаг,
принадлежащих юридическим и физическим
лицам, что позволяет при сравнительно
ограниченных средствах быстро развернуть
эффективную работу страховых компаний.
Взаимное страхование
- негосударственная
Особой организационной
формой является медицинское страхование.
Медицинское страхование
- особая организационная форма
Исходя из страхового
признака выделяют личное, имущественное
страхование, страхование ответственности
и страхование экономических
рисков. Необходимость выделения
четырех отраслей страхования характерна
для Российского национального
страхового рынка. Подобная классификация
определяется перечнем объектов и рисками,
подлежащими страхованию.
Личное страхование
трактуется как отрасль страхования,
где в качестве объектов страхования
выступают жизнь, здоровье и трудоспособность
человека. Личное страхование подразделяется
на страхование жизни и страхование от
несчастных случаев, сочетает рисковую
и сберегательную функции, в том числе
за счет выдачи ссуд под залог страхового
полиса.
Имущественное
страхование - отрасль страхования,
в которой объектом страховых
правоотношений выступает имущество в
различных видах; его экономическое назначение
- возмещение ущерба, возникшего вследствие
страхового случая. Застрахованным может
быть имущество как являющееся собственностью
страхователя, так и находящееся в его
владении, пользовании, распоряжении.
Страхователями выступают не только собственники
имущества, но и другие юридические и физические
лица, несущие ответственность за его
сохранность.
Страхование ответственности
- отрасль страхования, где объектом
выступает ответственность перед третьими
(физическими и юридическими) лицами, которым
может быть причинен ущерб (вред) вследствие
какого-либо действия или бездействия
страхователя. Через страхование ответственности
реализуется страховая защита экономических
интересов возможных причинителей вреда,
которые в каждом данном страховом случае
находят своё конкретное денежное выражение.
В страховании ответственности выделяют
следующие подотрасли: страхование задолжности
и страхование на случай возмещение вреда,
которое называют также страхованием
гражданской ответственности.
В страховании
экономических рисков (предпринимательских
рисков) выделяются две подотрасли:
страхование риска прямых и косвенных
потерь. К прямым потерям могут
быть отнесены, например, потери от недополучения
прибыли, убытки от простоев оборудования
вследствие недопоставок сырья, материалов
и комплектующих изделий, забастовок и
других объективных причин. Косвенные
- страхование упущенной выгоды, банкротство
предприятия и др.
По форме проведения
страхование может быть обязательным
(в силу закона) и добровольным.
Инициатором обязательного
страхования является государство,
которое в форме закона обязывает
юридических и физических лиц
вносить средства для обеспечения
общественных интересов. Добровольное
-замкнутая раскладка ущерба между членами
страхового общества исходя из установленных
правовых норм. Инициатором добровольного
страхования выступают хозяйствующие
субъекты, физические и юридические лица.