Финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 09:33, реферат

Описание работы

ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
ВИДЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.

Работа содержит 1 файл

Финансы представляют собой экономические отношения.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

Финансовая  политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.  

Политика охватывает все направления деятельности государства. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, говорят  об экономической или социальной, культурной или технической, бюджетной  или кредитной, внутренней или внешней политике. Финансовая политика имеет самодовлеющее самостоятельное значение и в то же время является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения.  

Реализацию финансовой политики можно разбить на 3 этапа: 

1) определение  и постановка главных целей  и конкретизация перспективных  и ближайших задач, которые  необходимо решить для достижения  поставленных целей за определенный период жизни общества;  

2) определение  основных направлений использования  финансовых ресурсов, а также  разработка методов, средств и  конкретных форм организации  отношений, с помощью которых  данные цели достигаются в  кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;  

3) подбор и  расстановка кадров, способных решить  поставленные задачи, организовать  их выполнение, и, собственно, осуществление  практических действий, направленных  на достижение намеченных целей.  

Естественно, что  прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем  этапе, но определяется оно содержанием  двух предыдущих ступеней.  

Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается  в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной ее части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.  

Для оценки финансовой политики данного правительства  и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь необходимо иметь ясную программу общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных групп населения, характеристикой перспективных и более близких задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретный механизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку.  

Результативность  финансовой политики тем выше, чем  больше она учитывает потребности  общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни.  

Финансовая политика должна быть направлена прежде всего  на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как  они - материальная база любых преобразований.  

I.II. ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 
 

Политика государства  в области финансов зависит от развитости финансовой системы и  меры самостоятельности отдельных  ее звеньев. 

К элементам  финансовой политики можно отнести: 

§ налоговую  политику; 

§ бюджетную  политику; 

§ денежно-кредитную политику; 

§ ценовую политику; 

§ таможенную политику; 

§ социальную политику; 

§ инвестиционную политику; 

§ политику в  области международных финансов. 

Под бюджетной  политикой понимают определение  государством: 

§ источников формирования доходов государственного бюджета;  

§ приоритетных направлений расходов бюджета;  

§ допустимых пределов разбалансированности бюджета;  

§ источников финансирования бюджетного дефицита;  

§ принципов  взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.  

В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность  налоговая политика, инвестиционная политика, политика управления государственным  долгом. Налоговая политика определяет выбор состава налогов, размера  их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Интересы государства основаны на принципе достаточности налогообложения. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной деятельности.  

Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение  устойчивости денежного обращения  через управление эмиссией, регулирование  инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности  и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.  

В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность  приобретают эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика - а в ней, в  свою очередь, например, процентная политика и инвестиционная политика.  

Ценовая политика основана на регулировании цен и  тарифов на монопольные товары и  услуги. 

Инвестиционная  политика предполагает повышение роли бюджета в развитии РФ, создание условий для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций. 

Социальная политика проводит мероприятия по следующим  направлениям: разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системы социальных льгот, регулирование вынужденной миграции и др. 

Все большее  значение приобретает международная  финансовая политика. В ее основе лежит  управление валютно-финансовыми и  кредитными отношениями в сфере  международных отношений, связанных  как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях.  

Международная финансовая политика отдельных государств, как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно каждое государство старается занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала.  

Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики - сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.  

Государство защищает свои интересы и содействуя росту  авторитета страны, участвуя в деятельности международных организаций, принимая участие в формировании финансовых фондов этих организаций и в финансировании совместных программ.  

Финансовая политика международных финансовых организаций  направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или в форме реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга.  

Помощь международных  финансовых организаций оказывается  не безвозмездно и сопровождается рядом  экономических или политический условий, не всегда выгодных для страны заемщика.  

В период эволюционного  развития общественной жизни и стабильного  государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика государства  решает одну главную задачу - обеспечение сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений.  

I.III. ВИДЫ ФИНАНСОВОЙ  ПОЛИТИКИ 
 

Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, к которым можно отнести  такие как: 

§ обеспечение  высокой занятости, 

§ стимулирование экономического роста, 

§ выравниванием  платежного баланса и др., 

ведущие экономисты разделяют ее на три вида: политика экономического роста (стимулирующая), политика стабилизации и политика ограничения  деловой активности (сдерживающая). 

Под первой, то есть политикой экономического роста  понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов  валового национального продукта и  повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:  

- рост государственных  расходов; 

- снижение налогового  бремени. 

Если же правительство  пытается удержать объем выпуска  продукции на его типичном для  рассматриваемой страны уровне и  поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.  

В свою очередь  политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального  объема ВНП по сравнению с его  потенциальным уровнем и применяется  правительством в период подъема  или бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом. 

Сдерживающая  политика подразумевает: 

- уменьшение  правительственных расходов; 

- увеличение  налогов. 

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Финансовый  контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Предварительный финансовый контроль проводиться до совершения операций по образованию, распределению  и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, - проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и.т.п. 

Текущий финансовый контроль - это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед  государством, получения и использования  денежных средств для административно - хозяйственных расходов, капитального строительства и.т.д.) 

Последующий финансовый контроль - это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной  части бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и.т.п.) В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются её нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.  

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы  его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта или цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др. 

Используются следующие методы финансового контроля: наблюдения, надзор, ревизии, проверки (документации, состояния учета и т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности и др. 

Информация о работе Финансовая политика