Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 09:33, реферат
ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
ВИДЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
Финансы представляют собой
экономические отношения, связанные с
формированием и распределением фондов
денежных средств в целях обеспечения
условий расширенного воспроизводства,
выполнения функций и задач государства.
Отличительными признаками финансовых
отношений, являются:
1. Денежный характер
финансовых отношений - в основе
финансовых отношений лежит
2. Распределительный
характер финансовых отношений
- экономические субъекты, вступая
в подобные отношения, распределяют
между собой стоимость валового общественного
продукта.
3. Финансовые
отношения характеризует
4. Финансы охватывают
только те денежные отношения,
которые связаны с
Фонды денежных
средств можно охарактеризовать
следующим образом: имеют строго
целевое назначение; динамический характер
(постоянно пополняются и используются);
их формирование и использование регламентируется
нормативными документами (законом, уставом
предприятия и др.). Денежные фонды, которые
формируются в результате финансовых
отношений, называются финансовыми фондами.
Финансовые фонды,
находящиеся в распоряжении государства,
называются централизованными. К ним относятся:
бюджетные и внебюджетные фонды федерального,
регионального и муниципального уровн,
территориальные целевые фонды местного
самоуправления; отраслевые фонды и т.п.
К децентрализованным фондам относятся
фонды создаваемые у хозяйствующих субъектов,
также ряд авторов относит к ним бюджеты
домохозяйств.
Сущность финансов
как экономической категории
проявляется через их функции.
Финансы выполняют
две основных функции: распределительную
и контрольную.
1. Распределительная
функция
Распределительная
функция заключается в том, что
финансовые ресурсы предприятия
подлежат распределению в целях
выполнения денежных обязательств перед
бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом
является формирование и использование
целевых фондов денежных средств, поддержание
эффективной структуры капитала.
Распределительная
функция проявляется при
1) зарплата рабочих,
служащих, доходы фермеров, крестьян,
занятых в сфере материального производства;
2) доходы предприятий
сферы материального
Однако первичные
доходы еще не образуют общественных
денежных фондов, достаточных для
развития приоритетных отраслей народного
хозяйства, обеспечения обороноспособности
страны, удовлетворение материальных
и культурных потребностей населения.
Необходимо дальнейшее распределение
или перераспределение национального
дохода, связанное:
с межотраслевым
и территориальным
наличие наряду
с непроизводственной сферой, в которой
национальный доход не создается (просвещение,
здравоохранение, социальное страхование
и социальное обеспечение, управление);
перераспределением
доходов между различными социальными
группами населения.
В результате перераспределения
образуется вторичная, или производственные
доходы. К ним относятся доходы,
полученные в отраслях непроизводственной
сферы, налоги (подоходный налог с физических
лиц и др.). Вторичные доходы служат для
формирования конечных пропорций использования
национального дохода.
Активно участвуя
в распределении и
Перераспределение
национального дохода в Российской
Федерации происходит в интересах
структурной перестройки
Таким образом,
перераспределение национального дохода
происходит между производственной и
непроизводственной сферами народного
хозяйства, отраслями материального производства,
отдельными регионами страны, формами
собственности и социальными группами
населения.
Конечная цель распределения
и перераспределения национального дохода
и ВВП, совершаемых с помощью финансов,
состоит в развитии производительных
сил, создания рыночных структур экономики,
укрепление государства, обеспечении
высокого качества жизни широких слоев
населения. При этом роль финансов подчинена
задачам повышения материальной заинтересованности
работников и коллективов предприятий
и организаций в улучшении финансово-хозяйственной
деятельности, достижении наилучших результатов
при наименьших затратах.
2. Контрольная функция.
Будучи инструментом
формирования и использования денежных
доходов и фондов, финансы объективно
отражают ход распределительного процесса.
Контрольная функция
проявляется в контроле за распределением
ВВП по соответствующим фондам и
расходованием их по целевому назначению.
В условиях перехода
на рыночные отношения финансовый контроль
направлен на обеспечение финансового
развития общественного и частного
производства, ускорение научно-технического
прогресса, всемерное улучшение
качества работы во всех звеньях народного
хозяйства. Он охватывает производственную
и непроизводственную сферы. Нацелен на
повышение экономического стимулирования,
рациональное и бережливое расходование
материальных, трудовых, финансовых ресурсов
и природных богатств, сокращение непроизводительных
расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности
и расточительства. Благодаря контрольной
функции финансов, общество знает о том,
как складываются пропорции в распределении
денежных средств, насколько своевременно
финансовые ресурсы поступают в распоряжение
разных субъектов хозяйствования, экономно
и эффективно ли они ими используются
и т.д.
Одна из важных
задач финансового контроля - проверка
точного соблюдения законодательства
по финансовым вопросам, своевременности
и полноты выполнения финансовых обязательств
перед бюджетной системой, налоговой службой,
банками, а также взаимных обязательств
предприятий и организаций по расчетам
и платежам.
Контрольная функция
финансов проявляется также через
многогранную деятельность финансовых
органов.
Работники финансовой
системы и налоговой службы осуществляют
финансовый контроль в процессе финансового
планирования, при исполнении доходной
и расходной частей бюджетной
системы. В условиях развития рыночных
отношений направления
Распределительная
и контрольная функции - это две
стороны одного и того же экономического
процесса. Только в их единстве и
тесном взаимодействии финансы могут
проявить себя в качестве категории
стоимостного распределения.
Инструментом
реализации контрольной функции
финансов выступает финансовая информация.
Она заключена в финансовых показателях
имеющихся в бухгалтерской, статистической
и оперативной отчетности. Финансовые
показатели позволяют увидеть различные
стороны работы предприятий и оценить
результаты хозяйственной деятельности.
На их основе принимаются меры, направленные
на устранение выявленных негативных
моментов.
Контрольная функция,
объективно присущая финансам, может
реализоваться с большей или меньшей полнотой,
которая во многом определяется состоянием
финансовой дисциплины в народном хозяйстве.
Финансовая дисциплина - это обязательный
для всех предприятий, организаций, учреждений
и должностных лиц порядок ведения финансового
хозяйства, соблюдения установленных
норм и правил, выполнения финансовых
обязательств.
Помимо распределительной
и контрольной функции финансы
выполняют также регулирующую функцию.
Эта функция связана с
Некоторые авторы
не признают распределительной функции
финансов, считая, что она не выражает
их специфику, поскольку процессы стоимостного
распределения обслуживаются
В условиях рыночных
отношений финансы должны выполнять стабилизационную
функцию. Ее содержание заключается в
том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих
субъектов и граждан стабильные условия
в экономических и социальных отношениях.
Особое значение при этом имеет вопрос
о стабильности финансового законодательства,
поскольку без этого невозможно осуществление
инвестиционной политики в производственную
сферу со стороны частных инвесторов.
Достижение стабилизации рассматривается
Правительством РФ как необходимое условие
для перехода рыночной экономики к социально
ориентированному экономическому росту.
Финансовая
система - это
совокупность сфер и звеньев финансовых
отношений, связанных с ними денежных
фондов и органов управления финансами.
Разные звенья
финансовой системы обслуживают разные
виды финансового распределения: внутрихозяйственное
- финансами предприятий, внутриотраслевое
- финансами предприятий, комплексов, ассоциаций,
межотраслевое и межтерриториальное -
государственным бюджетом, внебюджетными
фондами.
В виде схемы финансовую
систему можно представить следующим
образом:
Каждое звено
финансовой системы в свою очередь
подразделяется на подзвенья в соответствии
с внутренней структурой содержащихся
в нем финансовых взаимосвязей. Так,
в составе финансов предприятий,
функционирующих на коммерческих началах,
в зависимости от отраслевой направленности,
могут быть вычленены финансы промышленных,
сельскохозяйственных, торговых, транспортных
предприятий, а в зависимости от формы
собственности - финансы государственных
предприятий, кооперативных, акционерных,
частных и др. Отраслевые и экономические
особенности предприятий, функционирующих
на коммерческих началах, оказывают существенное
влияние на организацию финансовых отношений,
состав формируемых денежных фондов целевого
назначения, порядок их образования и
использования.
Одним из главных
звеньев финансовой системы является
государственный бюджет. С его
помощью правительство
Еще одним важным
звеном являются местные финансы, роль
и влияние которых повышается.
Центральную роль в этом звене играют
местные бюджеты, которые не входят в состав
государственного бюджета и имеют определенную
самостоятельность. Местные бюджеты служат
проводником социальной политики центральных
властей.
Внебюджетные
фонды управляются