Финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.

Содержание

1ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА: ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОНЯТИЕ 3
Практическое задание 21
Библиографический список 29

Работа содержит 1 файл

Контрольная финансы и кредит.doc

— 272.50 Кб (Скачать)

    СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

1ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА: ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОНЯТИЕ

      Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию,  распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.  [6]

    Во  все времена главной целью  финансовых отношений являлась такая  их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода - основного источника роста благосостояния общества. 

    Финансовая  политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития. 

    Политика  охватывает все направления деятельности государства. В зависимости от сферы  общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, говорят об экономической или социальной, культурной или технической,  бюджетной или кредитной, внутренней или внешней политике.  Финансовая политика имеет самодовлеющее самостоятельное значение и в то же время является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения. 

    Реализацию  финансовой политики можно разбить  на 3 этапа:

    1) определение и постановка главных  целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества; 

    2) определение основных направлений  использования финансовых ресурсов, а также разработка методов,  средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом; 

    3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные  задачи, организовать их выполнение, и, собственно, осуществление практических действий, направленных на достижение намеченных целей. 

    Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем  этапе, но определяется оно содержанием  двух предыдущих ступеней.

    Сама  по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной ее части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач. 

    Для оценки финансовой политики данного  правительства и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь  необходимо иметь ясную программу  общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных  групп населения,  характеристикой перспективных и более близких задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретный механизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку. 

    Результативность  финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни. 

    Финансовая  политика должна быть направлена прежде всего на формирование максимально  возможного объема финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований.

     Исходя  из задач, поставленных перед финансовой политики ведущие экономисты разделяют  последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

           Под первой, то есть политикой экономического роста  понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов  валового национального продукта и  повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает [7]:

                 — рост государственных  расходов;

             — снижение налогового бремени.

           Другими словами, если в настоящее время имеется  сбалансированный бюджет, финансовая  политика должна двигаться в направлении  бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

           Если же правительство  использует меры фискальной политики  и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска  продукции на его типичном для  рассматриваемой страны уровне и  поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.

           В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального  объема ВНП по сравнению с его  потенциальным уровнем и применяется  правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.

           Сдерживающая политика подразумевает:

                 — уменьшение правительственных  расходов;

                 — увеличение налогов.

           Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

     Содержание  финансовой политики включает в себя широкий комплекс мероприятий [8]:

      разработку  общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;

      создание  адекватного финансового механизма;

      управление  финансовой деятельностью государства  и других субъектов экономики.

      Основу  финансовой политики составляет выбор стратегических направлений, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Одновременно государство осуществляет выбор текущих, тактических целей своей финансовой политики, направленной на адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства в коротком периоде. При этом текущие цели находятся под непосредственным влиянием целей стратегических.

      Преобразования финансовой системы  в России началось раньше всех  экономических структур, так как  финансовая система плановой  экономики не позволяла даже приступить к решению задач перехода к рынку.

          Эти преобразования коснулись всех звеньев финансовой системы, которые были рассмотрены  выше.

          Коренная  перестройка государственной  бюджетной системы началась в 1991 году. До этого момента государственный бюджет РСФСР, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, включая сельские и поселковые.

          В настоящее время  бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

    1.      Федеральный бюджет РФ

    2.      Бюджеты субъектов федерации

    3.      Местные бюджеты

    Государственная бюджетная система РФ включает республиканский (федеральный) бюджет, бюджеты 21 республики, которые входят в РФ, 55 краевых и областных бюджетов, 2 городских бюджета (Москвы и Санкт-Петербурга), 10 окружных  бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и около 29 тысяч местных бюджетов (городских, поселковых, сельских).

    Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

    Основными принципами построения современной  бюджетной системы в РФ являются: единство бюджетной системы, разграничение  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность  бюджетов.

    Единство  бюджетной системы РФ обеспечивается за счет единой правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единого порядка ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

    Разграничение доходов и расходов означает закрепление соответствующих видов доходов (частично или полностью) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ. Органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

    Самостоятельность бюджетов предполагает наличие собственных  источников доходов бюджетов каждого  уровня. Эти источники определяются в соответствии с законодательством  РФ. Органы власти самостоятельно принимают  решения о направлениях использования  полученных средств.

    Внебюджетные  фонды РФ в то время, образуются в соответствии с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 10 октября 1991 г. Решения об образовании или ликвидации соответствующих внебюджетных фондов принимают Федеральное Собрание РФ, а также государственные органы представительной власти субъектов федерации и местного самоуправления

    Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение. Обычно наименование фонда отражает направление использования средств.

    По  своему назначению внебюджетные фонды  делятся на две группы: социальные фонды и экономические фонды.

    В зависимости от правового статуса  различают внебюджетные фонды, находящиеся  в собственности федеральной  власти – федеральные фонды, и  фонды, создаваемые по решению органов власти субъектов федерации и местных органов самоуправления – региональные фонды, а также внебюджетные фонды создаваемые группами предприятий – отраслевые и межотраслевые фонды.

    Так, например, к основным социальным федеральным  фондам относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования. Государственный фонд занятости населения, фонды обязательного медицинского страхования [9] К экономическим фондам относятся федеральные и региональные дорожные фонды, к региональным социальным фондам -  фонды развития жилищной сферы, к экономическим отраслевым и межотраслевым фондам - фонды  НИОКР и пр.

    Средства большинства федеральных и региональных внебюджетных фондов включены в соответствующие бюджеты.

    Денежно-кредитная  система Российской Федерации раньше других звеньев финансовой системы подверглась радикальной перестройке. Фундаментом новой денежно-кредитной системы стали преобразования в банковской сфере. В дореформенный период фактически существовала однобанковская система, в которой Госбанк СССР распределял в соответствии с планом через свои филиалы все финансовые ресурсы в стране. Кроме того, лишь один банк мобилизовывал сбережения населения – Сбербанк, являвшийся, по сути, отделением Госбанка.

    Перестройка банковской сферы началась в 1987 году. Первый этап включал создание двух уровней банковской системы. Госбанк был преобразован в Центральный Банк Советского Союза. Он стал ответственным за проведение денежно-кредитной политики, обеспечение стабильности национальной валюты, надзор за коммерческими банками и проведение межбанковских расчетов. Все остальные функции были возложены на второй уровень банковской системы, состоящий из пяти специализированных банков: сберегательного банка (Сбербанк СССР), банка для  внешней торговли (Внешторгбанк СССР), банка для строительства и промышленности (Промстройбанк СССР), банка для обслуживания социальной сферы и малых предприятий (Жилсоцбанк СССР)   сельскохозяйственного банка (Агропромбанк СССР).[20]

Информация о работе Финансовая политика