Финансовая политика РФ, ее значение и задачи в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 06:07, курсовая работа

Описание работы

Государство разрабатывает финансовую политику как средство успешной реализации своих целей и задач в финансовой сфере. Эффективность воздействия финансов на социально-экономическое развитие общества во многом зависит от выбранных направлений финансовой политики и процесса их реализации.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы финансовой политики государства.................5
1.1. Содержание и значение финансовой политики...............................5
1.2. Направления и задачи финансовой политики...............................12
1.3. Классификация финансовой политики..........................................13
Глава 2. Налоговая политика РФ.........................................................................16
2.1. Значение и задачи налоговой политики.........................................16
2.2. Основные направления налоговой политики................................17
Глава 3. Бюджетная политика РФ........................................................................20
3.1. Современное состояние бюджетной политики.............................20
3.3. Основные цели и задачи бюджетной политики............................24
Глава 4. Денежно-кредитная политика Банка России.......................................31
4.1. Инструменты денежно-кредитной политики................................31
4.2. Основные направления денежно-кредитной политики ..............35
Заключение.............................................................................................................37
Список литературы................................................................................................39

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 87.26 Кб (Скачать)

   Основным показателем  и одновременно инструментом  процентной политики Центрального  банка является изменение его  официальной (базовой) ставки. В  России в качестве таковой  выступает ставка рефинансирования, т.е. ставка процента, по которой  он предоставляет кредитные ресурсы  в форме прямых кредитов, ссуд  под залог ценных бумаг (ломбардные  кредиты), а также организацию  кредитных аукционов. Однако Банк России слабо кредитует коммерческие банки, и поэтому его ставка рефинансирования не влияет на уровень банковского процента в нашей стране. Ставка рефинансирования ЦБ РФ лишь отражает сложившийся в стране уровень банковского процента. Ставка рефинансирования на данный момент составляет 8% [10].

   Установление норм  обязательных резервов коммерческих  банков, которые обязаны держать  в центральном банке, с одной  стороны, способствует улучшению  банковской ликвидности, а с  другой - эти нормы выступают в  качестве прямого ограничителя  кредитных возможностей коммерческих  банков, соответственно ограничителя  роста денежной массы. Повышение  норм обязательных резервов означает, что более значительная часть  банковских средств "заморожена" на счетах Центрального банка  и не может быть использована  для погашения обязательств банков  перед клиентами и для выдачи  кредитов. В результате снижается  объем банковской ликвидности,  сокращаются банковские ссуды  и денежная масса, повышается  курс национальной валюты и  уровень процентных ставок. Снижение  норм обязательных резервов приведет  к обратному результату.

   Как метод денежно-кредитного  регулирования эта политика является "административным" и наиболее  действенным методом влияния  ЦБ на налично-денежный объем  ресурсов банков по сравнению  с такими "рыночными" методами, как учетная политика и политика  на открытом рынке.

   Норма обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами составляет на сегодня 4%, перед юридическими лицам-нерезидентами – 5,5% [10].

   Операции на открытом  рынке. Механизм действия этого  инструмента центрального банка  основан на купле-продаже им  государственных ценных бумаг,  банковских акцептов и других  кредитных обязательств. В результате  увеличивается (при покупке центральным  банком ценных бумаг) либо умельшается (при их продаже) объем денежных активов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение денежной массы и соответственно стоимости кредита.

   Операции на открытом рынке различаются в зависимости от условий сделки (купля-продажа за наличные деньги или купля на срок с обязательной обратной продажей - так называемые обратные операции (операции РЕПО), объектов сделок (операции с государственными или с частными бумагами), срочности сделок (краткосрочные - до 3 месяцев и долгосрочные - от года и более), сферы проведения операций (охватывает только банковский сектор или включает и небанковский сектор рынка ценных бумаг), способа установления ставок (определяемые или центральным банком, или рынком).

   Операции на открытом  рынке - это наиболее гибкий  метод регулирования ликвидности  и кредитных возможностей банков  путем размещения государственного  долга. Эти операции особенно  активно используются центральным  банком в период роста дефицитов  федерального и местного бюджетов.

   Это были общие  методы и инструменты денежно-кредитной  политики. Но есть также и селективные, к которым относятся следующие.

   Контроль по отдельным  видам кредитов часто практикуется  в отношении кредитов под залог  ценных бумаг, потребительских  ссуд на покупку товаров в  рассрочку, ипотечного кредита.  Обычно вводится в периоды  напряжения на рынках капитала, когда государство стремится  перераспределить ссудный капитал  в пользу отдельных отраслей  или ограничить общий объем  потребительского спроса.

   Регулирование риска  ликвидности банковских операций. В многочисленных правительственных  положениях, регулирующих операционную  деятельность банков, основное внимание  уделяется риску и ликвидности  банковских операций. Характерно, что  риск банковской деятельности  определяется не через оценку  финансового положения должников,  а через соотношение выданных  кредитов и суммы собственных  средств банка.

   С помощью указанных  инструментов ЦБ удается в  определенной степени влиять  и управлять инфляцией. Но одними  только этими инструментами победить  инфляцию невозможно. Тем более  что российская инфляция имеет  глубокие, специфические корни: глубокие  диспропорции нашей экономики;  преобладание отраслей, добывающих  сырье и производящих средства  производства; огромный дефицит  государственного бюджета, ошибки  в проведении экономических реформ. Поэтому усилия ЦБ по стабилизации  цен, конечно, важны, но совершенно  недостаточны для того, чтобы  победить этот пока самый страшный  недуг нашей экономики. Более  того, сама кредитная система  страны оказалась заложницей  инфляции и не может функционировать  нормально.

 

4.2. Основные направления денежно-кредитной политики

   

    В предстоящий трехлетний период (2012-2014 гг.) Банк России, согласно проекту, завершит переход к таргетированию инфляции.

    «Это означает, что в ближайшие годы денежно-кредитная  политика  Банка России будет  сосредоточена на последовательном  снижении инфляции, а в более  отдаленной перспективе — на  поддержании стабильно низких  темпов роста цен (стабильности  цен). В рамках выбранной стратегии  Банк России ставит задачу  снизить инфляцию до 4—5% в годовом  выражении в 2014 году», — отмечается  в материалах.

    При этом по  итогам 2011 года прирост потребительских  цен, по мнению ЦБ, уложится  в целевой ориентир в 7,0% (против 8,8% за 2010-й).

    Основной задачей  курсовой политики Банка России  на 2012—2014 год декларируется последовательное  сокращение прямого вмешательства  регулятора в курсообразование и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса. «Банк России продолжит повышение гибкости курса рубля, что позволит подготовить участников рынка к переходу на плавающий курс, облегчая процесс их адаптации к значительным колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками», — отмечается в материалах.

    Характеризуя  использование системы инструментов  денежно-кредитной политики в  среднесрочной перспективе, ЦБ  отмечает, что последовательное  сокращение прямого вмешательства  регулятора в процессы курсообразования будет способствовать повышению эффективности работы процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. «В связи с этим политика управления процентными ставками станет ключевой в механизме денежно-кредитного регулирования», — говорится в материалах.

    Кроме того, в  зависимости от реализации различных  сценариев макроэкономического  развития, оказывающих влияние на  динамику денежно-кредитных показателей,  Банк России планирует применение  инструментов предоставления денежных  средств банковскому сектору  или абсорбирования его свободной  ликвидности, а также использование  обязательных резервных требований  в качестве инструмента денежно-кредитного  регулирования и сдерживания  инфляционных процессов.

    В основу проекта  основных направлений ДКП заложен  сценарий перелома тенденции  оттока частного капитала, начиная  с 2012 года по второму и третьему  прогнозным вариантам и устойчивый  прирост его притока в последующие  годы на уровне 10—15 млрд долларов в год.

    Вместе с тем  сальдо счета текущих операций  в 2013—2014 году, вероятнее всего  (согласно первому и второму  прогнозным вариантам основных  направлений ДКП), переместится в  область отрицательных значений [2].

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

    В данной курсовой работе была рассмотрена финансовая политика РФ в современных условиях. Проделанная работа позволила решить поставленные задачи и сделать следующие выводы:

  • Финансовая политика, представляющая собой совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций, оказывает огромное влияние на уровень и темпы развития страны. Существование рациональной финансовой политики субъектов Российской Федерации является положительным фактором развития экономики государства и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие экономики страны.
  • Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
  • Целью финансовой политики является мобилизация финансовых ресурсов на базе экономического роста, необходимых для более полного удовлетворения потребностей общества.
  • Реализация финансовой политики должна предполагать скоординированные действия по всем направлениям: денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, ценовой, таможенной, социальной, инвестиционной  политики и политики в области международных финансов.

    Политика, проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. Она содержит как положительные стороны, так и много отрицательных моментов и нуждается в реформировании.

    Представляются  необходимыми следующие меры:

- экономия и рациональное  использование бюджетных средств,  в частности уменьшение расходов  на администрацию, оборону, беспорядочные  субсидии и крупные убыточные  проекты и направление средств в такие отрасли, как здравоохранение, образование и инфраструктура;

- расширение налоговой  базы, введение прогрессивного налогообложения,  налога на роскошь;

- введение льготных налоговых  условий и снижение процентов  по кредиту для малого бизнеса;

- борьба с коррупцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. «Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов».

2. «Основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов».

3. «Основные направления  налоговой политики РФ на 2012 год  и на плановый период 2013 и 2014 годов».

4. Финансы: Учебник / Под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В . – М.: Финансы и статистика, 2007.

5. Финансы: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. А.П. Балакиной и д.э.н., проф. И.И. Бабленковой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2012.

6. Финансы: учебник / под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.

7.  Варламова М.А. Финансы, денежное обращение и кредит [Электронный ресурс]: http://be5.biz/ekonomika/f010/index.htm

8. Киселев М.В. Финансы  [Электронный ресурс]: http://be5.biz/ekonomika/fkmv/index.htm

9. Миляков Н.В. Финансы  [Электронный ресурс]:  http://be5.biz/ekonomika/fmnv/index.htm

10. Банк России – http://www.cbr.ru/

11. «Российская газета» - http://www.rg.ru/

 


Информация о работе Финансовая политика РФ, ее значение и задачи в современных условиях