Финансовая политика РФ, ее значение и задачи в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 06:07, курсовая работа

Описание работы

Государство разрабатывает финансовую политику как средство успешной реализации своих целей и задач в финансовой сфере. Эффективность воздействия финансов на социально-экономическое развитие общества во многом зависит от выбранных направлений финансовой политики и процесса их реализации.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы финансовой политики государства.................5
1.1. Содержание и значение финансовой политики...............................5
1.2. Направления и задачи финансовой политики...............................12
1.3. Классификация финансовой политики..........................................13
Глава 2. Налоговая политика РФ.........................................................................16
2.1. Значение и задачи налоговой политики.........................................16
2.2. Основные направления налоговой политики................................17
Глава 3. Бюджетная политика РФ........................................................................20
3.1. Современное состояние бюджетной политики.............................20
3.3. Основные цели и задачи бюджетной политики............................24
Глава 4. Денежно-кредитная политика Банка России.......................................31
4.1. Инструменты денежно-кредитной политики................................31
4.2. Основные направления денежно-кредитной политики ..............35
Заключение.............................................................................................................37
Список литературы................................................................................................39

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 87.26 Кб (Скачать)

8.    учет внутреннего положения и международных позиций государства, которые определяют особенности его экономического развития. Финансовая политика государства строится с учетом конкуренции на мировых рынках, предусматривается финансовая поддержка собственных производителей и экспортеров, защита интересов национальных компаний за рубежом, возможность привлечения иностранных инвестиций в экономику государства.

    Реализация финансовой политики также должна предусматривать рост финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов власти для реализации задач и функций, возложенных на государство, обеспечивать стабильность общественного производства с целью улучшения экономического положения государства и социальной защиты населения.

    На построение финансовой политики государства оказывает влияние и тип экономики. Так, в условиях централизованной плановой экономики, при использовании административно-командной системы управления финансовая политика осуществляется с целью максимально возможной мобилизации финансовых ресурсов на макроуровне и подчинения финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования интересам государства. Финансовая политика строится в условиях директивного финансового планирования и централизованного распределения финансовых ресурсов между отраслями экономики и организациями в соответствии с основными показателями государственного плана.

    В рыночной экономике основными целями проведения финансовой политики являются сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для субъектов хозяйствования и населения, обеспечение развития отраслей экономики (например, образования, культуры, национальной обороны) и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды, достижение баланса финансовых интересов субъектов власти, субъектов хозяйствования и населения. Перечисленные цели характерны и для современной финансовой политики Российской Федерации [4].

    Основу финансовой политики составляют:

•    стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны;

•    осуществление государством выбора текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики.

    Как составная часть экономической политики финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста, благосостояния населения и социального мира. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства; определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования; разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

    При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать:

1.    специфику внутренней и международной обстановки;

2.    реальные экономические нефинансовые возможности страны.

    Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

    Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства [8].

    Финансовая политика любого государства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики, она должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.

    Важную роль в выработке финансовой политики государства играет степень развития демократических институтов в обществе, степень бюрократизации принятия государственных решений, возможности ее широкого обсуждения различными общественными объединениями. Например, преобладание во власти России бюрократическо-олигархических групп, огромное влияние их частных, а не национальных интересов крайне отрицательно повлияли на финансовую политику начала 1990-х гг., что и привело в 1998 г. к финансовому кризису в России [6].

    Основными методологическими принципами проведения финансовой политики являются: зависимость от конечной цели; макроэкономическая сбалансированность всех видов экономической деятельности; консолидация интересов всех членов общества; учет требований экономических законов; учет внутренних и внешних экономических условий и реальных финансовых возможностей [5].

   

1.2. Направления  и задачи финансовой политики

 

    Финансовая политика государства представляет собой совокупность методов и направлений воздействия государства на функционирование финансовой системы. Она может охватывать как внешнюю, так и внутреннюю политику.

    Направлениями финансовой политики являются:

1.   аккумуляция финансовых ресурсов и их распределение внутри государства между регионами и отраслями народнохозяйственного комплекса;

2.   оптимизация структуры доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований, находящихся на самоуправлении;

3.   совершенствование федерального и республиканского (регионального) финансового законодательства [7].

   К основным задачам финансовой политики можно отнести:

1.   обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2.   установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3.   организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4.   выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5.   создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами [9].

 

1.3. Классификация финансовой политики

 

    Финансовую политику можно классифицировать не только по содержательному признаку, но и по другим критериям:

  • по территориальному критерию выделяют общегосударственную (федеральную), региональную и местную финансовую политику. Разработка финансовой политики на каждом уровне управления позволяет в дальнейшем обеспечить финансовую основу развития как государства в целом, так и каждого территориального и муниципального образования;
  • по временному критерию финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Она направлена на выработку финансовых концепций и программ. Финансовая тактика включает в себя конкретные методы (приемы) достижения поставленной цели в конкретных условиях. Финансовая тактика определяет наиболее оптимальные варианты решений в данной хозяйственной ситуации. При этом финансовые мероприятия тактического характера должны проводиться в рамках финансовой стратегии и не могут противоречить ей во избежание возникновения отрицательных последствий их воздействия на функционирование финансовой системы и экономики в целом;
  • по длительности действия финансовая политика государства подразделяется на текущую и долговременную.                                                                                           

1. Текущая финансовая  политика заключается в оперативном  регулировании финансового рынка  и его звеньев, в обеспечении  нормального функционирования финансового  механизма, в поддержании сбалансированного  равновесия между звеньями финансовой  системы.                                                                                 

2. Долговременная финансовая  политика направлена на решение  крупномасштабных экономических  задач, требующих больших затрат  времени и капитала. Она действует  продолжительный период времени  и обычно ведет к кардинальным  изменениям в финансовой системе  и в финансовом механизме. 

  • в зависимости от объектов воздействия выделяют финансовую политику в сфере финансов субъектов хозяйствования и финансовую политику в сфере государственных и муниципальных финансов. В составе последней можно выделить бюджетную политику и политику в области государственного социального страхования [5];
  • по способам и приемам регулирования финансовых отношений и связей внутри финансовой системы финансовую политику можно разделить на дефляционную и рефляционную.

1. Дефляционная финансовая  политика представляет собой  систему регулирования общегосударственных  финансов и денежной политики  с целью сдерживания инфляции  и оздоровления платежного баланса  посредством снижения деловой  активности и замедления экономического  роста.

2. Рефляционная финансовая политика - это система мер по регулированию общегосударственных финансов и денежной политики с целью повышения деловой активности и ускорения экономического роста [7].

    Состав финансовой  политики определяется инструментами  воздействия государства на функционирование  финансовой системы. По этому  признаку финансовая политика  государства включает в себя:

1.   налоговую политику;

2.   бюджетную политику;

3.   денежно-кредитную  политику;

4.   ценовую политику;

5.   таможенную политику;

6.   социальную политику;

7.   инвестиционную  политику;

8.   политику в области  международных финансов.

    Остановимся подробнее  на первых трех компонентах  финансовой политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Налоговая  политика РФ

2.1. Значение и  задачи налоговой политики

   

    Важнейшая часть финансовой политики – налоговая политика. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков – физических и юридических лиц. Интересы государства базируются на принципе достаточности налогообложения. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной и легитимной деятельности участников материального производства. Налоговые отношения, как и всякие другие общественные отношения, должны воспроизводиться, и государство не должно угнетать источники и мотивы такого воспроизводства. Налогообложение не должно носить конфискационного характера. Только рост национального богатства, выраженный в том числе в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы.

    Основные задачи  современной налоговой политики  РФ:

1.   дальнейшее совершенствование  отечественного налогового законодательства  в целях оптимизации налоговой  базы и снижения уровня неплатежей;

2.   оптимизация налоговых  льгот и преференций;

3.   более жесткий  контроль за постановкой налогоплательщиков на учет;

4.   рационализация  налогового администрирования;

5.   реструктуризация  в обоснованных случаях задолженности  по платежам в бюджет и государственные  внебюджетные фонды [9].

 

 

 

 

2.2. Основные направления налоговой политики

 

    Налоговая политика  государства в ближайшие годы  будет по-прежнему проводиться  в условиях дефицита федерального  бюджета. В этой связи важнейшей  задачей Правительства РФ является  создание эффективной и стабильной  налоговой системы, обеспечивающей  бюджетную устойчивость в среднесрочной  и долгосрочной перспективе.

    Планируется, в  частности, предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы. Это в первую очередь повышение доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.

Информация о работе Финансовая политика РФ, ее значение и задачи в современных условиях